Дело № 2а-88/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2018 года п.Комсомольский

Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Бадмаева Б.В.,

при секретаре судебного заседания Шимтиевой Б.К.,

с участием старшего помощника прокурора Черноземельского района Республики Калмыкия Ли Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нарынхудукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

<адрес> Республики Калмыкия обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нарынхудукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Нарынхудукского СМО, муниципальное образование). В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Нарынхудукского СМО находится место захоронения – общественное кладбище, земельный участок которого не имеет собственника. Указанные нарушения земельного законодательства могут привести к ненадлежащему контролю за общественным кладбищем, что в свою очередь может повлечь нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие возникновение неблагоприятного воздействия на здоровье человека. Просит признать незаконным бездействие администрации Нарынхудукского СМО в непринятии мер к постановке на учет объекта недвижимого имущества – земельного участка места захоронения - общественного кладбища, и возложить обязанность устранить указанные нарушения.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Республики Калмыкия Ли Ж.В. поддержала заявленные требования полностью, дополнив установлением срока устранения нарушений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика – администрации Нарынхудукского СМО, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В силу ст.150 КАС РФ неявка представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 и 3 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч.1 ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ч.1 ст.4 и ст.18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с п.5 ст.16 настоящего Федерального закона.

На основании п.4 и 5 ст.16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из системного толкования п.1 ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 137-ФЗ, п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 8-ФЗ, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, не являются разграниченными в силу закона.

Согласно п.1 ч.2 и ч.4 ст.39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления. Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанным в настоящей статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п.3 и 5 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным и дополнительным сведениям, в частности, относятся кадастровый номер, описание местоположении границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенное использование.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в данном случае организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, являющиеся вопросами местного значения, отнесены к полномочиям муниципального образования, в лице администрации Нарынхудукского СМО.

На территории Нарынхудукского СМО расположено 1 кладбище, которое является открытым, общественным. Земельный участок места захоронения на кадастровый учет не поставлен, право собственности не оформлено.

Данные обстоятельства подтверждаются информационным письмом Главы Нарынхудукского СМО Нидеева Р.А. на имя прокурора <адрес> Республики Калмыкия Муджикова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, исходя из вышеназванных законов, следует, что администрация Нарынхудукского СМО обязана была в силу требований закона земельный участок, на котором расположено кладбище поставить на кадастровый учет и оформить на них право постоянного (бессрочного) пользования.

К вышеуказанному земельному участку, на котором расположено место погребения, к содержанию места погребения, предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых невозможно без определения границ указанного земельного участка.

Оценив по правилам ст.84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что непроведение межевания занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, отсутствие его на кадастровом учете, а захоронение умерших может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель, может повлечь нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Таким образом, требования прокурора <адрес> Республики Калмыкия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных в конечном счете на оформление права постоянного (бессрочного) пользования на место захоронения. Представитель административного ответчика возражений относительно заявленного срока не представил.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-88/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Черноземельского района рК
Ответчики
Администрация Нарынхудукского СМО РК
Суд
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Бадмаев Басанг Владимирович
Дело на сайте суда
chernozemelsky.kalm.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2020Дело оформлено
23.04.2020Дело передано в архив
30.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее