№2-6372/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2017 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Кузьминой А.В.
При секретаре Преснове А.С.,
С участием прокурора Кумушбаевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ к Егоровой Ларисе Анатольевне, Егоровой Марине Георгиевне о выселении из служебного жилого помещения(общежития) без предоставления другого жилого помещения,
Установил:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчикам и просил выселить Егорову Л.А., Егорову М.Г. из служебного жилого помещения (общежития) по адресу: АДРЕС, без предоставления другого жилого помещения. В обоснование требований указав следующее: спорное жилое помещение по адресу: АДРЕС относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, признанных нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениям. На основании ордера № от 20.09.1999г., (л.д.10) Егоровой Л.А. и членам ее семьи предоставлено спорное жилое помещение. В данной комнате ответчики проживают до настоящего времени, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.9), на них открыт лицевой счет (л.д.11). В ходе инвентаризации специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ было установлено, что ответчики незаконно занимают спорное жилое помещение в связи с тем, что утратили трудовые отношения с Министерством обороны РФ.
02.11.2015г. в адрес ответчиков было направлено уведомление № об освобождении служебного жилого помещения в 10-ти дневный срок (л.д.8), которое до настоящего времени не исполнено. С момента прекращения трудовых отношений Егоровой Л.А. с Министерством обороны РФ законных оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением у ответчиков не имеется, с указанного момента данные лица занимают служебное жилое помещение Министерства обороны РФ незаконно, без соответствующего согласия собственника.
Представитель истца - Министерства обороны Российской Федерации, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Ответчики и их представитель по доверенности в судебном заседании исковые требования не признали, суду пояснили, что по вышеуказанному адресу ответчики проживают на основании ордера и проживание ответчиков по указанному адресу является законным, они зарегистрированы и постоянно проживают в вышеуказанном жилом помещении, регулярно оплачивают коммунальные платежи. Поддержали письменные возражения, представленные суду.
Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции РФ. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые в силу ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст. 99 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2 ст. 100 ЖК РФ).
Согласно статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5). В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (часть 6).
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение представляет собой комнату, общей площадью 10,4 кв.м, в доме № (общежитии) по адресу: АДРЕС.
Егорова Л.А. в период с 01.09.1993г. по 08.05.1998г. проходила службу в в/№, в/ч №.
09.04.1996г. Егорова Л.А. с дочерью Егоровой М.Г. были включены в списки на получение жилья как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, что подтверждается копией рапорта, копией справки.
Егорова Л.А. была уволена в связи с организационно-штатными мероприятиями 08.05.1998г.
Спорное жилое помещение на основании ордера № от 20.09.1999г. предоставлено Егоровой Л.А. и членам ее семьи – дочери Егоровой М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС (общежитие), относится к государственной собственности, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации(л.д.14-17).
Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № 76-ФЗ.
Как следует из акта от 05.12.2016г., составленного работниками 1 отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, подтверждено фактическое проживание Егоровой Л.А. с семьей в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ по вышеуказанному адресу(л.д.12).
Согласно копии выписки по лицевому счету от 17.02.2016г., лицевой счет открыт на имя Егоровой Л.А., количество прописанных 2 (л.д. 11).
Уведомлением ФГКУ «Западное Региональное Управление Жилищного Обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от 02.11.2015г. Егорова Л.А. извещена об утрате законных оснований проживания в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ, а также о необходимости освободить спорное жилое помещение вместе с совместно проживающими с ней лицами в 10-ти дневный срок со дня получения уведомления. (л.д.8).
Фактически, ответчики на момент получения ордера в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состояли, поэтому не могут быть выселены в связи с утратой трудовых отношений.
Частью 1 статьи 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п.п. «е» п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения Жилищного законодательства» члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 100 и ч. ч. 2 - 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. Таким образом, право членов семьи на пользование служебным жилым помещением производно от прав самого нанимателя, в связи с чем ФИО также утратил право пользования служебным жилым помещением.
В силу п.п. к п.14 Постановления Правительства РФ №25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями", в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Из содержания п.п. к п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации, наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанная обязанность нанимателя закреплена и в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба».
Также суд принимает заявление ответчиков о применении истцом срока исковой давности, которые в силу ст.ст.199-200 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске. Суд учитывает, что пользование ответчиками спорным жилым помещением с 1998г. после расторжения трудовых отношений с Министерством обороны РФ, носило открытый характер, предупреждения в адрес ответчиков не направлялись.
Таким образом, исходя из положений ЖК РФ, а также ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления ответчикам спорного жилого помещения, основания для их выселения отсутствуют, а указанные в иске оснований к возникшим правоотношениям применены быть не могут.
Таким образом, анализируя названные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд считает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 12, 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░(░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░