№ 2–1858/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.10.2018 г. г. Воронеж
Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего – судьи Мещеряковой Е.А., при секретаре Масалыкиной Е.А., с участием представителя истца Горбачевой Е.Н. по доверенности, адвоката Тихонова Б.В. по ордеру в защиту интересов истца, представителя ответчика УЖО Администрации г.о.г.Воронежа Сафоновой А.Ю. по доверенности, представителя третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской обл. Томилиной Г.Д. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Болговой Светланы Михайловны к Управлению жилищных отношений Администрации г.о.г. Воронеж о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования, постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования,
установил:
Болгова С.М. обратилась в суд с названным иском к Администрации городского округа город Воронеж, указав, что в конце февраля 2018 г. истец обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.о.г. Воронеж с заявлением о принятии на учет в качестве гражданина, нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Основанием для обращения послужило то, обстоятельство, что Болгова С.М. является <данные изъяты> и страдает заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения, подпадающим под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378, Приказа Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991 Н. Кроме того, Болгова С.М. проживает со своей семьей, состоящей из <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> в жилом помещении, находящимся собственности ее <данные изъяты> - Горбачевой Е.Н. Общая площадь квартиры, в которой проживает семья составляет 39,7 кв.м. Согласно уведомлению УЖО администрации г.о.г.Воронеж от 27.02.2018 г., а также Приказу руководителя УЖО администрации г.о. г. Воронеж от 26.02.2018 г. Болговой С.М. было отказано в принятии на учет качестве гражданина, нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Причиной отказа послужило якобы непредоставление документа, который относит истца к категории граждан, имеющих право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального пользования, а также то, что <данные изъяты> <данные изъяты> истца - ФИО1, является гражданкой <данные изъяты>.
По мнению истца, данный приказ является незаконным и необоснованным, поскольку, согласно расписки из 7 «МФЦ» в Железнодорожном районе г. Воронежа, Болговой С.М. представлен документ, подтверждающий наличие у лица острого хронического заболевания, предусмотренного приказом Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991 Н, Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378. Кроме того, Болговой С.М. не ставится вопрос о постановке на учет по тем же основаниям членов ее семьи, а её родственники не являются заявителями при постановке на учет в качестве граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В связи с чем, истец просит суд признать Болгову С.М., <данные изъяты>., нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования; обязать ответчика поставить Болгову С.М., <данные изъяты>., на учет в качестве гражданина, нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Определением суда от 25 апреля 2018 г. ответчик Администрации городского округа город Воронеж был заменен на Управление жилищных отношений Администрации г.о.г. Воронеж (л.д.38).
Истец Болгова С.М. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания извещена надлежащим образом, направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.115).
Представитель истца Горбачева Е.Н. по доверенности, адвокат Тихонов Б.В. в защиту интересов истца исковые требований поддержали, дали объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УЖО Администрации г.о.г.Воронежа Сафонова А.Ю. по доверенности против удовлетворения исковых требований возражала, по основаниям, изложенным в возражениях на иск (л.д.96 – 98).
Представителя третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области Томилина Г.Д. по доверенности против удовлетворения исковых требований возражала, дала объяснения, аналогичные объяснениям представителя ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела Болгова С.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 39,70 кв. м,
Согласно выписки из поквартирной карточки, справки ОАО «УК Железнодорожного р-на», в квартире по указанному адресу, помимо истца Болговой С.М. зарегистрированы: <данные изъяты> истца - Горбачева Е.Н., <данные изъяты> <данные изъяты> - ФИО3, <данные изъяты> - ФИО4, <данные изъяты> <данные изъяты> - ФИО1 (л.д. 70,71).
Собственниками данной квартиры является Горбачева Е.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН Управления Росреестра Воронежской области (л.д.72-73).
Согласно уведомлений Управления Росреестра Воронежской области, в ЕГРН отсутствует сведения о правах Болговой С.М., ФИО3, ФИО4, ФИО1 на недвижимое имущество (л.д.76,78,79,80).
В соответствии со справкой КУЗ Воронежской области "Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер", Болгова С.М. является <данные изъяты> бессрочно, страдает хроническим заболеванием- <данные изъяты>, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (л.д. 22,60,95).
Из материалов дела следует, что 15.02.2018 года Болгова С.М. через Филиал АУ «МФЦ» в Железнодорожном р-не г.Воронежа обратилась в УЖО администрации г.о.г. Воронеж с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи: <данные изъяты> Горбачевой Е.Н., <данные изъяты> <данные изъяты> – ФИО3, <данные изъяты> - ФИО4, <данные изъяты> <данные изъяты> - ФИО1в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.56).
Приказом УЖО администрации г.о.г.Воронеж №342 от 26.02.2018 года Болговой С.М. с составом семьи 5 человека было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с непредоставлением документа, подтверждающего факт отнесения ее либо членов ее семьи к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом или законом Воронежской области, предусмотренного 2.6.1. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (л.д.4,81-82).
В обосновании возражений на иск представитель ответчика суду пояснил, что иск Болговой С.М. о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования и понуждении поставить ее на учет в качестве гражданина, нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования не подлежит удовлетворению, поскольку с таким заявлением истец в УЖО Администрации г.о.г.Воронежа не обращалась.
Порядок и условия найма жилого помещения жилищного фонда социального использования регламентируются главой 8.1 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 91.1 ЖК РФ, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом (ч.1). В договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны срок действия этого договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора (ч.2). Согласно ст.91.2 ЖК РФ, наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования могут быть, в частности, орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального (п.1.ч.1). В силу статья 91.3 ЖК РФ, жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в предусмотренных законом случаях.
Таким образом, по смыслу указанных норм, жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях на определенный договором срок и за плату.
Представитель истца суду пояснил, что с заявлением о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования в УЖО Администрации г.о.г.Воронежа истец не обращалась.
Учитывая, данное обстоятельство, а также то обстоятельство, что суд рассматривает дело по заявленным требованиям, исковые требования истца о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования и понуждении ответчика поставить Болгову С.М., на учет в качестве гражданина, нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования, не подлежит удовлетворению.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что Болгова С.М. обращалась в УЖО Администрации г.о.г.Воронежа с заявлением о признании ее нуждающееся в жилом помещения по договору социального найма, в чем, по мнению представителя, ей и было неправомерно отказано.
Представитель ответчика суду пояснил, что поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из объяснений стороны истца следует, что Болгова С.М. не обращалась с заявлением о признании ее либо членов ее семьи малоимущими, такое решение не принималось.
Суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях вне зависимости от их имущественного положения. При этом, предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (частью 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом, Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Анализируя в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Болговой Светлане Михайловне в удовлетворении иска к Управлению жилищных отношений Администрации г.о.г. Воронеж о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования, постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Мещерякова Е.А.
Мотивированное решение составлено 15.10.2018 г.