Решение по делу № 33а-2129/2018 от 11.01.2018

Судья Голочанова И.В. Дело № 33а-2129/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,

при секретаре Капуста А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 31 января 2018 года апелляционную жалобу <данные изъяты> Абдель Хади на решение Люберецкого городского суда Московской области от 17 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> Абдель Хади к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным решения от 16 марта 2017 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности предоставить временное убежище на территории РФ,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ГУ МВД России по Московской области Трофимова И.А.,

области Турова С.А.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец <данные изъяты> А.Х. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по Московской области о признании незаконным решения от 16.03.2017 г. об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, о возложении обязанности предоставить временное убежище на территории РФ. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что решением ГУ МВД по Московской области от 16.03.2017 г. ему, гражданину Республики Сирия, было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Считал это решение незаконным, принятым без наличия на то законных оснований, поскольку он не может вернуться в Сирию, так как там продолжают вестись боевые действия, страна находится в состоянии гуманитарной катастрофы, в ней не созданы условия для добровольного возвращения с соблюдением требований к безопасности. Это решение противоречит рекомендациям УВКБ ООН. Просил признать незаконным решение ГУ МВД по Московской области от 16.03.2017 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ; возложить на ГУ МВД по Московской области обязанность предоставить ему временное убежище на территории РФ.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Московской области административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении административного иска.

Решением Люберецкого городского суда Московской области от 17.08.2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец <данные изъяты> А.Х. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения представителя ГУ МВД России по Московской области, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что <данные изъяты> А.Х. является гражданином Сирийской Арабской Республики, 14.09.2016 г. въехал на территорию РФ.

Решением УФМС России по Московской области от 16.03.2017 г. <данные изъяты> А.Х. отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ.

Исходя из преамбулы Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

При этом указано, что законодательство РФ о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции РФ, в России гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

При этом ч.1 ст.63 Конституции РФ устанавливает, что Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2010 г. № 1317-О-П, указанные конституционные положения корреспондируют со ст.14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающей, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН; право убежища закреплено также в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и Протоколе 1967 года, касающемся статуса беженцев, являющихся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы.

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» дано разъяснение о том, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

Ст.7 Международного пакта от 16.12.1966 г. о гражданских и политических правах установлено, что никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст.14 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Согласно подп.3 п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст.12 Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с подп.2 п.2 ст.12 указанного Федерального закона временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ.

П.2 ст.2 указанного Федерального закона установлено, что настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как видно из приведенного подхода, временное убежище есть право, предоставленное иностранным гражданам или лицам без гражданства. Одновременно следует отметить, что предоставление временного убежища также является правом уполномоченного миграционного органа предоставить укрытие на территории РФ, но не его обязанностью.

Таким образом, исходя из смысла указанных правовых норм, административный истец мог быть признан нуждающимся в предоставлении временного убежища при наличии обоснованных оснований для предположения, что он покинул свое место жительства в результате насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию в отношении него или членов его семьи, в том числе, в связи с опасностью ввиду проведения военных действий на территории государства гражданином, которого он является.

Однако, из материалов административного дела нельзя сделать вывод о том, что административный истец сообщил административному ответчику сведения, которые могли бы быть им расценены в качестве подтверждающих обстоятельства реальности преследования и опасности подвергнуться насилию в связи с проведением военных действий или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Признак расовой или национальной принадлежности как причина насилия, преследования или реальной опасности подвергнуться преследованию определяется в ст.4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, под которой понимается признание превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения либо попытка оправдать или поощрять расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме.

Насилие, преследование или реальная опасность подвергнуться такому преследованию по признаку вероисповедания означает нарушение свободы вероисповедования лица, под которым в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединения» понимается право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Насилие, преследование или реальная опасность подвергнуться такому преследованию по признаку языка означает ограничение возможности разговаривать или вести переписку на родном языке, запрет в любых формах распространять информацию на указанном языке.

Признак принадлежности к определенной социальной группе означает объединение людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признак политических убеждений означает совокупность или систему убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы, и какой должна быть общественная мораль.

Из предоставленных административным истцом административному ответчику сведений не следовало, что он реально подвергался или мог подвергнуться каким-либо вышеперечисленным притеснениям; не следовало и о наличии угрозы его жизни, опасений преследований на территории Сирийской Арабской Республики по признаку вероисповедания, национальности или расовым признакам, а также гонения либо унижения его достоинства или членов его семьи. Не нашли своего подтверждения эти обстоятельства и в ходе судебного разбирательства по административному делу.

Так, в анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ, административный истец в качестве причин, по которым он не желает вернуться в государство своей гражданской принадлежности, указал на обстоятельства отсутствия там нормальных условий для жизни и работы, на возможность призыва его в армию (п.п.47, 48). Также административный истец в анкете указал на то, что он может получить разрешение властей государства своей гражданской принадлежности на возвращение, и что он не знает, существует ли реальная угроза его безопасности в случае его возвращения (п.п.49, 50) (л.д.36-41).

Кроме того, административный истец въехал на территорию РФ 14.09.2016 г. по частной визе, которая была выдана на срок с 07.09.2016 г. по 05.12.2016 г. (л.д.48). При этом при приезде в РФ с заявлением о предоставлении временного убежища административный истец не обращался, а подал такое заявление только 25.01.2017 г. – после того, как закончился срок действия выданной ему визы (л.д.34).

Административный истец не имеет на территории РФ родственных связей, его близкие родственники (жена, сын, родители, сестра) проживают в Турции и Ливане (п.25).

Основание административного иска о том, что на территории Сирийской Арабской Республики идут боевые действия, в связи с чем административный истец не может туда вернуться, само по себе не может быть расценено в качестве доказательства применения к административному истцу насилия либо его притеснения на территории государства его гражданской принадлежности.

Кроме того, в декабре 2017 года из Сирийской Арабской Республики был выведен находившийся там ограниченный военный контингент Вооруженных сил РФ.

Таким образом, довод административного истца о невозможности возвращения на территорию Сирийской Арабской Республики в виду проходящих там военных действия не может служить безусловным основанием для удовлетворения административного иска, поскольку он не опровергает указанных выводов об отсутствия доказательств невозможности проживания административного истца на территории государства своей гражданской принадлежности.

Таким образом, совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что административный истец правомерно и обоснованно не был отнесен административным ответчиком к категории лиц, нуждающихся в предоставлении временного убежища на территории РФ, поскольку его приезд в РФ был мотивирован экономическими соображениями, поисками лучшего места жительства.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Люберецкого городского суда Московской области от 17 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> Абдель Хади – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-2129/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Мджахед А.Х.
Ответчики
ГУ МВД России
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
17.01.2018[Адм.] Судебное заседание
31.01.2018[Адм.] Судебное заседание
06.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее