Решение по делу № 2-2145/2024 от 31.05.2024

11RS0002-01-2024-002148-95

Дело № 2-2145/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

    в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.

    при секретаре судебного заседания Беляевой В.Н.

с участием представителя истца Щербининой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте

30 сентября 2024 года гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» к Наврузовой (Оморовой) А.А. о взыскании денежных средств,

установил:

Истец обратился с иском, в обоснование которого указал, что 26.05.2023 между ЦСЗН г.Воркуты и Оморовой А.А. был заключен социальный контракт ... о предоставлении социальной помощи по осуществлению предпринимательской деятельности. Социальная помощь была предоставлена на организацию собственного дела (в сфере ногтевого сервиса) для покупки оборудования, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществления предпринимательской деятельности. Размер единовременного пособия составил 350000 руб. Контракт вступил в силу с 01.06.2023 и действовал до 31.05.2024. По сведениям ЕГРИП Оморова А.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Закупка основных средств и материалов должна была завершиться в феврале 2024 г. В целях исполнения программы социальной адаптации Оморова А.А. приобрела необходимые товары, заключила договор аренды, но своевременно не предоставила отчёт о целевом расходовании в соответствии с планом расходов денежных средств за сентябрь 2023 г., чем нарушила п.2.3 соцконтракта. Следовательно, пособие использовалось с нарушением п.2.3 социального контракта и программы социальной адаптации. В связи с чем ответчику было направлено решение от 23.11.2023 №029 о досрочном расторжении социального контракта с 01.12.2023. В возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ, в отношении ответчика было отказано. Однако, учитывая, что пособие ответчиком добровольно не возвращено, истец просит в судебном порядке взыскать с Наврузовой (Оморовой) А.А. выплаченную сумму социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта в размере 350000 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Щербинина О.М. заявленное требование поддержала.

Ответчик Наврузова (Оморова) А.А. извещалась о слушании дела надлежащим образом; судебная повестка ответчиком не получена; конверт с судебной корреспонденцией возвращен в суд в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении.

В соответствии со ст.117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из разъяснений, изложенных в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.

В п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 разъяснено, что ст.165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства ответчика заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении ответчика судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения (ч. 2 ст. 117 ГПК РФ).

Таким образом, ответчик признаётся надлежащим образом извещённой о дне, времени и месте слушания дела.

Делая такой вывод, суд, в том числе учитывает, что о нахождении дела в суде ответчик была уведомлена в соответствии со ст. 113 ГПК РФ посредством телефонограммы. Так, в телефонограмме от 31.07.2024 секретарем судебного заседания Наврузовой (Оморовой) А.А. было сообщено о том, что предварительное слушание по настоящему делу состоится в 11 час. 20 мин. 08.08.2024 в Воркутинском городском суде.

Сведения о назначении судебного заседания на 10 час. 30 мин. 30.09.2024 были заблаговременно размещены на официальном сайте Воркутинского городского суда.

С учетом указанного, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз.2 ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с ч. 1 – ч. 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч.1 ст.7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

На основании ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как следует из постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №281, в целях реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» Правительство Республики Коми установило государственную социальную помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде пособия на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или организации крестьянского (фермерского) хозяйства в размере фактических затрат, но не более 350000 руб. (подп. «б» абз.5 п.1).

Согласно Приложению №3 к постановлению Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №281 порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта разработаны в целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи», Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми», с учетом Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (приложение № 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»), и регулируют вопросы, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта.

Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, указанным в ч.1 ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации установлены Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №296 (Приложение №8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»).Из положений постановления Правительства РФ от 15.04.2014 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» следует, что перечисление денежных средств гражданину при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в порядке, определяемом правовым актом субъекта Российской Федерации, на открытые гражданину в кредитной организации банковские счета.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2394 «О внесении изменений в приложение №8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» к социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию которой предоставляется субсидия, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (подп. «б» п.3 Правил).

26.05.2023 ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» (Центр) и Оморова (сейчас Наврузова) А.А. (заявитель) заключили социальный контракт №406 (по мероприятию – осуществление предпринимательской деятельности).

Предметом договора является сотрудничество между Центром и заявителем по реализации программы социальной адаптации, являющейся приложением №1 к социальному контракту, в целях максимальной адаптации заявителя (и членом его семьи) и включение его в процесс самообеспечения в рамках Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2394 и Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта, утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №281.

По условиям соцконтракта №406 Центр, в том числе обязуется: осуществлять заявителю выплату пособия на основании соцконтракта с целью осуществления им предпринимательской деятельности в соответствии с условиями соцконтракта; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных соцконтрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями соцконтракта; взыскать пособие, использованное заявителем не по целевому назначению, в случае неисполнения заявителем условий соцконтракта.

Пунктом 6.3 соцконтракта предусмотрено, что он может быть расторгнут досрочно Центром в одностороннем порядке по основаниям, указанным в подп. «а» - «е» п.2.2 соцконтракте.

В силу вышеуказанных подпунктов п.2.2 соцконтракта Центр вправе досрочно расторгнуть соцконтракт в случае невыполнения заявителем условий соцконтракта и/или мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; непредставления заявителем отчета о выполнении мероприятий с приложением документов.

В свою очередь, п. 2.3 соцконтракта определено, что заявитель обязуется в том числе: приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, и предоставить в Центр подтверждающие документы; ежемесячно предоставлять отчёт о выполнении мероприятий и документы. подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем выполнения мероприятий); возвратить пособие в полном объёме и в срок не позднее 30 дней в случае использования пособия не по целевому назначению и(или) прекращения индивидуальной деятельности в период действия соцконтракта по собственной инициативе.

Размер единовременного пособия составил 350000 руб. Социальный контракт вступил в силу с 01.06.2023 и действовал до 31.05.2024.

Однако 23.11.2023 Центом было принято решение №029 о досрочном расторжении социального контракта с 01.12.2023 по причине неисполнения заявителем условий социального контракта, предусмотренных программой социальной адаптации (на основании подп. «а» п.1 п.17 Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта).

Так, в силу подп. «а», «в» п.1 п.17 Порядка и условий назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта, утв. постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №281 (в ред. от 05.04.2023, действующей на дату заключения контракта), социальный контракт расторгается с заявителем досрочно, и выплата пособия на основании социального контракта прекращается по инициативе центра в следующих случаях: неисполнение (несвоевременное исполнение) заявителем условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимся уважительными. Перечень причин, являющихся уважительными в случае невыполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, устанавливается правовым актом Министерства; непредставление заявителем отчета о выполнении мероприятий либо представление его с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 16 настоящих Порядка и условий.

В случае использования заявителем пособия на основании социального контракта, выплаченного по мероприятию, предусмотренному абз. 7 п. 2 настоящих Порядка и условий, не по целевому назначению или прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (крестьянского (фермерского) хозяйства) в период действия социального контракта по собственной инициативе, сумма пособия на основании социального контракта возмещается заявителем центру в полном объеме в добровольном порядке в течение 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (крестьянского (фермерского) хозяйства) или со дня выявления центром нецелевого расходования пособия на основании социального контракта (абз.1 п.19 Порядка №281 в ред. от 05.04.2023, действующей на дату заключения контракта).

В силу п.п. «з», «и» п.57 Приложения №3 Порядка №281 в действующей ред. от 24.07.2024 решение о расторжении социального контракта и прекращении выплаты пособия на основании социального контракта принимается центром в следующих случаях: нецелевое использование гражданином пособия на основании социального контракта; неисполнение мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, гражданином по причинам, не являющимся уважительными. Перечень причин, являющихся уважительными в случае невыполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, устанавливается правовым актом Министерства.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 57 настоящих Порядка и условий, выплата пособия на основании социального контракта прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором центру стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств (абз.1 п.59 Приложения №3 Порядка №281).

Поводом к досрочному расторжению соцконтракта явился факт нарушения ответчиком п.2.3, поскольку Наврузова А.А. своевременно не предоставила отчёт о выполнении мероприятий и документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации.

Так, Наврузова А.А. в августе 2023 г. отчиталась о заключении договора аренды на сумму 16800 руб., а с сентября 2023 г. перестала выходить на связь, отчёты за сентябрь, октябрь 2023 г. не предоставила.

В телефонной беседе с сотрудником Центра ответчик сообщила, что попала в больницу. Однако, данное утверждение опровергается представленными ответами учреждений здравоохранения. Также в ходе межведомственных СМЭВ-запросов выяснилось, что Оморова А.А. сменила фамилию на «Наврузова».

Опрошенная оперуполномоченным ОЭБ и ПК ОМВД России по г.Воркуте Наврузова А.А. пояснила, что поначалу ежемесячно предоставляла отчёты, перестала это делать в связи с выездом из г.Воркуты по семейным обстоятельствам, а потом из-за большого объема работы забыла об обязанности предоставления отчётов. В ноябре 2023 г. в почтовом ящике ответчик обнаружила письмо из Центра о необходимости предоставления отчётов. Но каких-либо действий не предприняла. После чего сотрудникам Центра удалось связаться с Наврузовой А.А. через соцсети, где ответчику сообщили о расторжении соцконтракта и попросили связаться с Центром. Но после этого Наврузова А.А. также не связалась с сотрудниками соцзащиты, так как ей было некогда.

В ходе опроса Наврузова А.А. пояснила, что работает по своему направлению (маникюр) с августа 2023 г., выделенные денежные средства в размере 350000 руб. она потратила в течение двух месяцев, но чеки есть не все.

Поскольку умысел Наврузовой А.А. на совершение мошеннических действий не установлен, то постановлением от 26.04.2024 в возбуждении в отношении нее уголовного дела отказано.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из недоказанности ответчиком целевого расходования выделенного пособия ввиду непредставления Наврузовой А.А. отчета о выполнении мероприятий с приложением документов. Поскольку в этой части Наврузова А.А. проявила недобросовестность и условия соцконтраката не выполнила, имеется основание для взыскания с неё пособия в полном объёме.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию социальная помощь, выплаченная в виде пособия на основании социального контракта от 26.05.2023 №406, в размере 350000 руб.

Статьёй 103 ГПК РФ определено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В данном случае на основании ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст.ст. 61.1, 61.2 БК РФ с ответчика в бюджет муниципального округа «Воркута» подлежит взысканию госпошлина в размере 6700 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» к Наврузовой (Оморовой) А.А. о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Наврузовой (Оморовой) А.А. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» социальное пособие, выплаченное на основании социального контракта от 26.05.2023 №406, в размере 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Наврузовой (Оморовой) А.А. в бюджет муниципального округа «Воркута» государственную пошлину в размере 6700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 01.10.2024.

Судья                               У.Н. Боричева

2-2145/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГБУ РК "Комплексный центр социальной защиты населения города Воркуты"
Ответчики
Наврузова Алина Айдиновна
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Боричева Ульяна Николаевна
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
31.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.08.2024Предварительное судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее