Решение по делу № 33-128/2021 от 03.12.2020

Судья Просолов В.В.                                                   Дело №2-817/2020

(первая инстанция)

№33-128/2021

(апелляционная инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи      Устинова О.И.,

судей                                                 Сулеймановой А.С., Козуб Е.В.,

при секретаре                                   Малаховой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Сулеймановой А.С. апелляционную жалобу ответчика Правительства города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 08 сентября 2020 года

по гражданскому делу по иску Тюхлова О. Э.                              к Правительству города Севастополя о признании права собственности                      в порядке наследования,

УСТАНОВИЛА:

Тюхлов О.Э. обратился в суд с иском, просил признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ,                 в порядке наследования.

Требования иска мотивированы тем, что истец является наследником по завещанию имущества ФИО, который умер ДД.ММ.ГГГГ. ФИО при жизни реализовал свое право на бесплатное получение                 в собственность земельного участка, подал документы в регистрирующий орган, однако регистрация права на земельный участок по <адрес>, с кадастровым номером , произведена после смерти наследодателя, в связи с чем нотариусом отказано в выдаче свидетельства                  о праве на наследство по закону на земельный участок.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от                   08 сентября 2020 года исковые требования Тюхлова О.Э. удовлетворены. Признано за Тюхловым О.Э. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью              999 кв.м., кадастровый номер , в порядке наследования после смерти отца ФИО

В апелляционной жалобе ответчик Правительство города Севастополя просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что поскольку право собственности на земельный участок зарегистрировано                 ДД.ММ.ГГГГ, после смерти наследодателя, то право собственности ФИО не возникло, и не включено в состав наследства ФИО Кроме того, указывает, что истцом как наследником имущества ФИО не представлено доказательств фактического принятия наследства в виде земельного участка, совершения каких-либо действий в отношении земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Тюхлов О.Э. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Тюхлов О.Э., представитель ответчика Правительства Севастополя,                           о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии                                   с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец Тюхлов О.Э. воспользовался правом, предусмотренным частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с положениями Федерального закона 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном и общедоступном сайте Севастопольского городского суда в сети Интернет.

    В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца Тюхлова О.Э.Рубцова Ю.В. возражала против доводов апелляционной жалобы ответчика, просила отказать в ее удовлетворении.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив указанные доводы, доводы возражений, судебная коллегия приходит                            к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации смерть гражданина влечёт открытие наследства.

В силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг               и родители наследодателя.

Согласно пункту 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации                     в состав в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина,                       а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Таким образом, имеющим юридическое значение для правильного разрешения настоящего спора является выяснение наличия у умершего имущественных прав на земельный участок в момент открытия наследства, которые могли быть унаследованы, а также факт принятия наследства истцом.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно завещанию серии <данные изъяты> 7 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО завещал все свое имущество истцу Тюхлову О.Э.

На основании заявления истца нотариусом Фариной Г.В. открыто наследственное дело к имуществу умершего ФИО

Как установлено судом, на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО передан в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 999 кв.м., кадастровый номер .

Как следует из выписки из ЕГРН, право собственности ФИО на спорный земельный участок зарегистрировано Управлением государственной регистрации права и кадастра города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, то есть после смерти ФИО, что послужило основанием для отказа в выдаче истцу свидетельства о праве на наследство.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что наследодателю ФИО                                  в установленном законом порядке был предоставлен в собственность спорный земельный участок, поданы документы для государственной регистрации права собственности, однако регистрация произведена после смерти наследодателя, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о признании за истцом Тюхловым О.Э., наследником имущества ФИО, права собственности на земельный участок                      в порядке наследования.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела.

Из материалов дела следует, что Решением XVI сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, испрашиваемого ФИО для строительства                       и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>. ФИО дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>.

В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент принятия вышеуказанного решения, гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться безвозмездно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и гаражного строительства норм, определенных этим Кодексом.

Согласно статье 123 Земельного кодекса Украины лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства по его отводу, обращается с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий сельский, поселковый, городской, районного, областного совета, Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации. Решение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка. Проект отвода земельного участка согласовывается                 в порядке, установленном статьей 186.1 настоящего Кодекса. После получения проекта землеустройства по отводу земельного участка соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым                 о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта               2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее - Закон №6-ФКЗ).

С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации, - республики Крым и города федерального значения Севастополя, действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Закона №6-ФКЗ).

В соответствии с частью 1.1. Закона №6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений,                       а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости                                    и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно части 1, части 2 статьи 12 Закона города Севастополя от                  25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных              и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность гражданам Российской Федерации.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, площадью 1000 кв.м., кадастровый квартал , земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, определен вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства».

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям -РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, передан ФИО в собственность бесплатно.

Таким образом, спорный земельный участок предоставлен                                   в собственность ФИО при жизни.

Оспаривая решение районного суда, апеллянт указывает на то, что указанный земельный участок в наследственную массу ФИО не вошел, и не мог быть унаследован истцом, учитывая отсутствие государственной регистрации его права собственности на момент смерти.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также - Закон о регистрации), устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).

Согласно статье 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются                   в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права                         и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 названного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета               и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов,                     в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункт 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года №278).

В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.

Как следует из Выписки из ЕГРН (л.д.16), осуществляя государственную регистрацию права собственности ФИО при отсутствии сведений                 о его смерти, государственный регистратор оснований для отказа в регистрации права собственности не усмотрел, не ссылается на такие основания и ответчик.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок                  с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 59 названного Постановления Пленума, если иное не предусмотрено законом, иск                           о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иски                        о признании права, заявленные лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались                                 в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав              и обязанностей.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться     в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися                          в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Одновременно в пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления               о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Учитывая указанное, регистрация права собственности носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер, и ее отсутствие в данном случае не является неустранимым препятствием для приобретения истцом права собственности на спорный земельный участок               в порядке наследования после смерти отца. Такой вывод также соответствует разъяснениям пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», согласно которым при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.

Доводы апелляционной жалобы Правительства города Севастополя                   о том, что фактическое принятие истцом наследства не подтверждено, подлежат отклонению. Истец в установленном законом порядке принял наследство, обратившись к нотариусу в шестимесячный срок (пункт 1 статьи 1152, пункт 1 статьи 1153, пункт 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия находит, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам                          и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Иных доводов, которые имели бы правовое значение для разрешения спора и могли бы повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для отмены решения суда по приводимым в жалобе доводам не усматривается.

    Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от                          08 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства города Севастополя - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий судья:                                      Устинов О.И.

Судьи:                                                              Сулейманова А.С.

                                         Козуб Е.В.

33-128/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тюхлов Олег Эдуардович
Ответчики
Правительство города Севастополя
Другие
Нотариус Фарина Галина Виватовна
Рубцова юлия Васильевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Сулейманова Анна Станиславовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
03.12.2020Передача дела судье
18.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Передано в экспедицию
18.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее