Решение по делу № 12-10/2017 от 06.03.2017

                                                                                                                       N 12-10/2017

РЕШЕНИЕ

03 мая 2017 г.                                                                         п. Терней Приморского края

Судья Тернейского районного суда Приморского края Скачкова Л. В., рассмотрев жалобу директора Муниципального унитарного предприятия " Коммунальный комплекс п. Терней" ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО3 г. от 30.08. 2016г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальный комплекс п. Терней", впервые привлечённого к административной ответственности за однородное правонарушение,

установил:

Постановлением старшего госинспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО3 г. от 30.08. 2016г., юридическое лицо МУП «Коммунальный комплекс п. Терней», привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе представитель МУП "Коммунальный комплекс п. Терней" директор предприятия ФИО2, просит отменить вышеуказанное постановление, поскольку вина предприятия в инкриминируемом ему деянии не установлена. На полигон утилизации поступают отходы от предприятий и местного населения. Финансовые и фактические возможности предприятия, не позволяют надлежаще контролировать поступление и размещение мусора на полигоне, где находится только один рабочий в период времени с 08 час. до 12 час. В остальное время, привозимый мусор и отходы размещаются хаотично, появляются отходы в виде автомобильных шин и холодильных камер, поэтому просит производство по делу прекратить.

В судебном заседании директор МУП "Коммунальный комплекс п. Терней" директор предприятия ФИО2, доводы жалобы поддержал, пояснил, что 03.08. 2016г., он совместно с представителем «Росприроднадзора» ФИО4, осмотрели полигон отходов за п. Терней, и никаких существенных замечаний по хранению ТБО, указано не было.    Факт беспорядочного размещения отходов вне рабочих карт, считает не установленным. Нахождение на полигоне нескольких автомобильных шин и двух коробов от холодильных камер, было устранено в короткие сроки. Представитель «Росприроднадзора» ФИО4, произвел фотографирование полигона ТБО, и на основании сделанных фотографий, впоследствии составил акт осмотра и протокол об административном правонарушении. В связи с наводнением «Лайнрок» на территории Тернейского района, он не имел возможности прибыть в «Росприроднадзор», в г. Владивосток для рассмотрения протокола об административном правонарушении. Не согласен с постановлением, так как считает правонарушение малозначительным, просит отменить постановление, поскольку уплата штрафа в размере 100000 рублей, может привести предприятие к финансовому разорению, поскольку работает без прибыли, является убыточным.

Представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явился по третьему вызову. О слушании надлежаще уведомлен, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении г., выслушав пояснения представителя МУП «Коммунальный комплекс п. Терней», ФИО2, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Исходя из ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01. 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей средств и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.07. 1998г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребление на здоровье человека и окружающую природную среду, где согласно ст. 1 под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образованных в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами подразумевается - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под размещением отходов, понимается – хранение и захоронение отходов. Под хранением отходов понимается - содержание отходов в объектах их размещения с целями их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Под захоронением отходов понимается – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов на срок не более чем шесть месяцев), в местах (на площадках) обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Пунктом статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03. 1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно п.п. 1.1 и 1. 2 Санитарных правил «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05. 2001г. , установлены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Складирование ТБО допускается только по рабочей карте и в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов ( п. 5.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01).

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1, ст. 26.2 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 58 Конституции России, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета, и согласно ст. 26 юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 28.07. 2016г. -КНД в период с 03 по 05 августа 2016г., представителем данного учреждения была проведена внеплановая выездная проверка, с целью соблюдения МУП «Коммунальный комплекс п.Терней» условий при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В процессе осмотра территории полигона 03. 08. 2016г. было установлено, что на полигоне ТБО, расположенного по адресу: п. Терней, в 2 км. севернее ориентира: дом №10 по ул. Артемово, и находящегося в пользовании МУП «Коммунальный комплекс п. Терней», переданного ему по договору от 29.06. 2016г., беспорядочно размещаются отходы производства и потребления вне рабочих карт.

Выявлен факт размещения отходов производства и потребления, подлежащих утилизации, в частности - автомобильных шин и холодильных камер, чем нарушены требования статей 34, 39, 51 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст.22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ от 25.10. 2001г. № 136-ФЗ.

Данный факт представителем юридического лица ФИО2 не отрицается. Представленные в материалах административного дела фотографии полигона, им не оспариваются.

22 августа 2016г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО4, по факту нарушения предприятием экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления было возбуждено дело об административном правонарушении, в отношении МУП «Коммунальный комплекс п.Терней» и был составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приморскому краю от 30.08.2016г. МУП «Коммунальный комплекс п.Терней» признано виновным в совершении административного правонарушения,    предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Действия юридического лица МУП "Коммунальный комплекс п. Терней" квалифицированы должностным лицом по ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Вина МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» в размещении нескольких автомобильных шин и остатков двух холодильных камер, а также беспорядочном размещении отходов производства и потребления на полигоне ТБО вне рабочих карт, расположенного по адресу: Приморский край, Тернейский район п. Терней, в 2 км. севернее ориентира: дом № 10 по ул. Артемово, подтверждается:

- объяснительной сторожа полигона ФИО5 о наличии на полигоне автомобильных шин и холодильных камер (л.д. 9),

- актом обследования территории полигона ТБО от 05. 08. 2016г. с приложенными к нему фототаблицами,

- протоколом об административном правонарушении г. от 22.08. 2016г.,

-актами документальной внеплановой проверки на предмет предоставления лицензии -КНД, (л.д. 52-57).

         Исследовав акт обследования территории от 05.08. 2016г. без номера, указание в нем даты «12.07.2016» и места «береговая полоса в районе д. 1 по ул. Татарская, г. Владивосток» являются технической ошибкой, поскольку обследование началось 03.08. 3016г. и фактически обследовалась территория полигона ТБО, находящегося по адресу: район п. Терней, в 2 км. севернее ориентира: дом № 10 по ул. Артемово.

При рассмотрении настоящего дела, должностным лицом административного органа правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Привлекая МУП «Коммунальный комплекс п. Терней»    к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения. И с учетом установленных по делу обстоятельств, сделан правильный вывод о наличии у привлекаемого к ответственности юридического лица возможности по соблюдению нарушенных санитарных и экологических норм и правил, но последнее не приняло достаточных мер для их соблюдения.

Доводы в жалобе на наличие процессуальных нарушений при осуществлении процедуры привлечения к административной ответственности, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы. Ссылки в жалобе на недоказанность наличия в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления административного органа, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Каких-либо существенных нарушений административного законодательства по делу допущено не было, оснований для отмены постановления по делу не имеется.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного наказания.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа, становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

Применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. N 1-П).

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении.

Впоследствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Согласно заключению аудиторской проверки от 23. 11. 2016г. ООО «Фирма Аудитинформ» МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» и пояснительной записки к годовому бухгалтерскому балансу за 2016г., предприятие работало без прибыли с убытками. Имеет заложенность по уплате налогов в бюджет, поставщикам и подрядчикам, по заработной плате и прочим расчетам. Исходя из информационной справки от 02.05. 2017г., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., предприятие имеет долговые обязательства перед поставщиками на сумму 247051, 25 руб. задолженность по налогам и сборам 703281,66 руб.. задолженность по социальным страховым расчетам 483337,04 руб.

Таким образом, с учетом изложенного, а также характера совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих наказание, как привлечение к административной ответственности за однородное правонарушение впервые, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового положения нарушителя, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное МУП «Коммунальный комплекс п. Терней» административное наказание, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.2 КоАП РФ подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю г. от 30.08. 2016г. по делу об административном правонарушении, в отношении Муниципального унитарного предприятия « Коммунальный комплекс п. Терней», предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ – изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части постановление суда оставить без изменения.

Жалобу представителя ФИО2 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой сторонами суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья                                                                                                      Л.В. Скачкова

12-10/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
МУП " Коммунальный комплекс п. Терней"
Суд
Тернейский районный суд Приморского края
Судья
Скачкова Лариса Васильевна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
terneysky.prm.sudrf.ru
06.03.2017Материалы переданы в производство судье
29.03.2017Судебное заседание
19.04.2017Судебное заседание
03.05.2017Судебное заседание
03.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее