Решение по делу № 2-3/2018 (2-527/2017; 2-15714/2016;) от 10.11.2016

Дело № 2-3/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

с участием представителя истца Жолудя С.С.,

представителя ответчика Мандич К.Н.,

представителя третьего лица Юрковского А.Б.,

при секретаре Кипрушевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, «24» января 2018 года, дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Мандич В.А. о взыскании неосновательного обогащения, процентов,

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее ГБУ РК «ЦСЗН») обратилось в суд с иском к Мандич В.А. о взыскании незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с ** ** **, в размере 51350 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 5696,24 руб. В обоснование заявленных требований указано, что при обращении с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг ответчиком предоставлены недостоверные сведения о доходах.

Представитель ГБУ РК «ЦСЗН в г. Сыктывкаре» Жолудь С.С. заявленные требования поддержал.

Ответчик Мандич В.А. в судебном заседании участия не приняла, извещена надлежаще, представитель ответчика Мандич К.Н. с иском не согласна.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Мандич В.А., ** ** **, зарегистрированная по адресу..., являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании заявлений от ** ** ** ** ** **

К заявлениям о назначении субсидии Мандич В.А. представляла справки о доходах, полученных супругом ... А.Н. в ООО «...» и ООО ...».

На основании представленных документов ответчику была назначена субсидия.

** ** ** специалистом ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкар» был сделан запрос в ИФНС по г. Сыктывкару на предмет соответствия предоставляемых доходов Мандич В.А. и членов ее семьи.

По информации ИФНС по г. Сыктывкару ... А.Н. в ** ** ** получен доход в размере .... от ОАО «...».

О данном доходе, при сообщении о котором она не имела бы право на получение субсидии, Мандич В.А. истцу не сообщила.

Истец полагает, что в результате представления Мандич В.А. заведомо недостоверных сведений последней излишне выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с ** ** **, в размере ...

В связи с изложенным ** ** ** в адрес Мандич В.А. истцом направлено уведомление об имеющейся переплате с приложением реквизитов для добровольного внесения денежных средств.

На дату подачи данного искового заявления сумма излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги ответчиком не возвращена.

Заочным решением Сыктывкарского городского суда от 03.02.2010 по гражданскому делу №2-1250/2010 с ... А.Н., ... К.Н., ... Л.А. взысканы солидарно в пользу АКСБ РФ (ОАО) (в настоящее время – ПАО «...») задолженность по кредитному договору №... от ** ** ** г. в сумме ...., а также расходы по уплате госпошлины в размере ...

17.03.2010 исполнительный лист предъявлен в ОСП по г.Сыктывкару, в отношении ... А.Н. возбуждено исполнительное производство №...

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 12.12.2011 г. исполнительное производство №... окончено в связи с невозможностью его исполнения.

09.07.2013 исполнительный лист вновь предъявлен в ОСП по г.Сыктывкару для исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Сыктывкару №2 в отношении ... А.Н. в пользу взыскателя ПАО «...» возбуждено исполнительное производство №... (в настоящее время - №...).

В ** ** **, в связи с ненадлежащим исполнением ... А.Н. обязательств по кредитному договору № ... от ** ** ** ПАО Банк произвел перенос задолженности в сумме ... руб. на счета по учету задолженности, погашение которой осуществляется несвоевременно, и направил сведения по форме №2-НДФЛ о полученном доходе и сумме неудержанного налога в размере ... руб. в налоговый орган, о чем в адрес ... А.Н. направил уведомление о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц по налоговой ставке ...%, в котором, кроме прочего, обращено внимание, что произведенные изменения в учете задолженности не влияют на размер обязательств перед Банком и не снимают обязанностей по погашению задолженности по кредитному договору.

** ** ** ... А.Н. представил в налоговый орган налоговую декларацию, с указанием суммы дохода в размере ...., ** ** ** Мандич А.Н. воспользовавшись правом внесения изменений, направил уточненную декларацию за ** ** **, где не указал об указанном доходе.

По сообщению судебного пристава-исполнителя, остаток задолженности на 23.01.2018 составляет 386971,6 руб., в течение ** ** ** на депозитный счет ОСП по г. Сыктывкару №2 поступили денежные средства в размере ...

** ** ** ... А.Н. обращался в суд с административным иском Отделу судебных приставов по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г.Сыктывкару №2 ... О.А., УФССП России по Республике Коми об обязательстве окончить исполнительное производство №... (№... Заявленные требования мотивировал тем, что взыскатель ПАО «...» списал с баланса просроченный кредит, и оснований для возбуждения исполнительного производства не имелось.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда по делу №2а-63/2017 от 23.01.2017 в иске отказано.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд считает, что истцом не доказан факт недобросовестности действий ответчика при получении субсидии.

В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

В силу ст. 10 названного Федерального закона в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Кроме того, Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Постановление № 761 от 14.02.2005).

В соответствии с пунктом 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов предусмотрено пунктом 11 Постановления № 761.

В п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приведен список документов, необходимых для получения субсидии, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении субсидии.

В соответствии названными Правилами к заявлению о предоставлении субсидии прилагаются, в том числе документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Представление заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, влечет прекращение выплаты субсидии (пункт 60 Постановления).

Пунктом 61 предусмотрено, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 и 3 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Проанализировав в системной связи обстоятельства настоящего дела и положения действующего законодательства, суд полагает, что возврату в бюджет подлежат суммы субсидий при наличии совокупности условий, а именно: факт представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи недостоверной информации, осведомленность заявителя о недостоверности указанных сведений, предоставленная заведомо недостоверная информация имеет существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. По смыслу вышеприведенных норм гражданского законодательства, неосновательное обогащение предполагает недобросовестность, вину лица, в таком обогащении, что в данном конкретном случае не имеет места.

Такая совокупность в настоящем споре своего подтверждения не нашла.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

В п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

В соответствии с пунктом 32 Положения, совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

В перечне учитываемых видов доходов списание просроченного кредита с баланса на счет резерва или «безнадежная задолженность» в качестве дохода не поименовано.

Кроме того, доказательств получения Мандич В.А. и членами ее семьи в спорном периоде, за который ответчиком предоставлены справки о доходах какого-либо иного дохода не представлено. Кредит ... А.Н. получен в ** ** **

Истцом не доказано, что Мандич В.А. разъяснено, что списание банком безнадежной задолженности является доходом, о котором Мандич В.А. должна была сообщить в ГБУ «ЦСЗН по г. Сыктывкару» при подаче заявления о получении субсидии, что свидетельствует об отсутствии в действиях ответчика признаков недобросовестности.

Списание банком просроченного кредита с баланса на счет резерва производится на основании пункта 1 статьи 24 и статьи 226 НК РФ только в целях налогообложения и не свидетельствует о получении какого-либо дохода в том понятии, какой ему придается приведенными выше нормативными актами, регулирующими вопросы предоставления гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем не может являться основанием для утверждения о намеренном сокрытии полученных доходов.

Обращаясь с заявлением от ** ** **, Мандич В.А. предоставила сведения о доходах за период с ** ** **, о факте переноса банком просроченного кредита ... А.Н. с баланса на счет резерва ей при обращении с этим заявлением не было известно, поскольку такое списание произведено банком ** ** **, в связи с чем субсидия за период с ** ** ** назначена и выплачена обоснованно.

Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Руководствуясь, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Мандич В.А. о взыскании неосновательного обогащения в размере 51350 руб. 26 коп. и процентов в размере 5696 руб. 24 коп. оставить без удовлетворения.

Судья- Н.Е. Колосова

2-3/2018 (2-527/2017; 2-15714/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУ РК Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара
Ответчики
Мандич В.А.
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2016Передача материалов судье
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2016Судебное заседание
11.01.2017Судебное заседание
01.02.2017Судебное заседание
06.10.2017Производство по делу возобновлено
23.10.2017Судебное заседание
27.12.2017Производство по делу возобновлено
24.01.2018Судебное заседание
24.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее