Решение по делу № 2-344/2024 от 01.04.2024

Дело №2-344/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2024 г. г. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фазылова П.В. при секретаре Горшковой Л.А., с участием представителя истца по доверенности Шороховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробкина С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности включить в страховой и общий стаж периодов военной службы, произвести перерасчет пенсии,

установил:

Коробкин С.А. предъявил иск к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - по тексту ОСФР по Республике Карелия) на том основании, что является получателем страховой пенсии по старости с 08.02.2021. Поскольку при назначении пенсии период его военной службы по призыву с 09.01.1991 по 02.10.1991 в военно-строительном отряде войсковой части №1948 г.Силламяэ Эстонской ССР не был включен в страховой стаж, то 26.05.2023 он обратился с соответствующим заявлением в пенсионный орган. В ответе от 22.02.2024 ему было отказано в зачете в страховой стаж указанных периодов военной службы по мотиву того, что вопрос о зачете должен решаться в зависимости от места прохождения военной службы. Считая отказ незаконным, истец просит обязать ответчика зачесть в общий трудовой и страховой стаж период прохождения им военной службы с 09.01.1991 по 02.10.1991, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периодов военной службы с даты ее назначения.

В судебном заседании истец Коробкин С.А. участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил представителя.

Представитель истца по доверенности Шорохова Н.С. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила требования в части ошибочно указанной даты, с которой произвести перерасчет.

Ответчик ОСФР по Республике Карелия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия представителя не обеспечил. Ранее в судебных заседаниях представитель по доверенности Грамович М.Д. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и устных объяснениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела на имя Коробкина С.А., суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 5, части 1 статьи 17, статей 18, части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2023 «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон №400) (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент обращения Коробкина С.А. в пенсионный орган 19 января 2021 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом о страховых пенсиях, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01.04.2012 (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400 право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2021 году составляла не менее 12 лет (приложение 3 к Федеральному закону № 400).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 указанной статьи).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 указанной статьи).

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона № 400).

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400 предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Коробкину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ГУ - Управлении пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) с 8 февраля 2021г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400, соглашением с Эстонией и установлена предусмотренная ч.ч.1, 2 ст. 16 указанного Федерального закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Согласно копиям военного билета НР и трудовой книжки СТ-1 на имя Коробкина С.А., а также архивной справки от 26.10.2023 , выданной ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», Коробкин С.А. в период с 09.01.1991 по 02.10.1991 проходил военную срочную службы в военном строительном отряде 1948, расположенном в г.Силламяэ Эстонской ССР.

Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 20.01.2021 следует, что указанные периоды военной службы не включены в сведения о трудовой или иной общественно полезной деятельности.

В ответ на обращение Коробкина С.А. от 26.05.2023 ответчик письмом от 22.02.2024 отказал истцу в учете в страховой стаж периодов его действительной военной службы на территории Эстонской ССР.

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Коробкиным С.А. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.

В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 09.01.1991 по 02.10.1991) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

В статье 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что настоящий спор подлежит разрешению исключительно со ссылкой на закрепленный в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого Договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона № 400 и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения Коробкиным С.А. действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР.

Так нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного Договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.

В связи с этим суд считает, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 09.01.1991 по 02.10.1991, имевшего место на территории Эстонской ССР, к страховому стажу юридическое значение имеет несения такой службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик.

Принимая во внимание изложенное, названный период действительной военной службы Коробкина С.А. в составе Вооруженных Сил СССР с учетом норм Федерального закона № 400 подлежит включению в страховой стаж ответчиком для определения права истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии по старости.

Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав Коробкина С.А. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина. Обстоятельство того, что воинская часть, в которой Коробкина С.А. с 9 января 1991 г. по 2 октября 1991 г. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Ответчику надлежит произвести перерасчет назначенной Коробкину С.А. страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с момента назначения, т.е. с 8 февраля 2021 г., поскольку истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии были представлены необходимые документы (трудовая книжка, военный билет), и включение данных периодов приведет к увеличению размера страховой пенсии истца.

Руководствуясь ст.ст.196 -198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Коробкина С.А. удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000524874) обязанность включить в страховой и общий трудовой стаж Коробкина С.А. <данные изъяты> периоды военной службы с 09.01.1991 по 02.10.1991 и произвести Коробкина С.А. <данные изъяты> перерасчет страховой пенсии по старости с 08.02.2021 с учетом включенных периодов с 09.01.1991 по 02.10.1991.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья П.В. Фазылов

Мотивированное решение составлено 03.06.2024.

Дело №2-344/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2024 г. г. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фазылова П.В. при секретаре Горшковой Л.А., с участием представителя истца по доверенности Шороховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробкина С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности включить в страховой и общий стаж периодов военной службы, произвести перерасчет пенсии,

установил:

Коробкин С.А. предъявил иск к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - по тексту ОСФР по Республике Карелия) на том основании, что является получателем страховой пенсии по старости с 08.02.2021. Поскольку при назначении пенсии период его военной службы по призыву с 09.01.1991 по 02.10.1991 в военно-строительном отряде войсковой части №1948 г.Силламяэ Эстонской ССР не был включен в страховой стаж, то 26.05.2023 он обратился с соответствующим заявлением в пенсионный орган. В ответе от 22.02.2024 ему было отказано в зачете в страховой стаж указанных периодов военной службы по мотиву того, что вопрос о зачете должен решаться в зависимости от места прохождения военной службы. Считая отказ незаконным, истец просит обязать ответчика зачесть в общий трудовой и страховой стаж период прохождения им военной службы с 09.01.1991 по 02.10.1991, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периодов военной службы с даты ее назначения.

В судебном заседании истец Коробкин С.А. участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил представителя.

Представитель истца по доверенности Шорохова Н.С. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила требования в части ошибочно указанной даты, с которой произвести перерасчет.

Ответчик ОСФР по Республике Карелия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия представителя не обеспечил. Ранее в судебных заседаниях представитель по доверенности Грамович М.Д. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и устных объяснениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела на имя Коробкина С.А., суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 5, части 1 статьи 17, статей 18, части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2023 «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон №400) (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент обращения Коробкина С.А. в пенсионный орган 19 января 2021 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом о страховых пенсиях, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01.04.2012 (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400 право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2021 году составляла не менее 12 лет (приложение 3 к Федеральному закону № 400).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 указанной статьи).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 указанной статьи).

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона № 400).

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400 предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Коробкину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ГУ - Управлении пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) с 8 февраля 2021г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400, соглашением с Эстонией и установлена предусмотренная ч.ч.1, 2 ст. 16 указанного Федерального закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Согласно копиям военного билета НР и трудовой книжки СТ-1 на имя Коробкина С.А., а также архивной справки от 26.10.2023 , выданной ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», Коробкин С.А. в период с 09.01.1991 по 02.10.1991 проходил военную срочную службы в военном строительном отряде 1948, расположенном в г.Силламяэ Эстонской ССР.

Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 20.01.2021 следует, что указанные периоды военной службы не включены в сведения о трудовой или иной общественно полезной деятельности.

В ответ на обращение Коробкина С.А. от 26.05.2023 ответчик письмом от 22.02.2024 отказал истцу в учете в страховой стаж периодов его действительной военной службы на территории Эстонской ССР.

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Коробкиным С.А. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.

В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 09.01.1991 по 02.10.1991) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

В статье 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что настоящий спор подлежит разрешению исключительно со ссылкой на закрепленный в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого Договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона № 400 и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения Коробкиным С.А. действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР.

Так нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного Договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.

В связи с этим суд считает, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 09.01.1991 по 02.10.1991, имевшего место на территории Эстонской ССР, к страховому стажу юридическое значение имеет несения такой службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик.

Принимая во внимание изложенное, названный период действительной военной службы Коробкина С.А. в составе Вооруженных Сил СССР с учетом норм Федерального закона № 400 подлежит включению в страховой стаж ответчиком для определения права истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии по старости.

Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав Коробкина С.А. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина. Обстоятельство того, что воинская часть, в которой Коробкина С.А. с 9 января 1991 г. по 2 октября 1991 г. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Ответчику надлежит произвести перерасчет назначенной Коробкину С.А. страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с момента назначения, т.е. с 8 февраля 2021 г., поскольку истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии были представлены необходимые документы (трудовая книжка, военный билет), и включение данных периодов приведет к увеличению размера страховой пенсии истца.

Руководствуясь ст.ст.196 -198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Коробкина С.А. удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000524874) обязанность включить в страховой и общий трудовой стаж Коробкина С.А. <данные изъяты> периоды военной службы с 09.01.1991 по 02.10.1991 и произвести Коробкина С.А. <данные изъяты> перерасчет страховой пенсии по старости с 08.02.2021 с учетом включенных периодов с 09.01.1991 по 02.10.1991.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья П.В. Фазылов

Мотивированное решение составлено 03.06.2024.

Дело №2-344/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2024 г. г. Костомукша

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фазылова П.В. при секретаре Горшковой Л.А., с участием представителя истца по доверенности Шороховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коробкина С.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия о возложении обязанности включить в страховой и общий стаж периодов военной службы, произвести перерасчет пенсии,

установил:

Коробкин С.А. предъявил иск к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - по тексту ОСФР по Республике Карелия) на том основании, что является получателем страховой пенсии по старости с 08.02.2021. Поскольку при назначении пенсии период его военной службы по призыву с 09.01.1991 по 02.10.1991 в военно-строительном отряде войсковой части №1948 г.Силламяэ Эстонской ССР не был включен в страховой стаж, то 26.05.2023 он обратился с соответствующим заявлением в пенсионный орган. В ответе от 22.02.2024 ему было отказано в зачете в страховой стаж указанных периодов военной службы по мотиву того, что вопрос о зачете должен решаться в зависимости от места прохождения военной службы. Считая отказ незаконным, истец просит обязать ответчика зачесть в общий трудовой и страховой стаж период прохождения им военной службы с 09.01.1991 по 02.10.1991, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом периодов военной службы с даты ее назначения.

В судебном заседании истец Коробкин С.А. участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил представителя.

Представитель истца по доверенности Шорохова Н.С. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила требования в части ошибочно указанной даты, с которой произвести перерасчет.

Ответчик ОСФР по Республике Карелия, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия представителя не обеспечил. Ранее в судебных заседаниях представитель по доверенности Грамович М.Д. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и устных объяснениях.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела на имя Коробкина С.А., суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18, часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 5, части 1 статьи 17, статей 18, части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2023 «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон №400) (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент обращения Коробкина С.А. в пенсионный орган 19 января 2021 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом о страховых пенсиях, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 № 1-ФЗ и вступивший в силу с 01.04.2012 (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400 право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2021 году составляла не менее 12 лет (приложение 3 к Федеральному закону № 400).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 указанной статьи).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2 указанной статьи).

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона № 400).

Пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400 предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Коробкину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в ГУ - Управлении пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) с 8 февраля 2021г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400, соглашением с Эстонией и установлена предусмотренная ч.ч.1, 2 ст. 16 указанного Федерального закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

Согласно копиям военного билета НР и трудовой книжки СТ-1 на имя Коробкина С.А., а также архивной справки от 26.10.2023 , выданной ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова», Коробкин С.А. в период с 09.01.1991 по 02.10.1991 проходил военную срочную службы в военном строительном отряде 1948, расположенном в г.Силламяэ Эстонской ССР.

Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) от 20.01.2021 следует, что указанные периоды военной службы не включены в сведения о трудовой или иной общественно полезной деятельности.

В ответ на обращение Коробкина С.А. от 26.05.2023 ответчик письмом от 22.02.2024 отказал истцу в учете в страховой стаж периодов его действительной военной службы на территории Эстонской ССР.

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Коробкиным С.А. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.

В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 09.01.1991 по 02.10.1991) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

В статье 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. №1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что настоящий спор подлежит разрешению исключительно со ссылкой на закрепленный в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого Договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона № 400 и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения Коробкиным С.А. действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР.

Так нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного Договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.

В связи с этим суд считает, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 09.01.1991 по 02.10.1991, имевшего место на территории Эстонской ССР, к страховому стажу юридическое значение имеет несения такой службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР - государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик.

Принимая во внимание изложенное, названный период действительной военной службы Коробкина С.А. в составе Вооруженных Сил СССР с учетом норм Федерального закона № 400 подлежит включению в страховой стаж ответчиком для определения права истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии по старости.

Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав Коробкина С.А. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина. Обстоятельство того, что воинская часть, в которой Коробкина С.А. с 9 января 1991 г. по 2 октября 1991 г. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Ответчику надлежит произвести перерасчет назначенной Коробкину С.А. страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с момента назначения, т.е. с 8 февраля 2021 г., поскольку истцом при обращении с заявлением о назначении пенсии были представлены необходимые документы (трудовая книжка, военный билет), и включение данных периодов приведет к увеличению размера страховой пенсии истца.

Руководствуясь ст.ст.196 -198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Коробкина С.А. удовлетворить.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (ОГРН 1021000524874) обязанность включить в страховой и общий трудовой стаж Коробкина С.А. <данные изъяты> периоды военной службы с 09.01.1991 по 02.10.1991 и произвести Коробкина С.А. <данные изъяты> перерасчет страховой пенсии по старости с 08.02.2021 с учетом включенных периодов с 09.01.1991 по 02.10.1991.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья П.В. Фазылов

Мотивированное решение составлено 03.06.2024.

2-344/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Коробкин Сергей Алексеевич
Ответчики
ОСФР по Республике Карелия
Другие
Шорохова Наталья Сергеевна
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
kostomukshsky.kar.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.04.2024Предварительное судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024Дело оформлено
28.08.2024Дело передано в архив
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее