Решение по делу № 2-5578/2016 от 01.09.2016

Дело 2- 5578 (2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2016 года              г. Пермь

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Паньковой И.В.,

при секретаре Шаляпиной Л.В.,

с участием представителя истца Злобина А.С., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коркудановой И.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности о повторном согласовании предоставления земельного участка,

У с т а н о в и л:

Коркуданова И.В. обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности о повторном рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка в аренду, указав в заявлении, что истец обратилась ранее к ответчику с просьбой согласовать предоставление земельного участка площадью 1802 кв.м., расположенного по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со схемой расположенного земельного участка.

08.06.2016г. Департамент земельных отношений администрации г.Перми вынес решение об отказе в предварительном согласовании представления земельного участка. В обоснование отказа в предварительном согласовании представления земельного участка в аренду было указано, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без торгов. Также ответчик указал, что заявитель не стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ. Департамент земельных отношений ссылается в решении об отказе и на то обстоятельство, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ.

Считает данный отказ незаконным и нарушающим права истца по следующим основаниям: истец является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2014 от 14.06.2016г. В соответствии со ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995г. инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Таким образом, данный федеральный закон устанавливает дополнительные права и гарантии инвалидам.

Также считает, что постановка на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных отношений, не является обязательным условием, необходимым для предоставления земельного участка, так как во-первых, документ, подтверждающий нуждаемость, из управления жилищных отношений не предусмотрен п.2 ст.39.15 ЗК РФ, во-вторых, выше указанная норма ст.17 является основополагающей при разрешении данного вопроса.

Истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. На данное помещение истец не имеет зарегистрированных прав и не является членом семьи собственника (либо родственником). Коркуданова И.В. не имеет принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости, что подтверждается справкой ГУП ЦТИ от 23.09.2015г. и выпиской из ЕГРП от 24.09.2015г., соответственно, истец является нуждающимся в силу ст. 51 ЖК РФ.

Просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 08.06.2016г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1802 кв.м., расположенного по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, в соответствии со схемой расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Коркудановой И.В. с просьбой согласовать предоставление земельного участка площадью 1802 кв.м., расположенного по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район, в соответствии со схемой расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Истец Коркуданова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица-Управления жилищных отношений администрации г.Перми также в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено, что Коркуданова И.В. является инвалидом второй группы, что подтверждено справкой серии МСЭ-2014 от 30.05.2016г. выданной повторно на срок до 01.06.2017г. (л.д.6).

Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 23.09.2015г. Коркуданова И.В. не имеет в г. Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности. В приватизации жилья не участвовала (л.д.9).

Согласно паспортных данных Коркуданова И.В. с 19.04.1991г. по 28.08.2015г. имела регистрацию по адресу: <адрес>. Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.09.2016г. квартира по <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Левиной     Я.Л. (доля в праве ?) и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на основании Свидетельства о праве на наследства по завещанию. ФИО4 является сыном истицы, что подтверждается ответом на запрос суда из Мотовилихинского отдела ЗАГС г.Перми. Сведениями о лишении Коркудановой И.М. родительских прав в отношении сына органы соцзащиты и Управление ЗАГС по Пермскому краю не располагают.

С 28.08.2015г. Коркуданова И.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, данное обстоятельство установленном судом из домовой книги на данное домовладение. Указанное домовладение зарегистрировано на праве собственности за ФИО6 на основании договора купли-продажи от 21.12.1993г. (л.д.56).

10.05.2016г. Коркуданова И.В. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 1802 кв.м., расположенный согласно схеме расположения земельного участка, в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства (л.д. 60).

Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 08.06.2016г. № И-21-01-09-9417 Коркудановой И.В. отказано в предоставлении земельного участка площадью 1802 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район для индивидуального жилищного строительства. Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства: несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти – приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014г. № 762.

Схема выполнена не в соответствии с приложением Приказа.

Местоположение границ образуемого земельного участка накладывается на земельный участок, в отношении которого распоряжением начальника департамента земельных отношений от 02.07.2015г. утверждена Схема. По имеющейся в администрации города Перми информации образуемый земельный участок частично расположен на территориях общего пользования, частично – в границах элементов планировочной структуры, установленных в соответствии с постановлением администрации города Перми от 19.05.2015 (СТН часть В3, часть В4, часть В7, часть Г8, часть Г9, часть Б:, часть И13, часть И14, часть Ж6, часть Ж8, часть Ж9) в Мотовилихинском, Свердловском районах города Перми».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, территорией общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Для территорий общего пользования разработан проект межевания территории, утвержденный вышеуказанным постановлением, не предусматривающий формирование земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, Схеме, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1,2,4,5 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Коркуданова И.В. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит (л.д. 13).

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Таким образом, в силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ, при поступлении заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган местного самоуправления либо обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 этого Кодекса.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гарантий в жилищной сфере для граждан, нуждающихся в жилье, относится к прерогативе законодателя.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение абз.14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", об обеспечении инвалидов жилой площадью, закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для указанных целей предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в том числе и для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации йх жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Из правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 г., следует, что первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека.

Как указано выше, истец зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, собственником которого не является. <адрес> дома составляет 29,8 кв.м. Совместно с истцом в указанном домовладении зарегистрированы собственник ФИО6, члены семьи собственника ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10

Так как достоверных доказательств тому, что истец была лишена в отношении сына родительских прав, истец в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представила, суд учитывает площадь жилого помещения принадлежащего ФИО4 (21,8 кв.м.). На праве собственности Коркудановой И.В. иного жилья не принадлежит.

С учетом общей площади выше указанных жилых помещений доля истца составляет менее 12 кв.м. общей площади.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость истца в улучшении жилищных условий установлена. Последняя, хоть и не состоит на учете, является нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Учитывая изложенное, суд считает что рассматриваемый отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в части отказа в предоставлении истцу земельного участка является незаконным.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования о возложении на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности предоставления Коркудановой И.В. земельного участка площадью 1802 кв.м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район.

Несмотря на то, что суд пришел к выводу о праве истца на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию инвалида любой произвольно выбранный земельный участок. Органы местного самоуправления, из анализа положений статей 11 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков, а потому правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению испрашиваемого земельного участка не имеется.

В данном случае суд исходит из того, что установленное ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 30.1 ЗК РФ орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего определенным характеристикам.

При таких обстоятельствах на Департамент земельных отношений администрации г. Перми следует возложить обязанность по предоставлению Коркудановой И.В. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В удовлетворении требования о возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить истцу земельный участок площадью 1802 кв.м, расположенный по адресу: г.Пермь, Мотовилихинский район следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Коркудановой И.В. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения и возложении обязанности, - удовлетворить частично.

    Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми за от 08 июня 2016 года в части отказа в предоставлении Коркудановой И.В. земельного участка.

    Возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Коркудановой И.В. о предоставлении земельного участка на территории г.Перми.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения (изготовлено 19.12.2016г.).

Судья:                                 И.В.Панькова

2-5578/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коркуданова И.В.
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г.Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
motovil.perm.sudrf.ru
01.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2016Передача материалов судье
05.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2016Судебное заседание
13.12.2016Судебное заседание
19.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее