Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-4823/2024 от 01.07.2024

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                                      N16-4823/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов                                                       17 сентября 2024 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", Общество)Козловой А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Заводского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2024 года, решение судьи Саратовского областного суда от 29 марта 2024 года, вынесенные в отношении ОАО "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Заводского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 29 марта 2024 года, ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Козлова А.В. просит названные судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, прекратить производство по делу.

Саратовская транспортная прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, в лице старшего помощника прокурора Андрейченко В.Е. представила возражения, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Изучение материалов дела, доводов жалобы заявителя, возражений позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия в частности по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации) и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 8 статьи 42 данного Кодекса).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении Саратовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере окружающей среды при охране земель, почв, обращения с отходами производства и потребления в деятельности Приволжской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "Российские железные дороги".

В ходе проверочных мероприятий установлено, что на земельном участке полосы отвода железной дороги с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером (путь железнодорожной станции Князевка Приволжской железной дороги), являющимся федеральной собственностью, находился объект недвижимого имущества "Металлическая эстакада для пропарки клапанов по станция Князевка" (инвентарный N ), который списан и демонтирован на основании акта о списании объекта основных средств N от 2 декабря 2019 года. Соответствующие работы по списанию указанного объекта недвижимого имущества проводились силами Эксплуатационного вагонного депо Анисовка - структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" и согласно предоставленной информации, под объектом недвижимого имущества "Металлическая эстакада для пропарки клапанов по станция Князевка" также расположены резервуары с нефтесодержащей жидкостью, являющейся отходом производства и потребления, которые несмотря на факт окончания производства работ по демонтажу Эстакады на момент проверки не демонтированы.

23 августа 2023 года прокуратурой совместно со специалистами Росприроднадзора и "ЦЛАТИ по ПФО" в ходе осмотра части земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером (путь железнодорожной станции Князевка Приволжской железной дороги) от точки с географическими координатами с.ш., в.д. до точки с географическими координатами с.ш., в.д. общей площадью 1291 м2 выявлен факт наличия многочисленных локальных загрязнений данного земельного участка нефтесодержащей жидкостью (отход производства и потребления) в районе площадки демонтированной Эстакады и железнодорожных путей по железнодорожной станции Князевка Приволжской железной дороги. Также, в рамках осмотра 23 августа 2023 года специалистами "ЦЛАТИ по ПФО" отобраны пробы почв на территории, прилегающей к Эстакаде с западной стороны, пробы нефтесодержащей жидкости на площадке демонтированной Эстакады железнодорожных путях указанной станции.

Согласно экспертному заключению "ЦЛАТИ по ПФО" от 4 сентября 2023 года N 44-П на указанной части земельного участка установлено превышение содержания нефтепродуктов в почве относительно фоновой точки: в 4,5 раза (глубина: 0 - 5 см., концентрация загрязненного вещества: 2460 мг/кг), 1,3 раза (глубина: 5-20 см., концентрация загрязненного вещества: 1400 мг/кг), в 2,2 раза (глубина: 20 - 50 см., концентрация загрязненного вещества: 2823 мг/кг).

Приведенные обстоятельства послужили основанием возбуждения 8 декабря 2023 года заместителем Саратовского транспортного прокурора дела об административном правонарушении и привлечения ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением заместителя прокурора Саратовской транспортной прокуроры от 8 декабря 2023 года; сведениями о направлении уведомления; копиями доверенности и паспорта представителя юридического лица - ОАО "Российские железные дороги; копией решения о проведении проверки от 23 августа 2023 года; копиями актов осмотра от 25 июля 2023 года и 2 августа 2023 года с фотоматериалом; копией акта 23 августа 2023 года; копией представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды по охране земель, почв от 26 июля 2023 года; копией ответа ОАО "Российские железные дороги" на представление прокуратуры; копией протокола совещания Приволжской дирекции инфраструктуры от 27 июля 2023 года; копией сообщения об объекте "Металлическая эстакада для пропарки клапанов по ст. Князевка" с приложением; фотоматериалом; копией протокола испытаний N 189/23-П от 4 сентября 2023; копией сведений о методах испытаний и оборудования; копией экспертного заключения N 43-П от 4 сентября 2023 года; копией протокола испытаний N 166Т/23-О от 4 сентября 2023 года; копией сведений о методах испытаний и оборудования; копией экспертного заключения N 43Т-О от 4 сентября 2023 года; копиями протоколов отбора проб N 245, N 132Т-О от 23 августа 2023 года; копией договора аренды земельного участка N 1759/05 от 25 июля 2005 года с приложением; копией технического паспорта и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно пункту 2 статьи 4.1 Закона об охране окружающей среды перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нефтепродукты включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р (действовавшим до 1 января 2024 года, пункт 23).

Согласно части 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, в числе прочего обязаны проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Имеющий правовое значение для разрешения дела факт загрязнения почвы на означенном выше земельном участке в результате бездействия Общества установлен, в том числе, на основании анализа отобранных проб почвы, в которых установлено наличие концентрации нефтепродуктов, что безусловно свидетельствует о негативном воздействии указанного загрязняющего вещества на почву земель указанного земельного участка.

Неблагоприятные экологические последствия могут проявляться спустя продолжительное время, имея при этом комплексный характер, оказывая негативное воздействие одновременно на несколько компонентов природной среды (пункт 11 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2022 года).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО "Российские железные дороги", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 названного Кодекса.

Доводы жалобы о нарушении процедуры проверки, нарушения требований закона в отношении отбора проб были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Что касается доводов жалобы о неправильном определении размера ущерба, то требования о возмещении вреда подлежат рассмотрению в ином порядке.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние ОАО "Российские железные дороги" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статьи 4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление судьи Заводского районного суда г. Саратова от 2 февраля 2024 года, решение судьи Саратовского областного суда от 29 марта 2024 года, вынесенные в отношении ОАО "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ОАО "Российские железные дороги" Козловой А.В.- без удовлетворения.

Судья                                                                                                 Г.К. Шамшутдинова

16-4823/2024

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Саратовская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Другие
Козлова Анастасия Владимировна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область)
Статьи

ст.8.6 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее