Судья 1 инстанции: ФИО5
Номер дела суда 1 инстанции: 2а-1230/2020 Дело №33а-9478/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,
судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи в защиту прав и законных интересов Лёвиной Светланы Александровны, действующей самостоятельно и как законного представителя Лёвиной Софии Антоновны, к Администрации города Керчи, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи, заинтересованное лицо – Воронин Алексей Анатольевич, о признании бездействия незаконным, признании незаконным и отмене решения на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений, понуждении повторно рассмотреть вопрос,
по апелляционной жалобе врио Администрации города Керчи – ФИО2 на решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения представителя административного истца Администрации г. Керчи Республики Крым ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО9, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым обратился в Центральный районный суд города Симферополя в защиту прав и законных интересов Лёвиной С.А. с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации г. Керчи Республики Крым по непринятию мер к оказанию Лёвиной С.А. разовой материальной помощи для приобретения жилого помещения; признать решение Администрации г. Керчи Республики Крым об отказе Лёвиной С.А. во включении в список на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам, в результате взрыва газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес> Республики Крым, незаконным и отменить; обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о возможности включения Лёвиной С.А. в список на оказание разовой материальной помощи.
Требования мотивированы тем, что Лёвина С.А. является сособственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Сособственником 1/2 доли данной квартиры является Воронин А.А.. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден порядок расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым из резервного фонда Совета министров Республики Крым на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам, в результате взрыва бытовой газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес>. По результатам рассмотрения заявления Лёвиной С.А. уведомлением Администрации г. Керчи от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в список на оказание разовой материальной помощи в связи с тем, что в собственности Воронина А.А. (брата Лёвиной С.А.) имеется иное жилое помещение. Поскольку в собственности Лёвиной С.А. иных жилых помещений не имеется, отказ Администрации <адрес> нарушает ее права, что послужило основанием для обращения в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение Администрации <адрес> (в форме уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе Лёвиной С.А. во включении в список на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам в результате взрыва газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес>.
Возложена обязанность на Администрацию <адрес> Республики Крым устранить допущенные нарушения прав Лёвиной С.А. в порядке и сроки, установленные Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, повторно рассмотреть заявление Лёвиной С.А. о включении в список на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам в результате взрыва газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес> - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, после чего незамедлительно сообщить об исполнении решения суда административному истцу и суду. В удовлетворении остальной части требований о признании бездействия незаконным отказано.
Не согласившись с указанным решением, врио главы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на незаконность решения суда первой инстанции, а также на нарушение норм материального и процессуального права.
В своей апелляционной жалобе апеллянт указывает, что административным истцом пропущен срок на подачу настоящего административного иска, поскольку судом установлено, что о нарушении прав истца прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, представление прокурора в Администрацию <адрес> поступило ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения которого прокурору стало известно ДД.ММ.ГГГГ, а с иском в суд прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, одним из доводов апелляционной жалобы также является то, что из представленных Лёвиной С.А. и Ворониным А.А. документов усматривается, что Воронину А.А. на праве собственности принадлежит <адрес>. Данное обстоятельство явилось основанием отказа во включение Лёвиной С.А. и Воронина А.А. в список граждан – претендентов на получение разовой материальной помощи согласно подпункта 2 пункта 2.2.7 Порядка, утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п. В связи с чем апеллянт считает, что права и законные интересы Лёвиной С.А. не нарушены, она не лишена права собственности, ее жилье не утрачено.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры <адрес> Республики Крым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации <адрес> Республики Крым ФИО8 просила апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в ней. Решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Представитель административного истца ФИО9 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Лёвина С.А. является сособственником 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №. Сособственником 1/2 доли данной квартиры является брат административного истца Воронин А.А..
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден порядок расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым из резервного фонда Совета министров Республики Крым на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам, в результате взрыва бытовой газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Лёвина С.А. обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан на получение разовой материальной помощи для приобретения жилого помещения, указав в качестве членов своей семьи: дочь Лёвину С.А. и брата Воронина А.А..
При этом, из поданного заявления следует, что место фактического жительства Лёвиной С.А. и ее дочери Лёвиной С.А. является адрес: <адрес> (зарегистрированы в <адрес> в <адрес>). Воронин А.А. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ.
В тот же день Лёвиной С.А. и Ворониным А.А., как собственниками жилого помещения, подписано обязательство о безвозмездной передаче органу местного самоуправления в собственность муниципального образования городской округ Керчь жилого помещения.
Однако, уведомлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лёвиной С.А. отказано во включении в список на оказание разовой материальной помощи в связи с тем, что в собственности Воронина А.А. (брата административного истца) имеется иное жилое помещение - <адрес> в <адрес>.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Лёвина С.А., как собственник 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, подпадает по категорию лиц, имеющих право на оказание разовой материальной помощи в соответствии с Порядком расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым из резервного фонда Совета министров Республики Крым на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам, в результате взрыва бытовой газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес> Республики Крым.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым из резервного фонда Совета министров Республики Крым на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам, в результате взрыва бытовой газо-воздушной смеси, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> (подъезд №) по <адрес> Республики Крым (Далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 право на получение разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений имеют собственники жилья (собственники долевых частей жилого помещения), отселенные из жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом <адрес> (подъезд №) по <адрес> Республики Крым (далее - граждане).
Размер разовой материальной помощи рассчитывается как произведение общей площади жилого помещения, находящегося в собственности граждан на день возникновения чрезвычайной ситуации, и показателя стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в новостройках <адрес>. Стоимость одного квадратного метра жилого помещения в новостройке в <адрес> составляет <данные изъяты>..
Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что разовая материальная помощь предоставляется гражданам по заявлению, поданного до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктов 2.2, 2.3 Порядка заявление о включении граждан, в список подается не позднее восьми месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации:
- гражданином-собственником жилого помещения, расположение 3-м подъезде жилого дома по <адрес> Республики Крым;
- в случае если собственник жилого помещения постоянно не проживал в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или законными представителями;
- в случае смерти собственника жилого помещения, постоянно проживавшего в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями;
- в случае если жилое помещение принадлежало членам семьи на праве общей собственности - одним из членов семьи по согласию остальных членов семьи либо совместно.
К заявлению прилагаются: копии документов, удостоверяющих личности граждан; копия правоустанавливающих документов (при наличии) на жилое помещение (договор приватизации (передачи в собственность), купли- продажи, мены, дарения, ордер, решение суда, свидетельство о государственной регистрации, акт органа местного самоуправления и так далее), права на которое не были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, которое расположено в многоквартирном жилом <адрес> (подъезд №) по <адрес> Республики Крым; обязательство собственника жилого помещения в установленном договором предусмотренным подпунктом 3 пункта 4 пункта 4.4 указанного постановления сроки безвозмездно передать органу местного самоуправления в собственность муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым жилые помещения, земельные участки с расположенными на них жилыми помещениями, иными объектами недвижимости, сооружениями, объектами незавершенного строительства, принадлежащими гражданам, на праве собственности, либо отказ от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, расторжение договоров аренды земельных участков, а также обязательство органа местного самоуправления принять в собственность муниципального городского округа жилые помещения, земельные участки с расположенными на них жилыми помещениями, иными объектами недвижимости, сооружениями, объектами незавершенного строительства, принадлежащими гражданам, на праве собственности, либо отказ от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, расторжение договоров аренды земельных участков.
В соответствии с пунктом 2.7. настоящего Порядка основаниями для отказа во включении в список являются:
1) непредставление или представление документов, указанных в пункте 3 раздела 2 настоящего Порядка, не в полном объеме, а также представление документов, оформленных ненадлежащим образом, недостоверное сведений, содержащихся в представленных документах, несоответствие гражданина требованиям, установленным разделом 1 настоящего Порядка;
2) граждане, имеют в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) об площадью, равной или более учетной нормы площади жилого помещения установленной органом местного самоуправления по месту нахождение жилого помещения, из расчета на одного члена семьи из числа лиц указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, если иное предусмотрено законом Республики Крым.
Отказывая во включении в список на оказание разовой материальной помощи для приобретения жилых помещений гражданам, в результате взрыва бытовой газо-воздушной смеси, административный ответчик сослался на подпункт 2 пункта 2.7 Порядка.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции у Лёвиной С.А. иных жилых помещений либо долей в праве собственности на жилые помещения не имеется.
Судом правомерно сделан вывод, что фактически, в данном случае, административный ответчик ставит возникновение у административного истца права на получение разовой материальной помощи в зависимость от наличия у иного совладельца квартиры, вовсе не являющегося членом семьи Лёвиной С.А., в собственности жилых помещений.
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, оснований для отказа Лёвиной С.А. во включении список лиц имеющих право на оказание разовой материальной помощи, Порядок не содержит, в связи с чем содержание оспариваемого решения не соответствует вышеуказанному Порядку, как нормативному акту, регулирующему спорные отношения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции и его правовым обоснованием.
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к повторению позиции ответчика как стороны по делу, аргументация несостоятельности которой изложена в обжалуемом судебном акте, и оспариванию им судебной оценки доказательств.
Доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Керченского городского Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу врио Администрации <адрес> – ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья: А.А. Тимофеева
Судьи: Н.Р. Мостовенко
Е.Г. Павловский