Судья Куриленко Р.В. дело № 21-621/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Тырышкиной Н.Н., рассмотрев 11.09.2019 в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.06.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Автономной некоммерческой организации Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка»,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от <Дата обезличена> № ... Автономная некоммерческая организация Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка»привлечена к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, директор Автономной некоммерческой организации Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка» Мельникова Е.Р. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просила постановление отменить, указывая на его незаконность.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.06.2019 жалоба Автономной некоммерческой организации Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка» удовлетворена. Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. от <Дата обезличена> <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Автономной некоммерческой организации Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка» отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанов В.В. не согласен с решением судьи, просит его отменить как незаконное, полагает, что в действиях Автономной некоммерческой организации Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения законного представителя привлекаемого юридического лица Мельниковой Е.Р., представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Полицинскую Г.В., не усматриваю основания для отмены указанного постановления судьи.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 20.02.2019 № 94, в ходе проведенной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка», находящейся по <Адрес обезличен>, выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно статей 29, 31, 39 Закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к проведению противоэпидемических мероприятий, а именно в школе-студии «Радужка» в нарушение п.п. 9.1, 9.7, 9.9 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней не проводятся предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по введению ограничительных мероприятий (карантина), в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ не выполняются ограничительные мероприятия (карантин), не выполняется п. 3.3 Плана мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ на территории МО ГО «Сыктывкар» в эпидемическом сезоне 2018-2019 годов, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.10.2018 № 10/2550 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций на территории МО ГО «Сыктывкар» в эпидемическом сезоне 2018-2019 годов; не выполняются постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.01.2019 № 1/233 «О введении комплекса карантинно-ограничительных мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2019 на территории МО ГО «Сыктывкар», постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2019 № 2/254 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.01.2019 № 1/233, согласно которого рекомендовано руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, занимающихся дошкольным образование, присмотром и уходом, дополнительным образованием, досугом детей,. приостановить образовательный процесс, занятия в кружках, секциях, запретить проведение массовых культурных мероприятий, занятий в кружках, секциях в закрытых помещениях, а также постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 05.02.2019 № 2/276 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.01.2019 № 1/233, согласно которого введены с 1 февраля 2019 г. до особого распоряжения на территории МО ГО «Сыктывкар» карантинно-ограничительные мероприятия. Фактически в школе-студии «Радужка» в период карантинных мероприятий с 01.02.2019 по 16.02.2019 проводились занятия с детьми разных возрастов (с 1,5 лет), мастер-классы, отчетные выставки работ, физические упражнения (фитнес-занятия), в том числе совместно с родителями, что подтверждается скриншотами из группы «Школа-студия «Радужка» в социальной сети «В контакте».
В силу статьи 29 Закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по введению ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно статье 31 указанного Федерального закона ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с пунктом 9.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63 (далее – Правила), в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями реализуются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по разработанным и утвержденным региональным планам профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ в субъектах Российской Федерации.
На основании анализа эпидемической обстановки по гриппу и ОРВИ, уровня регистрируемой заболеваемости в сравнении с эпидемическими порогами, клинической характеристики заболеваний у детей и взрослых, результатов лабораторной диагностики и мониторинговых исследований по слежению за циркулирующими в эпидемический сезон вирусами гриппа и ОРВИ по предложениям (предписаниям) органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, на территории субъекта Российской Федерации, учреждениях, организациях и предприятиях проводятся дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включающие: проведение гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям экстренной неспецифической профилактики с использованием иммунобиологических препаратов и противовирусных химиопрепаратов, индукторов интерферона; ограничение или запрещение проведения массовых культурных, спортивных и других мероприятий; введение ограничительных мероприятий (или запрещение) как в целом по субъекту Российской Федерации, так и избирательно в муниципальных образованиях (городах, районах при отсутствии превышения в целом по субъекту) при превышении порогового уровня заболеваемости гриппом среди совокупного населения более 20%; принятие решения о приостановлении учебного процесса в детских образовательных организациях (досрочном роспуске школьников на каникулы или их продлении) в случае отсутствия по причине гриппа и ОРВИ 20% и более детей; усиление контроля за санитарно-гигиеническим состоянием организаций, учебных заведений, в местах скопления людей; усиление противоэпидемического режима в медицинских организациях, детских образовательных организациях, оздоровительных организациях и организациях социальной защиты (проведение термометрии и осмотра с целью выявления больных, усиление контроля за соблюдением температурного режима, режимов текущей дезинфекции, обеззараживание воздушной среды, ношение марлевых масок и другие), а также прекращение допуска посетителей к больным в стационары, учреждения с круглосуточным пребыванием детей и взрослых (дома ребенка, детские домаи другие); развертывание отделений для приема больных с подозрением на заболевание гриппом в поликлиниках или перевод поликлиник на обслуживание на дому; поэтапное перепрофилирование соматических стационаров для госпитализации больных гриппом; направление в поликлиники дополнительного медицинского персонала из числа клинических ординаторов, студентов старших курсов высших медицинских учебных заведений; выделение дополнительного автотранспорта для обслуживания больных на дому и доставке медикаментов из аптек; активизация всех видов санитарно-просветительной работы с акцентом на профилактику заражения гриппом и оказания помощи больным (п. 9.7 Правил).
