Председательствующий – Айманова Е.В. Дело № 33-283/2021
номер дела в суде первой инстанции 2-44/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2021 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.
судей – Плотниковой М.В., Шинжиной С.А.
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Штановой Ф.П. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 февраля 2021 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований удовлетворении исковых требований Штановой Ф.П. к администрации МО «Улаганский район» о признании внуков членами семьи, об обязании включить в состав семьи.
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Штанова Ф.П. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район» о признании внуков ФИО9, ФИО5 членами семьи применительно к основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и об обязании включить внуков ФИО9, ФИО5 в состав семьи для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения. Исковые требования Штановой Ф.П. мотивированы тем, что постановлением администрации МО «Улаганский район» № от <дата> ее супруг ФИО6 поставлен на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категорию «<данные изъяты>» с составом семьи 5 человека, том числе истец, дочери Лариса, Римма, Татьяна. <дата> ФИО6 умер. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от <дата> № очередь ФИО6 переоформлена на истца. Штанова Ф.П. и ее дочери ФИО7, ФИО8 и их дети ФИО9, ФИО5 при жизни ФИО6 проживали совместно в доме по адресу: <адрес>, одной семьей, вели общее хозяйство. Истец обратилась в Администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о включении внуков в состав своей семьи, в чем ей было отказано.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Штанова Ф.П., указывая, что она и ее дочери ФИО7, ФИО8 и их несовершеннолетние дети ФИО9, ФИО5 с самого рождения проживают с ней и ее семьей. Когда был жив ФИО6 они также проживали все вместе в доме по адресу: <адрес>, сейчас этот дом принадлежит ее внуку ФИО10 и его семье. Дом находится в аварийном состоянии, другого жилья они не имели и не имеют. Выдача сертификата по данной программе на имя Штановой Ф.П. планируется примерно через два года, ее внуки ФИО9, ФИО5 не достигнут к тому времени совершеннолетия. ФИО7, ФИО8 являются одинокими матерями, воспитывают своих детей одни. С самого рождения значительное время воспитанием внуков занимается Штанова Ф.П. Штанова Ф.П., ее дети и внуки имеют намерение вместе выехать из района, приравненного к Крайнему Северу. Ранее работавший специалист администрации при обращении супругов Штановых о признании внуков членами семьи, отказывала в этом, письменных ответов не давала. Апеллянт указывает на нарушение конституционных прав на жилище.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом РФ от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879.
Согласно пп. «з» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879, смерть гражданина является основанием для снятия его с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. При этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
В соответствии со ст. 5 указанного Закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Из указанного следует, что внуки относятся к другим родственникам.
Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от <дата> № ФИО6 с <дата> поставлен на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в категории «<данные изъяты>» с составом семьи: Штанова Ф.П. (супруга), ФИО7 (дочь), ФИО11 (дочь), ФИО8 (дочь). ФИО6 умер <дата>. В соответствии с заявлением Штановой Ф.П. от <дата> в связи со смертью супруга ФИО6, постановлением администрации МО «Улаганский район» № от <дата> его очередь переоформлена на нее. В качестве члена семьи в заявлении указаны ее дети ФИО7 (дочь), ФИО11 (дочь), ФИО8 (дочь).
В заявлении от <дата> о включении в список граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей ФИО6 состав своей семьи указал 5 человек (ФИО6, супруга Штанова Ф.П. и дочери ФИО7, ФИО11, ФИО8), в 2013 году и в 2014 году– 5 человек. Штанова Ф.П. в заявлении от <дата> состав своей семьи указала 4 человека (Штанова Ф.П. и дочери ФИО7, ФИО11, ФИО8), в 2017 году, в 2018 году и в 2019 году– 4 человека, в 2020 году – 3 человека.
Судом установлено, что ФИО8 приходится матерью ФИО5, <дата> года рождения. ФИО7 приходится матерью ФИО9, <дата> года рождения.
<дата> ФИО7 обратилась в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в качестве членов своей семьи ФИО5, <дата> года рождения, и ФИО9, <дата> года рождения, однако в этом ей было отказано.
Разрешая спор по существу, установив, что ФИО6 состоял в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указав как членов своей семьи лишь своих супругу и дочерей, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда соглашается.
ФИО6 не выразил волеизъявление о включении внуков в состав своей семьи в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с письменным заявлением о включении в состав семьи внуков не обращался. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, материалы дела не содержат.
Исходя из положений абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» состав семьи такого лица определяется исходя из состава семьи умершего гражданина, определенного на дату его смерти.
Право Штановой Ф.П. на получение социальной выплаты, в контексте данных правоотношений производно от права ее супруга ФИО6, как получателя жилищной субсидии. Штанова Ф.П. постановлена на учет на основании абз.4 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, как член семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
В указанной связи доводы жалобы о наличии правовых оснований для внесения в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, наряду со Штановой Ф.П. членов ее семьи: ФИО5, <дата> года рождения, и ФИО9, <дата> года рождения, основаны на неверном толковании истцом норм материального права.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, признаков злоупотребления правом со стороны ответчика не усматривается.
Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в ст. 10 ГК РФ пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
Материалами дела не подтверждается наличие у ответчика умысла на заведомо недобросовестное осуществление прав, наличие единственной цели причинения вреда другому лицу.
При этом для рассмотрения настоящего дела факт наличия самостоятельного права Штановой Ф.П. на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом №125-ФЗ от 25 октября 2002 года, не имеет правового значения. Штанова Ф.П. не лишена возможности обратиться в установленном законом порядке с соответствующим заявлением о постановке на учет на общих основаниях с указанием членов своей семьи.
Что касается доводов жалобы, сводящихся к праву истца состоять на жилищном учете в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что ее дом находится в аварийном состоянии, то они не могут быть предметом проверки судебной коллегией в рамках настоящего дела, поскольку решение об отказе в постановке Штановой Ф.П. на жилищный учет органом местного самоуправления не принималось.
Суть доводов апелляционной жалобы сводится к несогласию с оценкой всей совокупности доказательств, приведенной судом в решении. Между тем, правовых оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает. Выводы суда заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты. Доказательства судом исследованы в совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со ст.ст. 55, 59, 60 ГПК РФ, и с учетом обстоятельств дела, суд дал им надлежащую оценку согласно положениям ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 февраля 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Штановой Ф.П. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.Н. Чертков
Судьи М.В. Плотникова
С.А. Шинжина