Дело № 2-988/2022
УИД 04RS0020-01-2022-001275-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Таштагол 14 ноября 2022 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:
судьи Гончалова А.Е.,
при секретаре Ануфриевой И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Жигун Алексею Сергеевичу о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Жигун А.С. о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде. Требования мотивирует тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов. Проведенной проверкой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ г., но не позднее ДД.ММ.ГГГГ у Жигун Алексею Сергеевичу, находившегося на участке «<данные изъяты>», расположенном в <данные изъяты> км. в <данные изъяты> от <адрес> <адрес>, достоверно знавшего, что для выполнения работ по строительству линий электропередач, ремонта штольни и обогрева вахтового поселка требуется древесина, а документы разрешающие освоение деляны, расположенной в указанном выше месте отсутствуют, сложился прямой преступный умысел на незаконную рубку сырорастущих деревьев породы лиственница и береза, в особо крупном размере в указанном квартале и выделе <адрес> <адрес>. В это же время, в этом же месте, Жигун Алексею Сергеевичу, используя свое служебное положение <данные изъяты> <данные изъяты>», не имея разрешения уполномоченного органа лесного хозяйства установленного ст. 2 Закона Республики Бурятия «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд № 2455-III от 07.09.2007 года» и ч. 4 ст. 30 ч. 1-6 ст. 77 Лесного кодекса РФ, дал незаконное устное распоряжение о вырубке сырорастущих деревьев породы лиственница и береза в эксплуатационных лесах, расположенных в указанном выше месте <данные изъяты>» ФИО3, которого ввел в заблуждение, что разрешение на рубку лесных насаждений у него имеется. ФИО10 не зная о преступных намерениях Жигун Алексею Сергеевичу, привлек к выполнению указанных работ подчиненных работников - ФИО4, ФИО5, ФИО6, которые в период времени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по указанию Жигун Алексею Сергеевичу, осуществили незаконную рубку сырорастущей лиственницы в количестве <данные изъяты> штуки и березы в количестве <данные изъяты> штук в указанном выше месте. Общая сумма ущерба, причиненного государственному лесному фонду в результате незаконных действий Жигун Алексею Сергеевичу, составила 350 582 рубля исчисляемая в соответствии Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», что является крупным размером. Факт незаконной рубки лесных насаждений подтверждается приговором Северобайкальского городского суда от 03.08.2021, которым Жигун Алексею Сергеевичу осужден за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 260 УК РФ, назначено наказание в размере 1 500 000 руб. Проверкой установлено, что общая площадь нарушенных земель необратимой трансформации (прямого уничтожения, или полностью уничтоженных местообитаний охотничьих животных) составляет <данные изъяты> га, расположенного в выделе <адрес> <адрес> <адрес>. Незаконными действиями по рубке лесных насаждений Жигун Алексею Сергеевичу в количестве <данные изъяты> штука, уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем причинен ущерб окружающей среде. Согласно расчету ущерба (вреда) объектам животного мира, выполненного <данные изъяты> по запросу природоохранной прокуратуры, размер вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в <адрес> в результате незаконной рубки лесных насаждений составил 74 282 руб. 37 коп. Просит взыскать с Жигуна Александра Сергеевича в бюджет муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия ущерб, причиненный окружающей среде - животному миру и среде его обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений в <адрес> в размере 74 282 руб. 37 коп.
В судебное заседание Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Жигун Алексею Сергеевичу в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, извещен по месту своей регистрации.
Третье лицо - представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» в судебное заседание не явился, извещен судом.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.
В силу ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно подпункту «б» пункта 5 «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.
Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утверждена приказом Минприроды РФ от 08.12.2011№ 948.
Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери - единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об охоте) в целях организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - государственный мониторинг).
В силу ч. 1 ст. 36 Закона об охоте государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
Подготовка расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, отнесена к функциям Бурприроднадзора в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.2 Постановления Правительства Республики Бурятия от 30.11.2009 № 447 «Об утверждении Положения о Республиканской службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования».
Как установлено судом, приговором Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03.08.2021 г. Жигун А.С. был признан виновным по ч. 3 ст. 260 УК РФ (л.д.16-22). Вступившим в законную силу приговором суда установлено, что Жигун Алексею Сергеевичу, занимая должность <данные изъяты>», выполняя функции единоличного исполнительного органа указанного предприятия, достоверно зная о незаконности рубки лесных насаждений в <адрес>, поскольку не получены разрешающие рубку лесных насаждений документы, используя свое служебное положение <данные изъяты>, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ г., но не позднее ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дал подчиненным ему работникам - <данные изъяты>» ФИО11 и ФИО12 указания о незаконной рубке лесных насаждений, которые ФИО13 и ФИО14, не осведомленные об отсутствии разрешения, исполнили в силу их непосредственной подчиненности руководителю Жигун Алексею Сергеевичу В результате указанных действий, Жигун Алексею Сергеевичу совершил незаконную рубку лиственницы и березы, причинив государственному лесному фонду ущерб в сумме 350 582 руб., исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, который относится в соответствие с примечанием к ст. 260 УК РФ к особо крупному размеру (л.д.16-22).
Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов, в результате которой установлено, что общая площадь нарушенных земель необратимой трансформации (прямого уничтожения, или полностью уничтоженных местообитаний охотничьих животных) составляет <данные изъяты> га, расположенного в выделе <адрес>. Незаконными действиями по рубке лесных насаждений Жигун Алексею Сергеевичу в количестве <данные изъяты> штука, уничтожена исконная среда обитания животных и других организмов, чем причинен ущерб окружающей среде (л.д.15).
Согласно расчету ущерба (вреда) объектам животного мира, выполненного <данные изъяты> по запросу природоохранной прокуратуры, размер вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде его обитания в <адрес> в результате незаконной рубки лесных насаждений составил 74 282 руб. 37 коп. (л.д.10-14).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не добываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда (ч. 4 ст. 61 ГПК РФ).
Таким образом, факт незаконной рубки лесных насаждений, размер причиненного ущерба, вызванного преступными действиями ответчика, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ установлен вступившим в законную силу приговором суда. Ущерб, причиненный лесному фонду, составил 74 282 руб. 37 коп., что подтверждается имеющимся в материалах дела расчетом (л.д.10-14).
Данный расчет ответчиком Жигун Алексею Сергеевичу в судебном заседании не оспаривался, иного расчета в суд ответчиком не предоставлено.
В результате причинения вреда лесному фонду нарушены права Российской Федерации, как собственника лесного фонда (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации), права неопределенного круга лиц на лесопользование, использование лесных ресурсов (ст. 11, ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), реализация которого обеспечивается путем сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеприведенные фактические обстоятельства, исходя из того, что вина ответчика в причинении вреда, установлена приговором Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 03.08.2021 г., вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение, размер ущерба, причиненного преступными действиями ответчика, определен в приговоре, исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию ущерб, причиненный лесному фонду, в размере 74 282 руб. 37 коп.
При этом, в силу п. 2.1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с учетом разъяснений п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» при определении размера вреда окружающей среде учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. При этом допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты.
Кроме того, доказательств осуществления ответчиком Жигун Алексею Сергеевичу каких-либо затрат направленных на возмещение причиненного вреда окружающей среде в суд не предоставлено.
В силу п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
С учетом положений бюджетного законодательства, суд считает, что сумма ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений в <адрес> в размере 74 282 руб. 37 коп. подлежит взысканию с ответчика Жигун Алексею Сергеевичу в бюджет муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход Таштагольского муниципального района государственная пошлина в размере 2429 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Жигун Алексею Сергеевичу в доход бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия ущерб, причиненный окружающей среде - животному миру и среде обитания в результате незаконной рубки лесных насаждений в <адрес> в размере 74 282 руб. 37 коп.
Взыскать с Жигун Алексею Сергеевичу государственную пошлину в доход Таштагольского муниципального района в размере 2429 рублей.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2022 и может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через суд города Таштагола.
Судья А.Е. Гончалов