Судья Монина О.И. Дело № 33-3783/2022
№ 2-215/2022
64RS0047-01-2021-06614-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2022 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Кудаковой В.В.,
судей Шайгузовой Р.И., Колемасовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Лукине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Саратовскому областному союзу организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» о приведении положений устава в соответствие с действующим законодательством по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Саратовской области на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 20 января 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Шайгузовой Р.И., объяснения представителей истца Радионенко Д.А., Воеводиной А.В., третьего лица Министерства юстиции РФ по Саратовской области Дорофеевой Е.А., поддержавших доводы представления, представителей ответчика и третьего лица Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» Суровцевой В.А., Бека С.В., Загдай С.И., возражавших по доводам представления, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия
установила:
первый заместитель прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Саратовскому областному союзу организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» (далее - Федерация профсоюзных организаций Саратовской области) о приведении положений устава в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований указано, что при проведении прокуратурой Саратовской области проверки было установлено, что организация осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03 марта 1995 года с изменениями в редакции от 27 ноября 2015 года (далее - Устав). По итогам проверки выявлено несоответствие отдельных положений Устава ответчика требованиям федерального законодательства.
Так, согласно п. 1.1 Устава организация является некоммерческой корпоративной организацией, территориальным общественным объединением, представляющим собой объединение структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России», действующей на территории Саратовской области в организационно-правовой форме союза. В соответствии с п. 2.3.14 Устава организация участвует в выборах и референдуме в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность участия в выборах общественных объединений, созданных в форме общественной организации либо общественного движения, а организационно-правовой формой ответчика является союз, предусмотренное Уставом Федерации профсоюзных организаций Саратовской области право на участие в выборах и референдуме противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, Уставом ограничены полномочия высшего исполнительного органа организации, поскольку право на назначение Конференцией аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации не предусмотрено.
На вышеуказанные факты прокуратурой области указывалось в представлении, внесенном 15 мая 2020 года ответчику. По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области 18 ноября 2020 года в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области для государственной регистрации представлены документы о внесении изменений. При этом в представленном на государственную регистрацию Уставе организации в новой редакции имеющиеся нарушения не устранены.
По мнению истца, оспариваемые нормы Устава касаются права на участие в выборах и референдуме, проведения проверок законности расходования денежных средств, что может затронуть интересы не только членов организации, но и иных граждан и юридических лиц, на которых могут повлиять результаты проведенных выборов и референдума, а также лиц, чьи денежные средства привлечены организацией в ходе осуществления своей деятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконным
п. 2.3.14 Устава в части возможности участия Федерации профсоюзных организаций Саратовской области в выборах и референдуме; признать незаконным п. 4.3 Устава в части отсутствия положений, предоставляющих высшему руководящему органу Федерации профсоюзных организаций Саратовской области права на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора; возложить на ответчика обязанность привести данный Устав в соответствии с федеральным законодательством, исключив п. 2.3.14, а также предоставив Конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области право на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 20 января
2022 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В доводах жалобы ссылается на обстоятельства, приведенные в исковом заявлении. Указывает, что организационно-правовая форма ответчика (союз) в силу действующего законодательства не предоставляет право на участие в выборах. Кроме того, Уставом также сужен круг полномочий Конференции как высшего руководящего органа данной организации, не предоставлено право на назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В возражениях на апелляционное представление Федерация профсоюзных организаций Саратовской области, Общероссийской союз «Федерация Независимых Профсоюзов России» просят решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены принятого судебного постановления не имеется.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях») под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации (ст. 13 указанного Закона).
Статьей 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что общественные объединение, являющие юридическим лицом, имеет право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.
Судом на основании представленных доказательств установлено и из материалов дела следует, что Федерация профсоюзных организаций Саратовской области является некоммерческой корпоративной организацией, территориальным общественным объединением, представляющим собой объединение структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Общероссийский союз «Федерация Независимых Профсоюзов России», действующая на территории Саратовской области в организационно-правой форме союза (п. 1.1 Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, утвержденного первой Конференцией Федерации профсоюзных организаций Саратовской области 03 марта 1995 года, в редакции от 16 октября 2020 года).
Из п. 2.1 Устава следует, что Федерация профсоюзных организаций Саратовской области создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих интересов и достижения общих целей членских организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечения правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Согласно п. 2.3.14 Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области для достижения своих целей Федерация реализует задачи, перечисленные в п. 2.3 Устава, в том числе участвует в выборах и референдумах в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Право на участие территориального объединения организаций профсоюзов в выборах и референдумах в порядке, предусмотренном законодательством РФ, предусмотрено также в п. 3.14 ст. 31 Устава Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России».
Пунктом 4.3 Устава ответчика определены полномочия Конференции как высшего органа управления Уставом Федерации профсоюзных организаций Саратовской области.
Как следует из п. 4.3.15 Конференция решает иные вопросы, а также может делегировать отдельные полномочия Совету, Президиуму Федерации, Председателю Федерации за исключением полномочий, относящихся к исключительной компетенции Конференции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь подлежащими применению нормами материального права, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что оспариваемые положения Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области не противоречат действующему законодательству, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционного представления полагает несостоятельными по следующим основаниям.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» иностранные граждане, за исключением случая, указанного в п. 10 ст. 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1996 года
№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что в действующем законодательстве отсутствуют положения, запрещающие общественному объединению, образованному в организованно-правовой форме союза, участвовать с выборах и референдуме в порядке, установленном законодательством РФ, при этом такое право для профсоюзов прямо закреплено п. 2 ст. 15 Федерального закона от
12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в связи с чем оспариваемые положения п. 2.3.14 Устава Федерации профсоюзных организаций Саратовской области действующему законодательству не противоречат.
Как следует из п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относится избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Судом первой инстанции также дана правильная оценка тому обстоятельству, что в п. 4.3 Устава ответчика нет прямой ссылки на наличие у Конференции как высшего органа управления Федерации профсоюзных организаций Саратовской области полномочия по назначению аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации. При этом в силу действующего законодательства такие полномочия относятся к исключительной компетенции высшего органа управления независимо от содержания устава юридического лица. Поскольку в Уставе отсутствуют положения, которые бы относили данное полномочие к компетенции иного органа управления, а в п. 4.3.15 Устава указано, что конференция решает иные вопросы, то есть перечень данных вопросов не является закрытым, то отсутствие непосредственно в п. 4.3 Устава такого полномочия не означает непредставление подобного права высшему органу управления.
Приведенные в представлении доводы фактически повторяют правовую позицию истца, ранее изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом проверки и оценки суда первой инстанции. Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 20 января
2022 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 03 июня
2022 года.
Председательствующий
Судьи