В соответствии с пунктом 3.3 Плана мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ на территории МО ГО «Сыктывкар» в эпидемическом сезоне 2018-2019 годов, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.10.2018 № 10/2550, руководители организаций независимо от правовой формы собственности в период эпидемиологического сезона должны обеспечивать проведение полного комплекса мероприятий по борьбе с гриппом.
Согласно пункту 1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.01.2019 № 1/233 «О введении комплекса карантинно-ограничительных мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ в 2019 году на территории МО ГО «Сыктывкар» с 1 по 10 февраля 2019 года на территории МО ГО «Сыктывкар» введены карантинно-ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение распространения гриппа и ОРВИ, в организациях, учреждениях и предприятиях.
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления руководителям организаций, учреждений и предприятий на территории МО ГО «Сыктывкар» независимо от организационно-правовой формы собственности рекомендовано обеспечить надлежащие условия для работающих и поддержание необходимого температурного режима в детских образовательных организациях, жилых домах, на транспорте.
Согласно пункту 5.1 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 04.02.2019 № 2/254 «О внесении изменений в постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 31.01.2019 № 1/233» руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, занимающихся дошкольным образованием, присмотром и уходом, дополнительным образованием, досугом детей, а также учреждений физкультуры и спорта рекомендовано приостановить образовательный процесс, занятия в кружках, секциях.
Из анализа выше приведенных правовых норм следует, что карантинно-ограничительные мероприятия в виде приостановления образовательного процесса, занятий в кружках, секциях, в период с 01.02.2019 по 16.02.2019 для руководителей организаций, занимающихся дошкольным образованием, присмотром и уходом, дополнительным образованием, досугом детей на территории МО ГО «Сыктывкар», носят рекомендательный, а не общеобязательный характер.
Учитывая изложенное, проведение в школе-студии «Радужка» в период карантинных мероприятий с 01.02.2019 по 16.02.2019 занятий с детьми, мастер-классов, отчетных выставок работ, физических упражнений (фитнес-занятий), на что указано в протоколе об административном правонарушении от <Дата обезличена> и постановлении должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от <Дата обезличена>, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не свидетельствует о нарушении Автономной некоммерческой организацией Центр художественного творчества «Школа-студия «Радужка» действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, являющихся обязательными к исполнению.
В протоколе об административном правонарушении от <Дата обезличена> и постановлении должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от <Дата обезличена> не указано, в чем выразилось административное правонарушение в виде не проведения предусмотренных санитарно-эпидемиологическими правилами санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней.
Таким образом, вывод судьи городского суда о том, что при обстоятельствах, изложенных в протоколе и постановлении должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике, в действиях АНО ЦХТ «Школа-студия «Радужка» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, основанным на нормах действующего законодательства.
С учетом изложенного довод жалобы заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. о наличии в действиях АНО ЦХТ «Школа-студия «Радужка» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельным и опровергается имеющимися в деле исследованными судом доказательствами.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В абзаце 4 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь приведенной нормой и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, судья городского суда обоснованно пришел к выводу об отмене постановления должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 16.04.2019 № 198 о привлечении АНО ЦХТ «Школа-студия «Радужка» к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу.
Обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным, оснований для его отмены при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28.06.2019 оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Курбанова В.В. - без удовлетворения.
Судья- А.А. Голиков