Дело № 2а-88/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года п.Комсомольский
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Бадмаева Б.В.,
при секретаре судебного заседания Шимтиевой Б.К.,
с участием старшего помощника прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия Ли Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нарынхудукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
<адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нарынхудукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Нарынхудукского СМО, муниципальное образование). В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Нарынхудукского СМО находится место захоронения – общественное кладбище, земельный участок которого не имеет собственника. Указанные нарушения земельного законодательства могут привести к ненадлежащему контролю за общественным кладбищем, что в свою очередь может повлечь нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие возникновение неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Просит признать незаконным бездействие администрации Нарынхудукского СМО в непринятии мер к постановке на учет объекта недвижимого имущества – земельного участка места захоронения - общественного кладбища, и возложить обязанность устранить указанные нарушения.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Калмыкия Ли Ж.В. поддержала заявленные требования полностью, дополнив установлением срока устранения нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика – администрации Нарынхудукского СМО, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В силу ст.150 КАС РФ неявка представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 и 3 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч.1 ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ч.1 ст.4 и ст.18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.
На основании п.4 и 5 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из системного толкования п.1 ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 137-ФЗ, п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 8-ФЗ, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, не являются разграниченными в силу закона.
Согласно п.1 ч.2 и ч.4 ст.39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления. Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п.3 и 5 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в данном случае организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения, отнесены к полномочиям муниципального образования, в лице администрации Нарынхудукского СМО.
На территории Нарынхудукского СМО расположено 1 кладбище, которое является открытым, общественным. Земельный участок места захоронения на кадастровый учет не поставлен, право собственности не оформлено.
Данные обстоятельства подтверждаются информационным письмом Главы Нарынхудукского СМО Нидеева Р.А. на имя прокурора <адрес> Республики Калмыкия Муджикова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеназванных законов, следует, что администрация Нарынхудукского СМО обязана была в силу требований закона земельный участок, на котором расположено кладбище поставить на кадастровый учет и оформить на них право постоянного (бессрочного) пользования.
К вышеуказанному земельному участку, на котором расположено место погребения, к содержанию места погребения, предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанного земельного участка.
Оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что непроведение межевания занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, отсутствие его на кадастровом учете, а захоронение умерших может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель, может повлечь нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
Таким образом, требования прокурора <адрес> Республики Калмыкия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных в конечном счете на оформление права постоянного (бессрочного) пользования на место захоронения. Представитель административного ответчика возражений относительно заявленного срока не представил.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░