Дело <№>а-309/2022 <Дата>
29RS0<№>-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего по делу судьи Кочиной Ж.С.,
при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.,
с участием административного истца (организована видеоконференц-связь) Парамонова А. А.ича,
представителей административных ответчиков Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний Р. Горбатовой Ю.Н., Зубовой Т.В.,
представителя заинтересованного лица - Прокуратуры Архангельской области Рипачева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парамонова А. А.ича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Антропову А. В., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания,
установил:
Парамонов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Антропову А. В., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания.
Истец просит взыскать с федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области компенсацию за нарушение условий содержания 198 000 рублей
В обоснование требований указано, что при нахождении в камере Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - ФКУ СИЗО-4) в период с мая по июль 2020 года ему не было предоставлено спальное место, раскладушка также не была предоставлена, истец спал много раз на полу. Кроме того, во время этапирования в другое Федеральное казенное учреждение Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее-ФКУ СИЗО-1) <Дата>, ему не был предоставлен сухой паек, завтрак.
В судебном заседании административный истец на удовлетворении административного иска настаивал, просил требования удовлетворить.
Представители административных ответчиков, представитель заинтересованного лица прокуратуры Архангельской области в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили в удовлетворении административного иска отказать.
В судебное заседание не явились: представитель административного ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, административный ответчик начальник Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Антропову А.В., представитель заинтересованного лица Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке, в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как указано в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
На основании части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В соответствии с положениями частей 1, 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трёх месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Как указано в части 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
По настоящему делу судом установлено, что с <Дата> истец содержался в СИЗО-4 в качестве осужденного. Во время нахождения в ФКУ СИЗО-4 истец содержался в камере <№>, площадью 29,6 кв. м, в период с 22 мая по <Дата>. При количестве спальных мест – 8, в камере в указанный период содержалось от 9 до 13 человек. Доказательств выделения спального места в указанный период истцу стороной ответчика не представлено.
Административный истец также полагая, что во время его нахождения в указанной камере в ФКУ СИЗО-4 и во время его конвоирования силами и средствами ФКУ УК У. Р. по Архангельской области, условия его содержания и конвоирования в иное учреждение были ненадлежащими, обратился в суд с настоящим административным иском.
Проверяя обоснованность требований административного истца, суд исходит из следующего.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затруднённый доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишённых свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от <Дата> № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от <Дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 23 Федерального закона от <Дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щётка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретённые через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырёх квадратных метров с учётом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата> <№> в соответствии со статьёй 16 Федерального закона № 103-ФЗ утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – Правила), согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Как указано в пункте 40 Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельём: двумя простынями, наволочкой; полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приёма пищи), кружкой, ложкой, одеждой по сезону (при отсутствии собственной), книгами и журналами из библиотеки СИЗО. Указанное имущество выдаётся бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей. По заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счёте, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щётка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
На основании пункта 42 Правил камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, вмонтированным в стену, бачком с питьевой водой, подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, телевизором, холодильником (при наличии возможности), вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора, напольной чашей (унитазом), умывальником, нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией.
Парамонов А.А. в ноябре 2020 года (3 жалобы) обращался в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой на ненадлежащие условия содержания, жалоба перенаправлена по месту проверки.
Из ответа Прокуратуры Архангельской области от <Дата> следует, что в связи с допущенными нарушениями в июне – июле 2020 года нарушениями прав содержавшихся на материально-бытовое обеспечение в ФКУ СИЗО-4 прокуратурой внесено представление.
Из представления об устранении нарушений действующего законодательства прокуратуры Архангельской области от <Дата> следует, что функционируя с мая 2020 года в условиях превышения лимита наполнения, администрацией комплексных мер не принимается, камерные площади используются нерационально.
Как отмечалось в постановлениях Европейского Суда по правам человека, в частности, в пункте 122 Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Дудниченко против Российской Федерации» (жалоба <№>), строгая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции прав человека и основных свобод (заключена в ... <Дата>) возникает тогда, когда личное пространство, имеющееся в распоряжении задержанного, составляет менее 3 кв. м. в учреждениях группового размещения.
Из представленной в материалы дела справки о соблюдении нормы санитарной площади в камерах за период содержания ответчика в ФКУ СИЗО-4, за спорный период содержания административного истца в указанном учреждении, следует, что в камере <№> на одного человека приходилось менее 3 кв. м. санитарной площади.
При разрешении вопроса о законности предоставления нормы площади для истца в размере не менее 2-х кв.м., что установлено частями 1 и 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что истец на дату поступления в учреждения являлся лицом, осужденным к лишению свободы.
А именно, в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
Положениями ст. 23 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Частями 1 и 3 ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев.
При этом осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от <Дата> № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В соответствии с ч. 1 и 6 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Судом не установлено, что истец может быть отнесен к указанной категории граждан, где должны быть обеспечены улучшенные условия проживания.
При этом административными ответчиками не представлено доказательств того, что каждый из содержащихся в камерах лиц, в том числе административный истец, были обеспечены индивидуальным спальным местом. Представленные инвентарные карточки нефинансовых активов не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку не подтверждают фактического обеспечения истца спальным местом, с учетом количества осужденных в режимном корпусе.
Выявленные судом по настоящему делу нарушения свидетельствуют о незаконных бездействиях ФКУ СИЗО-4, которые выразились в необеспечении надлежащих условий содержания административного истца, а потому административные исковые требования в указанной части следует признать обоснованными.
Показания допрошенного в качестве свидетеля Патрекеева А.А. не принимаются судом, поскольку свидетель не пояснил про конкретные дни содержания истца, о том, какое спальное место ему выделялось и в какие дни. Кроме того, при математическом подсчете площади камеры и исследовании представленных фотографий камеры вопрос вмещения раскладушек на количество лиц (10-12), при наличии стационарных спальных мест (8), зафиксированных стола, стульев, умывальника, является затруднительным, и не обеспечивает закрепленное Конституцией РФ право на нормальные условия проживания.
В связи с этим в пользу административного истца подлежит взысканию компенсация, определяя размер которой, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что о наличии нарушений условий содержания лишённых свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены.
Потому суд приходит к выводу, что истец действительно претерпел нравственные страдания, которые выражались в душевных переживаниях, чувстве несправедливости и незащищённости от неправомерных действий должностных лиц по поводу несоблюдения условий содержания в ФКУ СИЗО-4, физические страдания, которые выражались в нахождении в помещениях, не отвечающим материально-бытовым и санитарно-гигиеническим требованиям. Указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о наличии правовых оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации, предусмотренной ст. 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ.
При этом суд учитывает, что в период содержания под стражей в следственном изоляторе подозреваемые, обвиняемые, осужденные лишаются или ограничиваются в возможности пользования определёнными материальными благами. В то же время условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или отрицательно влиять на их здоровье.
С учётом изложенного, исходя из требований разумности и справедливости, суд присуждает административному истцу компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в следственном изоляторе в размере 5 000 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данная компенсация подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета, каковым является Федеральная служба исполнения наказаний в силу прямого указания об этом в подпункте 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от <Дата> <№>.
Таким образом, названная денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счёт казны Российской Федерации.
Доводы представителей административных ответчиков У. Р. по Архангельской области, ФКУ СИЗО-4, Федеральной службы исполнения наказаний Р. о пропуске административным истцом предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трёхмесячного срока для обращения в суд, признаются несостоятельными, так как с административным иском административный истец обратился в период пребывания в учреждениях закрытого типа.
Административный истец указывает в иске и в пояснениях, данных в судебном заседании, что перед отправкой в ФКУ СИЗО-1 <Дата> не был обеспечен завтраком, а впоследствии и индивидуальным рационом питания по пути следования.
Частью первой статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.
При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (часть третья статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Ф. Р. от <Дата> <№> утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте Р. <Дата> <№>).
Согласно п. 161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата> <№>, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Согласно п. 2 Приказа Ф. Р. от <Дата> <№> "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых питанием осуществляется на основании ежедневных справок, составляемых и направляемых в бухгалтерию учреждения УИС подразделениями интендантского и хозяйственного обеспечения, утверждаемых начальником учреждения УИС, об общей численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении УИС. В справке указывается число осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой категории лиц, в отношении которых предусмотрена соответствующая норма питания. Справка составляется на основании письменных данных о количестве лиц, содержащихся в учреждении УИС, полученных в дежурной части и подразделении специального учета учреждения УИС, а также сведений медицинского подразделения, осуществляющего в учреждении УИС медицинское обеспечение осужденных, подозреваемых и обвиняемых, о количестве больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, в виде списков. Утвержденные начальником учреждения УИС справки, а также списки осужденных, подозреваемых и обвиняемых, нуждающихся в повышенных нормах питания, передаются в бухгалтерию учреждения УИС для оформления накладных и последующего отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС. В случае изменения численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых после завершения процедуры выписки продуктов питания подразделением интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения УИС в этот же день предоставляется в бухгалтерию учреждения УИС дополнительная справка для оформления дополнительной накладной на отпуск (прием) продуктов.
Выписка продуктов в столовую (пищеблок) учреждения осуществляется на основании данных о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов, отпуск продуктов в столовую производится по накладной. По истечении суток заведующий продовольственным складом и начальник (заведующий) столовой учреждения УИС сдают накладные в бухгалтерию учреждения УИС для списания продуктов по учету бухгалтерии. В случае изменения численности питающихся после выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС оформляется дополнительная накладная на получение (сдачу) продуктов с продовольственного склада учреждения УИС.
В соответствии с п. 48 Порядка требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления блюд. Данный документ составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой еженедельно, отдельно по каждой норме питания в трех экземплярах. Первый экземпляр (подлинник) находится в бухгалтерии учреждения УИС и служит основанием для выписки продуктов со склада в столовую (пищеблок) учреждения УИС, второй экземпляр вывешивается в горячем цехе столовой (пищеблока) как документ для руководства по приготовлению пищи, третий - в обеденном зале столовой для ознакомления осужденных.
В тюрьмах, следственных изоляторах и ПФРСИ раскладки продуктов составляются в двух экземплярах. Повторение раскладок продуктов, составленных на неделю, допускается не чаще двух раз в месяц (п. 51 Порядка).
В силу п. 71 Порядка основаниями для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС являются данные о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов. Отметим, что накладная на отпуск продуктов выписывается в двух экземплярах. Первый экземпляр после отпуска продуктов остается на складе учреждения УИС для их списания по учету склада, а второй передается начальнику (заведующему) столовой.
По истечении суток заведующий продовольственным складом и начальник (заведующий) столовой учреждения УИС сдают накладные в бухгалтерию учреждения УИС для списания продуктов по учету бухгалтерии. Одновременно в бухгалтерии проверяется правильность оформления и отпуска продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС.
В случае изменения численности питающихся после выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения УИС оформляется дополнительная накладная на получение (сдачу) продуктов с продовольственного склада учреждения УИС.
Стороной ответчика не представлено доказательств того, что истец был обеспечен завтраком до его отправления в СИЗО-1, суду не представлены ни накладные, ни иные документы, свидетельствующие о том, что расчет завтрака был произведен с учетом истца.
При этом доводы истца о необеспечении его индивидуальным рационом питания не принимаются, поскольку в соответствии с пунктом 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Ф. Р. от <Дата> <№>, при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования.
Расстояние от ФКУ СИЗО-4 до ФКУ СИЗО-1, при движении автотранспортом, составляет менее часа, следовательно, требования в указанной части не подлежат удовлетворению.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению (часть 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Парамонова А. А.ича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Антропову А. В., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, начальника Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Антропова А. В. по организации содержания Парамонова А. А.ича в период с 22 мая по <Дата>.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Парамонова А. А.ича за нарушение условий содержания при оказании медицинской помощи 5 000 рублей.
Взыскание произвести на счет Парамонова А. А.ича:
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
Указав в назначении платежа: фамилию имя отчества осужденного, год рождения, номер банковского счета отправителя, телефон отправителя.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор <№> Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Антропову А. В., Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания отказать.
Решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Ж.С. Кочина