Дело № 2а-1000/2022
УИД 05RS0012-01-2022-002136-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 18 апреля 2022 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Бахышевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МРИ ФНС России №3 по Республике Дагестан к Джабраилову Нажмутдину Джабраиловичу о взыскании недоимки за 2018 год - транспортного налога с физических лиц: налог в размере 12236 руб. и пеня в размере 182,1 руб.; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3606 руб., пеня в размере 53,67 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3 руб., пеня в размере 0,05 руб., всего на общую сумму 16080,82 руб.,
У С Т А Н О В И Л:
МРИ ФНС России №3 по Республике Дагестан (далее ФНС) обратилась в суд с административным иском к Джабраилову Н.Д. о взыскании с административного ответчика недоимки за 2018 год: транспортного налога с физических лиц: налог в размере 12236 руб. и пеня в размере 182,1 руб.; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3606 руб., пеня в размере 53,67 руб.; земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3 руб., пеня в размере 0,05 руб., всего на общую сумму 16080,82 руб., мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ, а также ст.57 Конституции РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно пункта 4 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Сведения представляются (Приказ от 12 августа 2011г. №П/302/ММВ-7-11/495@, Приказ от 31 октября 2008г. МВД РФ №948, ФНС РФ №ММ-3-6/561) в электронном виде в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующейрегистрации, а также ежегодно до 15 февраля представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно представленным регистрирующими органами сведениям Джабраилов Нажмутдин Джабраилович, ИНН <номер изъят> является владельцем недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения:
- Жилые дома, адрес: <адрес изъят>, Условный номер 05-05-07/001/2005-781, Площадь 124,80 кв.м., Дата регистрации права 28.12.2013г., инвентаризационная стоимость 1 163 195 руб.
расчет налога за 2018 год - (1 163 195 руб.х 0,31 %) = 3 606 руб.
- Земельный участок, адрес: <адрес изъят>, Кадастровый номер <номер изъят>, Площадь 500,47 кв.м., Дата регистрации права 28.12.2013г., кадастровая стоимость 1 045 руб.
расчет налога за 2018 год - (1 045 руб.х 0,3%) = 3 руб.
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <номер изъят>, Марка/Модель: МЕРСЕДЕС BENZ S350, VIN: <номер изъят>, Год выпуска 2002, Дата регистрации права 20.06.2014г., мощность 244.73 л/с
расчет налога за 2018 год - (244.73 л/с х 50 руб.) = 12 236 руб.
В связи с тем, что в установленный НК РФ срок Джабраилов Нажмутдин Джабраилович налоги не уплатил, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении Джабраилова Нажмутдина Джабраиловича выставлено требование от 12.02.2020г. №1885 об уплате налога и пени, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
В случае неисполнения налогоплателыциком-физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, (п.1 ст.48 НК РФ)
Межрайонной инспекцией ФНС России №4 по РД направлено в мировой суд судебный участок №21 г.Дагестанские Огни заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Джабраилова Нажмутдина Джабраиловича задолженности по налогам. Судебный приказ отменен судьей, так как от должника поступило возражение относительно его исполнения.
Согласно п.3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что до настоящего момента в добровольном порядке налоги не уплачены, и руководствуясь ст.48 НК РФ, ст.124-126 КАС РФ межрайонная инспекция ФНС России №3 по РД, просит взыскать с Джабраилова Н.Д.недоимки за 2018 год: -транспортный налог с физических лиц: налог в размере 12236 руб. и пеню в размере 182.1 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3606 руб., пеню в размере 53,67 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3 руб., пеню в размере 0,05 руб., всего на общую сумму 16080.82 руб.
Представитель административного истца - МРИ ФНС России №3 по РД и административный ответчик Джабраилов Н.Д., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив и исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования МРИ ФНС России №3 по Республике Дагестан подлежащими удовлетворению.
Так, в силу ч.1 ст.286 КАС РФ, налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в уста-новленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. (п.1 ст.48 НК РФ)
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 ст.23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям ст.75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст. 358 НК РФ).
Согласно п.1 ст.362 НК РФ, налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Транспортный налог на территории Республики Дагестан введен Законом Республики Дагестан от 02.12.2002 N39 "О транспортном налоге", которым определены ставки, порядок и сроки уплаты налога.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст.389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении в срок до 1 января 2020г. единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 данной статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1 ст.408 Налогового кодекса РФ).
Формула для расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости приведена в статье 408 НК РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Судом было установлено, чтоадминистративному ответчику Джабраилову Н.Д., по учетным данным регистрирующего органа принадлежит нижеследующее имущество:
- Жилые дома, адрес: <адрес изъят>, Условный номер 05-05-07/001/2005-781, Площадь 124,80 кв.м., Дата регистрации права 28.12.2013г., инвентаризационная стоимость 1 163 195 руб.
расчет налога за 2018 год - (1 163 195 руб.х 0,31 %) = 3 606 руб.
- Земельный участок, адрес: <адрес изъят> Кадастровый номер <номер изъят>, Площадь 500,47кв.м., Дата регистрации права 28.12.2013г., кадастровая стоимость 1 045 руб.
расчет налога за 2018 год - (1 045 руб.х 0,3%) = 3 руб.
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: <номер изъят>, Марка/Модель: МЕРСЕДЕС BENZ S350, VIN: <номер изъят>, Год выпуска 2002, Дата регистрации права 20.06.2014г., мощность 244.73л/с
расчет налога за 2018 год - (244.73 л/с х 50 руб.) = 12 236 руб.
В связи с тем, что в установленный НК РФ срок Джабраилов Н.Д. налоги не уплатил, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. К административному исковому заявлению административным истцом приложен расчет сумм пени, который суд признает верным.
Налоговым органом в отношении Джабраилова Н.Д. выставлено требование №1885 об уплате налога и пени по состояниюна 12.02.2020г. в срок до 07.04.2020г.,в котором сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени.
В случае неисполнения налогоплательщиком-физический лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, (п.1 ст.48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст.48 НК РФ).
Ввиду неисполнения административным ответчиком данного требования, МРИ ФНС №4 по РД обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка №21 г.Дагестанские Огни, РД, рассмотрев которое, мировой судья вынес судебный приказ от 22 мая 2020 года о взыскании с Джабраилова Н.Д.задолженности по уплате налога и пени в указанном выше размере. Однако судебный приказ, в связи с представленными административным ответчиком возражениями, на основании определения мирового судьи судебного участка №21 г. Дагестанские Огни, РД от 18 августа 2021 года был отменен.
Пунктом 3 ст.48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данное административное исковое заявление подано в Дербентский городской суд 17 февраля 2022г., таким образом, обращение ФНС в суд с административным иском последовало в пределах установленного законом срока обращения в суд.
В силу требований ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Однако, в данном случае административным ответчиком эта обязанность добровольно не исполнена.
Учитывая изложенное, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Кроме того, с административного ответчика Джабраилова Н.Д.подлежит взысканию и сумма государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден.
Так, в силу п.1 ст.333.17 НК РФ, плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.
Согласно п.п.7 п.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются организации и физические лица при подаче в суд административных исковых заявлений.
Если административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в случае удовлетворения административного искового заявления, она взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов (ч.1 ст.114 КАС РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку административные исковые требования МРИ ФНС России №3 по Республике Дагестан удовлетворены, то с административного ответчика Джабраилова Н.Д.в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» Республики Дагестан подлежит взысканию и государственная пошлина в размере 643 руб. 23 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Республике Дагестан удовлетворить.
Взыскать с Джабраилова Нажмутдина Джабраиловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцаг.<адрес изъят>,проживающего по адресу: <адрес изъят>, (ИНН <номер изъят>) в пользу Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Дагестан денежные средства в виде недоимки за 2018 год: -транспортный налог с физических лиц: налог в размере 12236 руб. и пеня в размере 182.1 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3606 руб., пеня в размере 53,67 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 3 руб., пеня в размере 0,05 руб., всего на общую сумму 16080 (шестнадцать тысяч восемьдесят) рублей 82 копейки.
Взыскать с Джабраилова Нажмутдина Джабраиловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес изъят>, проживающего по адресу: <адрес изъят>, (ИНН <номер изъят>), в доход местного бюджета городского округа «город Дербент» Республики Дагестан государственную пошлину в размере 643 (шестьсот сорок три) рубля 23 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена 18 апреля 2022г.
Решение в окончательной форме составлено 28 апреля 2022г.
Судья Гаджиев Д.А.