Дело № 2-1360/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2018 года Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.Ю.,
при секретаре Захаровой Н.В.,
с участием представителей истца по доверенностям Степановой Н.С., Викулиной Т.И., Синдеева Ю.В., ответчика Заварзина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску акционерного общества «Тандер» к Заварзину Сергею Вячеславовичу о возмещении ущерба, причиненного работодателю,
УСТАНОВИЛ:
АО «Тандер» обратилось в суд с иском к Заварзину С.В., в котором, с учетом уточненных требований, просило взыскать материальный ущерб в размере 2 403 110,28 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что с Заварзиным С.В., осуществляющим трудовую деятельность в АО «Тандер» в филиале в г. Воронеже на должности начальника отдела информационных систем, был заключен договор о полной материальной ответственности от 20.06.2016 года. При смене материально ответственного лица – начальника отдела техподдержки информационных систем по итогам проведения инвентаризации была выявлена недостача на общую сумму 6 087 237 рублей, в результате чего было проведено служебное расследование, по результатам которого комиссией было подготовлено заключение, в соответствии с которым в действиях Заварзина С.В. усматриваются нарушения трудовой дисциплины, выразившиеся в причинении материального ущерба истцу в размере 6 087 237 рублей. 20.06.2017 года ответчик был уволен. При увольнении между работником и работодателем было достигнуто соглашение о добровольном возмещении ущерба с рассрочкой платежа, по которому в счет погашения недостачи ответчик обязался ежемесячно перечислять на счет АО «Тандер» денежные средства в сумме 50 000 руб. до полного погашения задолженности, однако в дальнейшем условия соглашения ответчиком не исполнялись, в связи с чем истец обратился с настоящими исковыми требованиями в суд.
В судебном заседании представители истца АО «Тандер» по доверенностям Степанова Н.С., Викулина Т.И., Синдеев Ю.В. уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Ответчик Заварзин С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, ссылаясь на недоказанность причиненного истцу ущерба.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В силу ст. 238 ТК РФ, работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Согласно ст. 243 ТК РФ, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01.08.2014 года между АО «Тандер» и Заварзиным С.В. был заключен трудовой договор № VRС821-II, согласно которому последний был принят на работу на должность «Системомеханик» в подразделение «Отдел техподдержки информационных систем».
Как следует из соглашения сторон № VRC59/27лс от 19.06.2015 года, Заварзин С.В. был переведен с должности «Системотехник» на должность «Начальник отдела информационных систем», что сторонами не оспаривалось.
20.06.2015 года между АО «Тандер» и Заварзиным С.В был заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, согласно которому работник, занимающий должность «Начальник отдела», непосредственно связанную с хранением, обработкой, продажей (отпуском) переданных ему ценностей, принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей, а также за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
Согласно акту служебного расследования от 20.06.2017 года, комиссией по проведению служебного расследования установлено, что 29.05.2017 года была назначена инвентаризация складов и кабинета отдела информационных систем, по результатам проведения которой была выявлена недостача в размере 6 087 237 рублей и принято решение за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, причинении материального ущерба АО «Тандер».
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение размера причиненного Заварзиным С.В. материального ущерба, АО «Тандер» были представлены доказательства, свидетельствующие о проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей истца, в частности: инвентаризационные описи, составленные при приеме Заварзина С.В. на работу в качестве материально ответственного лица; инвентаризационные описи, составленные при увольнении Заварзина С.В.; сличительные ведомости; материалы служебного расследования (в том числе приказы о проведении инвентаризации, создании комиссии, акт служебного расследования, объяснения Заварзина С.В.); информация об отсутствии по данным бухгалтерского учета, а также в фактическом наличии оборудования, недостача которого обнаружена; соглашение о полной материальной ответственности.
По факту выявленной недостачи проведено служебное расследование, по результатам которого, 20.06.2017 года вынесен акт. Согласно объяснениям Заварзина С.В., документы на ввод нового оборудования и замену вышедшего из строя своевременно не оформлялись, был ослаблен контроль учета товарно-материальных ценностей, в результате чего образовалась недостача.
При этом, обязанностей по учета товарно-материальных ценностей, ответственность за обеспечение их сохранности, возложена на Заварзина С.В. п. 1 договора о полной индивидуальной материальной ответственности от 20.06.2015 года.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ «о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Из этого разъяснения и положений трудового законодательства, регулирующего вопросы материальной ответственности работника, следует, что законодателем установлена презумпция вины работника при условии доказанности работодателем правомерности заключения с работником договора о полной материальной ответственности и самого факта недостачи, и в этом случае работник обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба. Однако, ответчиком доказательств отсутствия вины не представлено. Размер ущерба ответчиком также не оспорен с предоставлением соответствующих доказательств суду. Доводы ответчика о том, что указанное оборудование находится в магазинах истца, а просто имеет место ненадлежащее оформление документации, ничем не подтверждены. Истцом представлены документы, свидетельствующие о проведении в офисах инвентаризации, согласно которым установлена недостача оборудования.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу письменных доказательств, суд, руководствуясь положениями главы 39 Трудового кодекса РФ, регулирующей правоотношения о материальной ответственности работника, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", а также учитывая требования ст. 56 ГПК РФ, приходит выводу о наличии оснований для возложения на Заварзина С.В. материальной ответственности за причиненный работодателю материальный ущерб, поскольку факт недостачи материальных ценностей, полученных ответчиком в период действия договора о полной материальной ответственности, подтвержден соответствующими доказательствами, обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника, судом не установлено, а доказательств того, что недостача образовалась не по вине ответчика, суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198, 233, 234 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление акционерного общества «Тандер» к Заварзину Сергею Вячеславовичу о возмещении ущерба, причиненного работодателю, удовлетворить.
Взыскать с Заварзина Сергея Вячеславовича в пользу акционерного общества «Тандер» материальный ущерб, причиненный работодателю, в сумме 2 403 110,28 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья И.Ю. Кузнецова
решение суда в окончательной форме
изготовлено 29.05.2018 года