Решение по делу № 2-931/2019 от 21.06.2019

Дело № 2-931/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2019 года с. Улаган

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Беляшевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Топчиной Валентины Трифоновны к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления в части незаконным, об обязании восстановить в списке участников программы, о признании права состоять в очереди на получение жилищной субсидии и признании права на получение государственной жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Топчина В.Т. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления от 10.06.2019г. № 473 в части ее исключения из сводного списка участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» незаконным, об обязании восстановить в списке участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с даты постановки на учет, с 21.12.2017г. в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», о признании права на получение государственного жилищного сертификата, о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи из двух человек.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования уточнялись.

В последних уточненных требованиях Топчина В.Т. предъявила требования к Администрации МО «Улаганский район» о признании незаконным постановления администрации МО «Улаганский район» от 10.06.2019г. № 473 «Об исключении из списка» в части снятия с учета Топчиной В.Т. из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, об обязании восстановить Топчину В.Т. на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории учета инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства с составом семьи 2 человека; признании за Топчиной В.Т. права состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории учета «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с датой первоначальной постановки на учет с 21.12.2007г. с составом семьи 2 человека; признании за Топчиной В.Т. права на получение государственной жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи 2 человека.

Исковые требования мотивированы тем, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2007г. истец была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с ФЗ от 25.10.2002г. № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства». Решением республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 08.05.2019г. истец не включена в список граждан- получателей государственного жилищного сертификата в 2019 году в соответствии с п. 44.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Основанием для принятия решения явилась заверенная копия похозяйственной книги Балыктуюльского сельского поселения с отметкой о выбытии детей. Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 10.06.2019г. № 473 истец снята с учета. При постановке на учет в состав семьи истца входили 4 человека: истец, супруг и двое взрослых детей. Поскольку дети жилья не имели и не имеют, сын служит по контракту, дочь недавно выехала на заработки, дети прописаны в доме истца. Когда приезжают домой, они проживают с истцом и ведут общее хозяйство. Согласно п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Истец указывает, что не исключила детей из состава семьи по незнанию закона, неправомерных действий с ее стороны не было. Справка о составе семьи выдается по утвержденной форме, дети прописаны у нее, поэтому и указаны в справке. Истец считает, что исключение детей из составе семьи должно учитываться при определении размера жилищной субсидии, однако, не должно влечь исключение истца как получателя ГЖС с супругом из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, соответственно решения республиканской комиссии и администрации МО «Улаганский район» в части исключения истца из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Определением суда прекращено производство по делу в части исковых требований к Министерству регионального развития Республики Алтай и Правительству в лице республиканской комиссии по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» о признании незаконным решения республиканской комиссии, признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании восстановить в списке, возложении обязанности выдать государственный жилищные сертификат в связи с отказом от иска.

Истец Топчина В.Т. о времени и месте судебного заседания извещена, в суд не явилась, направив заявление об отказе от части исковых требований.

Представитель истца Кайгина Н.С., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО «Улаганский район» Куюкова А.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство регионального развития Республики Алтай надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2007г. № 58-С Топчина В.Т. поставлена на учет для улучшения жилищных условий в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с 21.12.2007г., с составом семьи 4 человека.

Из справки выданной администрацией МО «Улаганский район» от 20.06.2019г. № 516 следует, что Топчина В.Т. состояла на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 21.12.2007г., инвалиды с детства». Снята с учета на основании постановления администрации МО «Улаганский район» № 473 от 10.06.2019г.

Постановлением администрации МО «Улаганский район» № 473 от 10.06.2019г. Топчина В.Т., состоящая в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, снята с учета согласно п. 44.1 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 (предоставление недостоверных сведений о составе семьи), подпункт «в» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879.

Топчина В.Т. состоит в зарегистрированном браке с ФИО9, что следует из свидетельства о браке.

Согласно справке выданной сельской администрацией Балыктуюльского сельского поселения от 21.06.2019г. № 1869, Топчина В.Т. зарегистрирована по адресу: <адрес> имеет состав семьи: ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - муж, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - сын.

Справка от 14.02.2019г. и от 22.11.2018г., от 09.07.2015г., от 27.06.2012г., выписка из похозяйственной книги от 14.02.2019г., имеющиеся в материалах учетного дела, содержат аналогичные сведения.

В материалах учетного дела имеется копия похозяйственной книги следует, что в составе семьи главы хозяйства ФИО9 по адресу: <адрес>, указаны: Топчина В.С. – жена, ФИО3 – дочь, ФИО2 – сын, ФИО11 – сын, ФИО12 – сноха.

Из копии доверенности следует, что ФИО3 оформила нотариальную доверенность на Топчину В.Т. на получение государственного жилищного сертификата – свидетельства о выделении безвозмездной субсидии о предоставлении социальной выплаты. Доверенность удостоверена нотариусом Булунского нотариального округа Республики Саха.

Из копии аналогичной доверенности выданной ФИО2 на Топчину В.Т. следует, что доверенность удостоверена нотариусом нотариального округа «Кош-Агачский район» Республики Алтай.

Из заявлений о перерегистрации следует, что Топчина В.Т. в 2013г. указывала составе семьи 5 человек, в 2014г. – 5 человек, в 2015г. – 5 человек, в 2016г. – 4 человека, в 2017г. – 4 человека.

В соответствии с ч.1 ст. 1 федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Топчина В.Т. отвечает всем условиям для получения жилищной субсидии по указанному федеральному закону.

Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с п. 5 указанного Положения, состав семей граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, определяется в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо статьей 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в зависимости от того, на основании какого из указанных законов гражданин имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

В ст. 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» закреплено, что для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Таким образом, суд считает установленным в судебном заседании, что во исполнение требований закона, Топчина В.Т. указывала в составе семьи супруга и совершеннолетних детей ФИО2 и ФИО3, поскольку они состояли на регистрационном учете по месту жительства родителей.

В судебном заседании доказано, что на момент постановки Топчиной В.Т. на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ФИО2 и ФИО13 действительно проживали совместно с родителями, недостоверные сведения заявителем Топчиной В.Т. – участником программы не предоставлялись.

Положением не регламентировано как следует поступать гражданам, имеющим право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменений условий о количественном составе семьи, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В соответствии с п.п. «в» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Проанализировав нормы Положения, суд считает, что снятие с учета в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Таким образом, граждане снимаются с учета по этому основанию только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете (прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года; стаж не менее 15 лет; отсутствие жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; не получение субсидий для приобретения жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

Доводы истца о том, что указание сведений о детях могло повлиять на размер субсидии, но не на субъективное право истца, соответствующего всем требованиям, на получение жилищной субсидии, суд считает заслуживающим внимания, поскольку истец не нарушала условия программы, продолжала указывать детей в качестве членов семьи, в связи с тем, что взрослые дети состояли на регистрационном учете по месту жительства родителей.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Топчина В.Т. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с составом семьи 2 человека (совместно с супругом).

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Топчиной Валентины Трифоновны к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления в части незаконным, об обязании восстановить в списке участников программы, о признании права состоять в очереди на получение жилищной субсидии и признании права на получение государственной жилищной субсидии, удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации МО «Улаганский район» от 10.06.2019г. № 473 «Об исключении из списка» в части снятия с учета Топчиной Валентины Трифоновны из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Обязать Администрацию МО «Улаганский район» восстановить Топчину Валентину Трифоновну на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории учета «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи 2 человека.

Признать за Топчиной Валентиной Трифоновной право состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории учета «инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с датой первоначальной постановки на учет с 21.12.2007г. с составом семьи 2 человека.

Признать за Топчиной Валентиной Трифоновной право на получение государственной жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи 2 человека.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Решение суда в окончательной форме принято 17 сентября 2019 года.

Председательствующий Е.В. Айманова

2-931/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Топчина Валентина Трифоновна
Ответчики
Министерство регионального развития РА
администрация МО "Улаганский район"
Правительство Республики Алтай
Другие
Кайгина Надежда Сергеевна
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Дело на странице суда
ulagansky.ralt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее