копия
Адм.дело № 2а-340/2020 УИД 24RS0049-01-2020-000253-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2020 года г. Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Белькевич О.В.,
при секретаре Гончаровой Е.М.,
с участием представителя административного истца администрации г. Сосновоборска Красноярского края Суторминой Е.А., действующей по доверенности от 30.10.2015,
представителя административных ответчиков прокурора г.Сосновоборска, Прокуратуры Красноярского края Антошиной В.В., действующей от Прокуратуры Красноярского края по доверенности от 09.10.2020 № 319,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации г. Сосновоборска Красноярского края к прокурору г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным представления от 20.01.2019 года № 7-01-2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сосновоборска Красноярского края обратилась в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокурором г. Сосновоборска Красноярского края внесено органу местного самоуправления представление об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией г.Сосновоборска. Проверкой выявлены нарушения, выразившееся в несвоевременном и неэффективном расходовании бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации г.Сосновоборска от 14.11.2018 № 1541 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие опеки и попечительства в г.Сосновоборске» утверждена муниципальная программа, которая содержит в себе три подпрограммы, в том числе подпрограмму «Приобретение жилых помещений «Приобретение жилых помещений для предоставления по договору специализированного найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа». В целях реализации указанной подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Красноярского края и администрацией г. Сосновоборска заключено соглашение о предоставлении субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 10.12.2018 №35/140-р «О бюджете города Сосновоборска на 2019 и плановый период 2020-2021» предусмотрены бюджетные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проведения проверки было установлено, что о доведении лимитов бюджетных средств, главный распорядитель бюджетных средств, в лице администрации города был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, администрация города имела возможность приступить к формированию цены и направлению запросов, однако мер к своевременному формированию ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города заказчиком принято не было. Запросы о стоимости направлены лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Статья 72 БК РФ и часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-Фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность заключения муниципальных контрактов с момента доведения лимитов бюджетных средств. Кроме того, при формировании начальной (максимальной) цены контрактов на приобретаемое жилье, администрацией города (заказчиком) при планировании закупок в 2019 цена за 1 кв.м. была ниже средней рыночной стоимости в г. Сосновоборске. Статья 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» допускает снижение размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления (33 кв.м.), но не более чем на 11 кв.м., что в целях приведения стоимости 1 кв.м. жилья к средней рыночной стоимости изначально выполнено не было. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4.1 вышеуказанного Соглашения между Министерством и администрацией города, администрация города имела возможность использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств, в целях приобретения жилых помещений, что также выполнено не было. Также в аукционной документации не была изначально предусмотрена закупка жилья на вторичном рынке. Указанные обстоятельства привели к отсутствию конкурентных условий по покупке жилья, в результате чего по результатам 34 закупок на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобретено только одно жилое помещение, а из выделенных в 2019 на приобретение жилья 8 975 600 руб., освоено лишь 1 440 00 руб. Ответственным исполнителем муниципальной программы «Развитие опеки и попечительства в г. Сосновоборске» является администрация г. Сосновоборска. Постановлением администрации г. Сосновоборска от 18.09.2013 №1564 утвержден Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ города Сосновоборска, их формировании и реализации. Согласно п.5.1 Порядка ответственный исполнитель программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение программы. Данные обстоятельства указывают на ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами администрации г. Сосновоборска, в том числе отсутствия должного контроля со стороны руководства администрации города, что нарушает права детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений. На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Главе города необходимо: безотлагательно рассмотреть оспариваемое представление с участием представителя прокуратуры, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; о результатах рассмотрения представления письменно уведомить прокурора г. Сосновоборска в установленный законом месячный срок. Из содержания оспариваемого представления следует, что прокуратурой города установлен факт нарушения органом местного самоуправления бюджетного законодательства, выразившегося в несвоевременном и неэффективном расходовании бюджетных средств, в ходе приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с ненадлежащим исполнением должностными лицами администрации города должностных обязанностей, в отсутствие должного контроля со стороны руководства администрации города. Вместе с тем административный истец считает, что ответчик необоснованно пришел к выводу о неэффективном расходовании бюджетных средств, так как фактически органом местного самоуправления не осуществлялась расходная операция, которая в свою очередь могла бы привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. Из содержания оспариваемого представления не усматривается, что входе проведенной проверки прокуратурой города было установлено, что поставленные перед администрацией города задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, администрацией города могла бы достигнуть лучшего результата. При этом прокуратурой города было установлено ненадлежащее исполнении обязанностей должностными лицами администрации города (по мнению надзорного органа), выразившееся в несвоевременном формировании ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города Сосновоборска, запросы о стоимости жилых помещений направлены лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (по мнению надзорного органа) указанные в оспариваемом представлении. Однако даже если предположить, что органом местного самоуправления допущены нарушения законодательства о контрактной системе, то данные нарушения, сами по себе не могут свидетельствовать о том, что органом местного самоуправления было нарушено бюджетное законодательство, выразившееся в несвоевременном и неэффективном расходовании бюджетных средств. Кроме того, из содержания оспариваемого представления следует, что прокуратурой города установлен факт нарушения органом местного самоуправления бюджетного законодательства, выразившегося в несвоевременном расходовании бюджетных средств. При этом административным ответчиком не учтено, что нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в несвоевременном расходовании бюджетных средств, нормами Бюджетного кодекса РФ не предусмотрено, что указывает на то, что в действиях (бездействиях) органа местного самоуправления отсутствуют данное нарушение бюджетного законодательства. Считает, что в данном случае, надзорный орган, пришел к необоснованному выводу о нарушении со стороны органа местного самоуправления бюджетного законодательства, в связи с чем, правовые основания для внесения представления об устранении нарушений закона, путем принятия мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующим на момент внесения оспариваемого представления у ответчика отсутствовали. Данные пояснения указывают на то, что оспариваемое представление незаконно и необоснованно возлагает на заявителя требование об устранении нарушений закона (пункт 1 представления), тем самым нарушая права и законные интересы заявителя. Кроме того, оспариваемое представление содержит требование: рассмотреть вопрос о привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения (пункт 2 представления). Требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, не соответствуют положениям Закона о прокуратуре и противоречит требованиям ч.1 ст. 192 ТК РФ.
Просит признать представление прокурора г. Сосновоборска Красноярского края от 20.01.2020 №7-01-201620 об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд незаконным и необоснованным.
В возражениях на административное исковое заявление представитель соответчика Прокуратуры Красноярскому краю Антошина В.В. указала, что требования административного истца необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По результатам проведенной прокуратурой г. Сосновоборска проверки установлено, что администрацией города в 2019 году не освоено выделенное из бюджета Красноярского края финансирование на приобретение жилья для детей-сирот в сумме более 7,5 млн. рублей. Также в ходе проверочных мероприятий прокуратурой города установлены и администрацией г.Сосновоборска не оспариваются факты несвоевременного формирования ценовой информации о стоимости жилых помещений, размещения заказов на приобретение жилья для детей-сирот, нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении рассматриваемых закупок. По результатам проверки прокуратурой города сделан обоснованный вывод, что указанные выше незаконные действия администрации г.Сосновоборска свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных средств, а именно органом местного самоуправления не исполнено требование БК РФ в части достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Неправомерные действия администрации г.Сосновоборска, указанные в обжалуемом представлении прокуратуры города, повлекли нарушение прав детей-сирот на получение жилых помещений, в том числе, нуждающихся в них и состоящих на учете в г.Сосновоборске. Кроме того, с учетом постоянного увеличения уровня цен на жилые помещения неэффективное использование органом местного самоуправления бюджетных средств влечет за собой риск дополнительных расходов краевого бюджета на исполнение публичных обязательств по приобретению жилых помещений для детей-сирот в следующем финансовом году. В представлении от 20.01.2020, направленном в адрес администрации г.Сосновоборска, содержатся требования о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Вопреки доводам административного истца, при внесении оспариваемого представления нарушений требований трудового законодательства также не допущено, поскольку в представлении прокурор предлагает не привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а лишь рассмотреть вопрос об этом, что предполагает возможность работодателя как воспользоваться правом, предусмотренным ч.1 ст.192 ТК РФ, так и отказать в привлечении виновных лиц при отсутствии соответствующих оснований. При этом, целью данного представления является устранение администрацией г.Сосновоборска допущенных нарушений в добровольном порядке. При таких обстоятельствах оснований полагать, что спорное представление нарушает права и интересы заявителя, не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца администрации г. Сосновоборска Красноярского края Сутормина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что неэффективное использование бюджетных средств подразумевает расходование денежных средств, расходные операции ими не производились. Они не нашли желающих продать жилье за предлагаемую цену. При таких обстоятельствах, их действия не могут быть признаны неэффективным использованием бюджетных средств. Конкретная расходная операция может быть неэффективной, если поставленные задачи могли быть выполнены с меньшим объемом средств. Администрация не купила квартиры. Приобретена была 1 квартира за 1440 т.рублей, остальные денежные средства не потратили. Нарушений бюджетного законодательства со стороны Администрация города допущено не было. Администрация обращалась в Министерство образования для снижения площади.
В судебном заседании представитель административных ответчиков прокурора г.Сосновоборска, Прокуратуры Красноярскому краю Антошина В.В. административные исковые требования не признала, по основаниям изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии с п. 3 ст. 22 данного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
На основании ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что прокурором г. Сосновоборска Красноярского края в адрес главы г. Сосновоборска вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором предписано безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры г. Сосновоборска, принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении к установленной законом дисциплинарной ответственности лиц допустивших указанные нарушения; о результатах рассмотрения представления письменно уведомить прокурора г. Сосновоборска в установленный законом месячный срок.
Основанием для вынесения представления послужило нарушение администрацией г. Сосновоборска бюджетного законодательства, выразившееся в несвоевременном и неэффективном расходовании бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, проверкой установлено, что постановлением администрации г.Сосновоборска Красноярского края от 14.11.2018 № 1541 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие опеки и попечительства в городе Сосновоборске», принятого в соответствии со ст.179 БК РФ от 24.12.2009 №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым утверждена муниципальная программа «Развитие опеки и попечительства в городе Сосновоборске», включающая в себя подпрограммы, в том числе подпрограмму «Приобретение жилых помещений «Приобретение жилых помещений для предоставления по договору специализированного найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа», целью которой является реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем приобретения жилых помещений для предоставления по договору найма детям-сиротам, детям, ставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в 2018 – для 2 лиц, в 2019 - для 4 лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования Красноярского края заключило с администрацией г.Сосновоборска Красноярского края соглашение о выделении лимитов на приобретение жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в 2019 году на сумму 8975600 рублей на приобретение 6 жилых помещений со сроком освоения выделенных средств до 31.12.2019.
Решением Сосновоборского городского Совета депутатов Красноярского края от 10.12.2018 № 35/140-р «О бюджете города Сосновоборска на 2019 год плановый период 2020-2021 годов», предусмотрены бюджетные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем администрация г.Сосновоборска, как главный распорядитель бюджетных средств, уведомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией г.Сосновоборска уведомленной ДД.ММ.ГГГГ о предусмотренных лимитах бюджетных средств на 2019 год, меры к своевременному формированию ценовой информации о стоимости жилых помещений на территории города не предприняты, запросы о стоимости направлены лишь ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
При формировании начальной (максимальной) цены контракта на приобретаемое жилье администрацией города Сосновоборска при планировании закупок в 2019 году цена за 1 кв.м. была ниже средней рыночной стоимости в г.Сосновоборске.
Кроме того, в соответствии с п.2.4.1 соглашения администрация г.Сосновоборска имеет возможность использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств, что также выполнено не было.
В аукционной документации не была изначально предусмотрена закупка жилья на вторичном рынке.
Указанные обстоятельства привели к отсутствию конкурентных условий по покупке жилья, в результате чего по результатам 34 закупок на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приобретено только одно жилое помещение, а из выделенных в 2019 году на приобретение жилья 8975,6 тыс. рублей освоено лишь 1440 тыс. рублей.
Представление прокурора г. Сосновоборска рассмотрено администрацией г. Сосновоборска и дан ответ № 499 от 20.02.2020, согласно которого администрация г.Сосновоборска считает, что нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в несвоевременном расходовании бюджетных средств, нормами Бюджетного кодекса РФ не предусмотрено.
Администрацией г.Сосновоборска указано, что прокуратурой города не учтено, что доведенные лимиты бюджетных обязательств в размере 10471500 рублей при втором чтении проекта Закона о бюджете Красноярского края были уменьшены и составили 8975600 рублей.
Расчет данной субвенции произведен министерством финансов Красноярского края на основании Методики определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не исходя из фактической средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального образования.
Для расчета выделяемой субвенции учитывается стоимость одного квадратного метра общей площади помещения, утвержденная органом местного самоуправления на I квартал года, предшествующего планируемому Постановлением администрации г. Сосновоборска в 2018 утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения на территории муниципального образования на 1 квартал 2018. Стоимость 1 квадратного метра жилья на 1 квартал 2019 по сравнению с 1 кварталом 2018 возросла: с 41992 руб. до 52328 руб., т.е. на 24,6%.
Расчет выделенных средств на 1 жилое помещение: 8 975 600,00 рублей/6 квартир-1 495 933,3333, т.е. на одно жилое помещение выделена сумма 1 495 333,33 руб.
Иными словами, при фактической инфляции в 24,6%, законом о бюджете Красноярского края (а не решением администрации города Сосновоборска) учтен уровень инфляции в 7,8 (3,9+3,9) %, т.е. значительно ниже фактического уровня инфляции.
В январе 2019 велась работа по изучению действующего законодательства для правильного формирования запроса на определение стоимости 1 кв.м. жилого помещения; составлялся и согласовывался проект соглашения между администрацией города Сосновоборска (далее - заказчик) и Министерством образования Красноярского края (далее - Министерство) на приобретение жилых помещений для детей - сирот (далее - Соглашение), в котором помимо размера субвенции согласовывались условия приобретения жилых помещений, указанные в п. 2.3.5 Соглашения, которые были включены в запрос о стоимости жилого помещения.
В начале февраля 2019 года все вопросы относительно требований к закупаемым жилым помещениям были согласованы, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ был сформирован запрос и ДД.ММ.ГГГГ данный запрос был направлен в 17 агентств недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ подписано Соглашение, в связи с чем, Министерство образования Красноярского края выделило субвенцию на приобретение жилых помещений из расчета нормы предоставления 33 кв.м., что послужило основанием для проведения закупки.
Первая очередь закупок (6 запросов предложений в электронной форме по закупке жилья от физических лиц) объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием заявок в первой очереди торгов был изменен способ определения поставщика по пяти из шести закупок: вместо запроса предложений по закупке жилья от физических лиц подготовлены пять документаций на проведение электронных аукционов, в которых могли принять участие все категории участников закупки (не только физические лица).
Вторая очередь закупок (1 запрос предложений и 5 аукционов в электронной форме) объявлена в период с 18.04.2019 по 26.04.2019.
После несостоявшихся 12 процедур закупок ДД.ММ.ГГГГ заказчиком направлено в Министерство (главного распорядителя бюджетных средств на данные цели) письмо о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилья с учетом стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на 1 квартал 2019.
ДД.ММ.ГГГГ заказчиком от Министерства получен ответ, согласно которому вопрос о выделении дополнительных средств будет рассмотрен после предоставления в Министерство результатов проведенных торгов на приобретение жилья.
Данная информация была сформирована и направлена в Министерство. В течение регламентированного 30-ти дневного срока ответ не поступил, после чего в телефонном режиме было выяснено, что в дополнительном финансировании заказчику отказано, но предложено изменить условия закупки, а именно: уменьшить площадь приобретаемых жилых помещений, добавить возможность приобретения квартир-студий.
В связи с чем, заказчиком разработано новое техническое задание, собраны новые коммерческие предложения о стоимости жилья с учетом внесенных изменений в описание объекта закупки.
Третья очередь закупок объявлена ДД.ММ.ГГГГ (6 запросов предложений в электронной форме) с номерами извещений: с № по №. Протоколы опубликованы в период с ДД.ММ.ГГГГ. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).
В связи с несостоявшимися закупками, заказчиком была опять уменьшена квадратура предполагаемых к покупке жилых помещений. Четвертая очередь закупок (6 запросов предложений) опубликована ДД.ММ.ГГГГ: закупки с номерами с № по №. Протоколы опубликованы ДД.ММ.ГГГГ. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).
Одновременно, заказчиком была проведена работа по поиску жилых помещений среди собственников жилых помещений, минуя посредников (агентства недвижимости). Найдены 2 квартиры. По результатам несостоявшейся процедуры заказчик может заключить контракт по согласованию с контролирующим органом в сфере закупок (Финансовом управлении администрации города Сосновоборска). В период согласования одну из двух квартир собственники продали, получив более выгодное предложение за квартиру. Заключен контракт на приобретение только одного жилого помещения.
Пятая очередь закупок (5 запросов предложений в электронной форме) объявлена ДД.ММ.ГГГГ. Это закупки с номерами с № по № Протоколы опубликованы ДД.ММ.ГГГГ. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).
Согласно переговорам с риелторами города Сосновоборска (5-ю агентствами) приобрести жилые помещения по такой стоимости не представляется возможным: не хватает денежных средств. Во второй половине октября дополнительно информация о покупке жилых помещений была размещена на официальном сайте администрации города Сосновоборска и опубликована в официальном печатном издании: газете «Рабочий». Однако предлагаемая заказчиком цена закупок не устраивала откликнувшихся на объявление собственников жилья.
Шестая очередь закупок (4 запроса предложения в электронной форме) объявлена ДД.ММ.ГГГГ. Это закупки с номерами с № по № Протоколы опубликованы ДД.ММ.ГГГГ. Закупки не состоялись (не подано ни одной заявки).
1 запрос предложений размещен ДД.ММ.ГГГГ, номер закупки №, ДД.ММ.ГГГГ размещен протокол, закупка признана не состоявшейся, заявок подано не было.
В ходе проведения закупок заказчик неоднократно принимал меры, направленные на приобретение жилого помещения в рамках согласования заключения контракта с контролирующем органом, т.е. у единственного поставщика. Агентства недвижимости отказались работать с заказчиком, т.к. выделенные денежные средства не предполагают оплату риэлтерских услуг. Заказчик нашел четырех потенциальных продавцов жилья, но в период сбора документов, необходимых для согласования заключения контракта в соответствии с частью 25 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», они получили более выгодные предложения и отказались заключать контракты на приобретение жилья с заказчиком.
В итоге было проведено 34 закупки на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но приобретено только одно жилое помещение.
Были приняты все возможные меры и действия, направленные на реализацию подпрограммы «Приобретение жилых помещений для предоставления по договору специализированного найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа» в соответствии с федеральным законом о контрактной системе в РФ.
Однако, в связи с большой разницей в финансировании цены закупки за счет средств краевого бюджета, и реальной стоимости жилых помещений на рынке жилья города Сосновоборска, недостоверным уровнем инфляции, используемым при - формировании субвенции на данные цели, отказом в дофинансировании со стороны Министерства, отсутствием возможности в софинансировании за счет средств местного бюджета, основная часть жилых помещений приобретена не была.
По смыслу положений ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 названного Закона), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Как следует из рассматриваемого представления прокурора, ответа администрации г.Сосновоборска на представление, в действиях Администрации города Сосновоборска - ответственного исполнителя муниципальной программы «Развитие опеки и попечительства в городе Сосновоборске» выявлены нарушения бюджетного законодательства при обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Фактически, меры к устранению выявленных нарушений, как это потребовал в представлении прокурор, административным истцом не приняты.
Согласно ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение.
В соответствии со ст.179 БК РФ, Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Согласно ст.72 БК РФ, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Доводы административного истца, о том, что нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в неэффективном расходовании бюджетных средств, может иметь место только при осуществлении расходной операции, суд считает несостоятельными, поскольку несвоевременное и неэффективное расходование бюджетных средств выразилось в недостижения конечного результата, выделяемых на выполнение программы, в рамках реализации поставленных перед участником бюджетного процесса – Администрацией г.Сосновоборска, задач, о чем указано в представлении. Администрацией г.Сосновоборска в нарушение ст.158 БК РФ, не обеспечена результативность использования бюджетных средств, что выразилось в недостижении результата (неприобретение квартир) и привело к неосвоению бюджетных средств. Данные нарушения возникли в результате несвоевременного формирования ценовой информации о стоимости жилых помещений. Так, администрация г.Сосновоборска уведомленная ДД.ММ.ГГГГ о предусмотренных лимитах бюджетных средств на 2019 год, запросы о стоимости направила только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. При получении информации о том, что цена за 1 кв.метр ниже среднерыночной, не предпринято изначально мер к снижению размера общей площади (но не более чем на 11 кв.метров) и не была предусмотрена закупка жилья на вторичном рынке при проведении первых торгов. Также администрацией г.Сосновоборска не была использована возможность привлечения собственных материальных ресурсов и финансовых средств при новых закупках.
В результате недостижения конечного результата, а именно неприобретение жилых помещений для предоставления по договору найму детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, нарушены права указанной категории лиц.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24 февраля 2005 года N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой И.И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре органы должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Доводы административного истца о том, что представление содержит требование о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения закона, что нарушает требования трудового законодательства, суд считает несостоятельными, поскольку в представлении содержится указание лишь о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. Поскольку в соответствии со ст.192 ТК РФ, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, то работодатель вправе как привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц, так и отказать при отсутствии законных оснований, о чем также указал представитель административного ответчика в отзыве на административный иск, а также в судебном заседании.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление прокурора от 20.01.2020 является законным, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований отказывает в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации г. Сосновоборска Красноярского края к прокурору г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным и необоснованным представления от 20.01.2020 № 7-01-2020 об устранении нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Сосновоборский городской суд.
Председательствующий: - подпись –
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья О.В.Белькевич
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2020 года.