Дело № 2-2211/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2015 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи С.Н. Опалей,
при секретаре Е.С. Шамрай,
с участием: помощника прокурора Кировского района г. Хабаровска Лозовицкой ФИО6 представителя административного ответчика ФИО9 ФИО7 действовавшей на основании доверенности №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, представителя заинтересованного лица ОАО «ДГК» Карстиной ФИО8 действовавшей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие ФИО10 по вопросу постановки на учет теплотрассы к зданию <данные изъяты> в г. Хабаровске, протяженностью <данные изъяты>, как бесхозяйного объекта, обязать ФИО11 принять меры к постановке на учет теплотрассы к зданию по <адрес> в г. Хабаровске, протяженностью <данные изъяты>, как бесхозяйного объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие ФИО12 по вопросу постановки на учет теплотрассы к зданию по <адрес> в г. Хабаровске, протяженностью <данные изъяты> как бесхозяйного объекта, об обязании ФИО13 принять меры к постановке на учет теплотрассы к зданию по <адрес> в г. Хабаровске, протяженностью <данные изъяты>, как бесхозяйного объекта.
В обоснование иска указав, что в ходе проверки исполнения законодательства о теплоснабжении, проведенной по заданию прокуратуры г. Хабаровска, установлено наличие теплотрассы к зданию по <адрес> в г. Хабаровске. Согласно информации ХКГУП «Хабкрайинвентаризация», Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, Управления Росреестра по Хабаровскому краю, ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, в отношении указанной теплотрассы отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности. Филиалом «Хабаровская теплосетевая компания АО «Дальневосточная генерирующая компания» направлялись обращения в ФИО14 о наличии бесхозяйной тепловой сети по указанному адресу, однако последней не принято мер по постановке на учет теплотрассы к зданию по <данные изъяты> в г. Хабаровске как бесхозяйного объекта. Положения ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 6, 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предписывают в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования поселения или городского округа, на территории которых они находятся. Теплотрасса к зданию по ул. <адрес> в г. Хабаровске имеет признаки бесхозного имущества, находится на территории <данные изъяты> В свою очередь, уклонение ФИО15 от принятия мер к передаче на обслуживание бесхозяйного объекта гарантирующей организации и постановке его на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного объекта свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства в сфере теплоснабжения ответственными должностными лицами ФИО16, гражданского законодательства в части принятия мер к постановке объекта теплоснабжения на учет как бесхозяйного. Указанный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, влечет возможность возникновения аварийной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Хабаровска Лозовицкая ФИО17 требования поддержала, по изложенным в иске основаниям и просила признать незаконным бездействие ФИО18 по вопросу постановки на учет теплотрассы к зданию по ул. <адрес> в г. Хабаровске, протяженностью <данные изъяты>, как бесхозяйного объекта, обязать ФИО19 принять меры к постановке на учет данной теплотрассы.
В судебное заседание представитель административного ответчика ФИО20 с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Доводы, изложенные в отзыве поддержала, указала, что действующим законодательством постановка объекта недвижимости на учет как бесхозяйного носит заявительный характер и законодательство не обязывает, а предоставляет право органу местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйное имущество. Понуждение же ФИО21 к обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного объекта на учет как бесхозяйного, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, что противоречит ст. 12 Конституции РФ, которая предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий, и ч. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которой муниципальные образования по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Кроме того, 09.10.2015 года ФИО22 принято постановление № № о содержании и техническом обслуживании бесхозяйного сооружения – тепловая сеть по ул. <адрес> Согласно п. 3, данного постановления на ФИО23 возложена обязанность провести работу по постановке тепловой сети, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. <адрес> на учет как бесхозяйной в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю. Так же постановлением определена организация, осуществляющая содержание и техническое обслуживание указанной сети – филиал «Хабаровская теплосетевая компания» АО «ДГК».
Представитель заинтересованного лица ОАО «ДГК» Карстина ФИО24 исковые требования поддержала, представила письменный отзыв, согласно которому, ссылку ответчика о том, что постановка объекта недвижимости на учет, как бесхозяйную вещь носит заявительный характер, считает несостоятельной, так как ч. 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрации права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Следовательно, поставить бесхозяйную вещь на учет входит в обязанности органа местного самоуправления.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствует нормативному правовому акту, нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Кировского района г. Хабаровска по заданию прокуратуры г. Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении, в ходе которой выявлено наличие теплотрассы к зданию по ул. <адрес> в г. Хабаровске.
Согласно информации КГУП «Хабкрайинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ года в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории Хабаровского края, на объект недвижимости - теплотрасса к зданию по ул. <адрес>, право собственности не зарегистрировано.
На основании ответа ТУ Росимущества в Хабаровском крае от ДД.ММ.ГГГГ года, объект недвижимости, теплотрасса к зданию по ул. <адрес>, в реестре федерального имущества к учету не заявлена.
В соответствии с уведомлениями Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ года и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года инженерные сети, расположенные в г. Хабаровске, теплотрасса по ул. <адрес>, в Реестре краевого государственного имущества не значатся, зарегистрированные права на объект недвижимого имущества отсутствуют.
ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» ДД.ММ.ГГГГ обратилось к начальнику управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска с информацией для определения организации по обслуживанию и содержанию вновь выявленного бесхозяйного участка тепловой сети, теплотрассы к зданию по ул. <адрес>
Протоколом №№ от ДД.ММ.ГГГГ. совместного заседания управления обеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска и АО «ДГК» тепловая сеть по адресу г. Хабаровск, ул. <адрес>, признана бесхозяйной.
Приказом №№ от ДД.ММ.ГГГГ. филиал «ХТСК» АО «ДГК» проводит работы по постановке на содержание и техническое обслуживание бесхозяйного сооружения - тепловые сети к зданию по ул. <адрес>
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п.п. 1, 2, 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития России от 22 ноября 2013 года № 701, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии с п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного городского округа, относятся организация в границах поселения тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым, в определенной степени, создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов; рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения.
Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Из вышеприведенного следует, что теплотрасса к зданию по ул. <адрес> в г. Хабаровске не имеет собственника, является бесхозяйным имуществом, находится на территории городского округа «Город Хабаровск», ФИО25 уклонилась от принятия мер к передаче на обслуживание бесхозяйного объекта гарантирующей организации и постановке его на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного объекта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика в судебное заседание было представлено постановление ФИО26 года, которым Филиал «Хабаровская теплосетевая компания» АО «Дальневосточная генерирующая компания» определена организацией, осуществляющей содержание и техническое обслуживание бесхозяйного сооружения- тепловая сеть по ул. <адрес>, с протяженностью <данные изъяты>, на период проведения процедуры приема сети в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск».
Филиалу «Хабаровская теплосетевая компания» АО «Дальневосточная генерирующая компания» поручено направить в Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска уведомление о приеме тепловой сети, на содержание и техническое обслуживание в 3-дневный срок после принятия объекта. В свою очередь, на Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска возложена обязанность по проведению работы по постановке теплотрассы по ул. <адрес> в г. Хабаровске на учет как бесхозяйной в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО27 приняты меры к постановке на учет теплотрассы к зданию по ул. <адрес> г. Хабаровске, как бесхозяйного объекта, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Доводы прокурора и заинтересованного лица о том, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ. ни к чему не обязывает, поскольку не содержит сроков его исполнения, подлежат отклонению, поскольку прокурором заявлены требования о возложении обязанности принять меры к постановке на учет теплотрассы, а не поставить на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░28 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░. <░░░░░> ░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░29 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░. <░░░░░> ░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23.10.2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░