Мотивированное решение составлено 18.04.2022 Дело № 2-69/2022
66RS0050-01-2021-001440-95
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск 11 апреля 2022 года
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксенова А.С.,
при секретаре судебного заседания Голуб Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Дунаевой И. Г., Дунаева В. В., Дунаевой И. В., Дунаевой К. В. к АО «Региональный информационный центр» об обязании не выставлять плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании не начислять пени,,
У С Т А Н О В И Л:
требования мотивированы тем, что между ООО «Компания «РИФЕЙ» и акционерным обществом «Региональный информационный центр» (далее – АО «РИЦ») действует агентский договор от 15.06.2018 № 256А-15/06/18, в соответствии с которым АО «РИЦ» выступает в качестве агента и обязуется осуществлять в интересах принципала юридические и иные действия, направленные на начисление стоимости услуг, проведение перерасчетов, оформление и предоставление потребителям принципала платежных документов, проведение договорной работы, информационное обеспечение, взыскание дебиторской задолженности, включая проведение претензионной работы.
С января 2019 года по июль 2020 года АО «РИЦ» выставляется плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и жильцам жилого дома по адресу: <адрес>, но сама услуга не оказывалась в связи с отсутствием контейнерных площадок на близлежащей территории, что является нарушением пункта 148(22) Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Письменный договор сторон на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен. ООО «Компания «РИФЕЙ» заключила его в порядке публичной оферты и является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Североуральского округа.
16.10.2019 Администрация Североуральского городского округа рассмотрела обращение по обустройству контейнерной площадки по адресу: <адрес> и сообщила, что контейнерная площадка будет установлена в 2020 году.
Услуги по обращению с ТКО на территории Североуральского городского округа осуществляются потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
ООО «Компания «РИФЕЙ» не предоставляла услуги никаким из этих способов, но начисления за не предоставленную услугу производила.
На территории, прилегающей к жилому дому, отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 метров от жилого дома. Расстояние от жилого <адрес> до <адрес>, где находится ближайшая площадка для мусора, напрямую составляет более 600 метров по бездорожью. Прямая дорога отсутствует.
Считают, что взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил № 354, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО является неправомерным.
В августе 2020 года установлена контейнерная площадка. С этого времени они своевременно, оплачивают услугу по обращению с ТКО.
Просят:
- обязать ответчика не выставлять им плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в период с января 2019 года по июль 2020 года жильцам, в общей сумме 10 291,95 рубля,
- обязать ответчика не начислять пени с марта 2021 года.
В судебном заседании истцы Дунаева И.Г., Дунаев В.В. иск поддержали. Дунаева И.Г. дополнительно пояснила, что мусор самостоятельно вывозили на полигон, пищевые отходы хоронили на своей территории, бумагу сдавали, пластик хранят у себя.
Истцы Дунаева И.В., Дунаева К.В., извещенные в установленном порядке о месте, времени и дате разбирательства дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик АО «РИЦ», извещенный о месте, времени и дате разбирательства дела, представителя в суд не направил. Представлены письменные возражения, в которых указано, что в соответствии с соглашением от 18.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, ООО Компания «РИФЕЙ», является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и оказывает данную услугу истцу с 01.01.2019.
В соответствии с агентским договором от 29.11.2021 № 126-Д/2021, заключенным между ООО «Компания «РИФЕЙ» и ООО «РИЦ», ООО «РИЦ» принял на себя обязательство в интересах принципала организовывать свою работу и работу своих обособленных и структурных подразделений для совершения от имени и за счет принципала в зоне деятельности принципала в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Свердловской области в Северном административно-производственном объединении в части услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе действий по начислению стоимости услуг, проведения перерасчетов, оформления, выставления, предоставления потребителям счетов, счетов-фактур, платежных документов, платежных требований.
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Региональной программой в области обращения с отходами, Территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156).
Сбор и транспортирование ТКО в г. Североуральске осуществляется региональным оператором, как контейнерным способом, со сбором ТКО с имеющихся контейнерных площадок, расположенных на территории населенного пункта, так и бесконтейнерным (мешочным) способом, по графику.
С 01.01.2019 ближайшей контейнерной площадкой к дому <адрес> являлась контейнерная площадка, расположенная у <адрес> по пер. Ленина (в реестре мест накопления ТКО, размещенном на сайте ОМС контейнерная площадка имеет идентификатор 1.360.176). Данная контейнерная площадка обслуживается региональным оператором с периодичностью сбора и транспортирования ТКО, в соответствии с нормами СанПиН. Отдаленность контейнерной площадки при оказании услуги не регламентирована Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях домов (утв. Постановлением Правильства Российской Федерации от 06.05.2 №354 от 06.05.2011г.).
Требования к обустройству контейнерных площадок установлены в нормах СанПиН. Несоблюдение данных требований свидетельствует о нарушении санитарных норм при обустройстве мест (площадок) накопления, которыми должны руководствоваться органы, ответственные за их организацию, а не о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 метров расстоянии от жилых домов.
Жилищным законодательством (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) к компетенции органов самоуправления отнесены вопросы организации контейнерных площадок, в том числе: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В целях обеспечения транспортирования ТКО, региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО. По территории Североуральского городского округа в спорный период транспортирование ТКО осуществлял оператор ООО «ТКО-Сервис». Сбор и транспортирование ТКО с мест накопления ТКО подтверждается ежемесячными актами приемки оказанных услуг, принятыми региональным оператором от оператора ООО «ТКО-Сервис» (копии актов приемки оказанных услуг между региональным оператором и оператором по транспортированию ТКО за указанный в запросе период прилагаю).
Истцы проживают в индивидуальном жилом доме, в процессе их жизнедеятельности образуются твердые коммунальные отходы. В силу положений закона вывоз твердых коммунальных отходов является обязательным. Общеизвестным фактом является то, что в результате жизнедеятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации. Таким образом, договор на вывоз твердых коммунальных отходов между сторонами заключен и является действительным, поскольку был заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, направленных на присоединение к публичному договору. В обязанности ответчиков не входит предоставление истцу коммунальных услуг бесплатно.
Основанием для уменьшения размера платы является акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, составленный в порядке, установленном разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Однако такие акты не представлены. Отраженную в квитанции задолженность истец не погасила. Причиненные поставщиками коммунальных услуг убытки истцом не погашены. Доказательств самостоятельного вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов истцом, способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также неиспользования установленных контейнеров, не представлено. Просит отказать в иске.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика ООО «Компания «Рифей», Администрация Североуральского городского округа, ООО «ТКО-Сервис», извещенные о месте, времени и дате разбирательства дела, представителей в суд не направили. ООО «ТКО-Сервис» представлены письменные возражения, в которых ООО «ТКО-Сервис» осуществляет сбор и вывоз ТКО на территории Североуральского городского округа с 01.01.2019 по настоящее время на основании договор с Региональным оператором. В обязанности ООО «ТКО-Сервис» входит вывоз ТКО с мест накопления (контейнерная площадка) либо бесконтейнерный сбор на специализированный полигон. Услуги оказывались надлежащим образом. Просит в иске отказать.
Ходатайства об отложении судебного заседания лицами, участвующими в деле, не заявлены.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав пояснения истцов, изучив доводы иска и возражений на него, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из дела, истцы проживают в индивидуальном жилом доме по вышеуказанному адресу. Истец Дунаева И.Г. 16.09.2019 обращалась с заявлением в Администрацию Североуральского городского округа об обустройстве контейнерной площадки под твердые бытовые отходы. Согласно направленному ей ответу от 16.10.2019, контейнерная площадка будет установлена в 2020 году.
Также 17.09.2019 она обратилась в ООО «Компания «Рифей» с требованием о перерасчете платы за вывоз ТКО в связи с тем, что контейнерная площадка находится на расстоянии более 500 м от ее дома. Указала, что ранее был самовывоз. Письмом от 11.10.2019 № 460 КУ ей отказано в перерасчете.
21.01.2020 она вновь обратилась в данную организацию с требованием о снятии начислений за услуги по вывозу ТКО за 2019 год и не производить начисления до момента предоставления надлежащей услуги, приведя те же основания. Письмом от 29.01.2020 № И-РИФСУ-2020-0904 в удовлетворении требований отказано.
Согласно ответу прокурора г. Североуральска от 26.12.2019 № 990ж-2019 на обращение Дунаевой И.Г., услуга по вывозу ТКО оказывается с контейнерной площадки, находящейся по адресу: <адрес>. Вывоз осуществляется ООО «ТКО-Сервис» на основании договора от 24.12.2018 № 97, заключенного с ООО «Компания «Рифей». Акты о нарушении качества оказания услуги не составлялись. Обустройство контейнерных площадок сбора ТКО для жителей микрорайона Крутой Лог организовано в недостаточном количестве, в связи с чем в адрес Главы Североуральского городского округа внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Закон об отходах предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно п. 2 ст. 24.7 данного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно п. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В соответствии с абз. 2 п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354)), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил (п. 7).
Из содержания указанных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что законодатель не связывает возникновение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги именно с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Факт незаключения истцом и ответчиком письменного договора, как обоснование отсутствия между ними договорных отношений, не может являться основанием для неуплаты жилищно-коммунальных и иных платежей, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие заключенного письменного договора рассматриваются как договорные.
Наличие договорных отношений предполагается в силу вышеназванных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 6,7 Правил № 354. При этом отсутствие письменного договора не освобождает от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги.
В связи с этим соответствующий довод, приведенный в иске, подлежит отклонению.
Как следует из существа иска и пояснений истцов, они фактически отказались от получения коммунальных услуг в спорный период. Между тем, такая правовая позиция противоречит ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В спорный период действовали Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований СанПиН 2.1.7.3550-19 (утратили силу с 01.01.2021), в соответствии с п. 2.2 которого расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций – не менее 25 м.
Между тем, само по себе отсутствие площадки сбора накопления ТКО, размещенной в соответствии с требованиями названного СанПиН, не освобождает лицо от внесения платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО. Обязанность по ее размещению возложена не на Регионального оператора, а на орган местного самоуправления (п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039).
Согласно п. 148(45) Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом приложения № 1 к Правилам № 354 предусмотрено обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C. За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам
Согласно пунктам 105, 109 Правил № 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
По окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
Таким акты в материалы дела не представлены. Соответственно, нарушения качества оказываемой услуги со стороны ответчика истцом не доказаны. Акты приемки оказанных за период с 31.01.2019 по 31.07.2020, составленные ООО «Компания «Рифей» и ООО «ТКО-Сервис», сведений о низком качестве услуги по вывозу ТКО не содержат.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>