Решение по делу № 2а-15/2018 от 15.09.2017

Дело №а-15/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Рі.Р–СѓРєРѕРІРєР° Брянской области                        02 марта 2018 РіРѕРґР°

    

Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Садовниковой И.В.,

при секретаре Абрамовой И.В.,

с участием

представителя административного истца - помощника прокурора Жуковского района Брянской области Казьминой Н.В.,

представителя административного ответчика - администрации Жуковского района Брянской области - Офицерова О.С.,

представителя заинтересованного лица - администрации Овстугского сельского поселения, - Кодиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Жуковского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Жуковского района о понуждении к совершению действий,

                

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Жуковского района Брянской области обратился в суд с административными исками в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Овстугского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Овстугского сельского поселения и возложении на ответчика обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, - земельных участков под захоронениями (кладбищами), расположенных в границах Овстугского сельского поселения <адрес>: в <адрес> в 800 метрах по направлению на юг от <адрес>; в <адрес> в 500 метрах по направлению на восток от <адрес> <адрес> в 250 метрах на юго-запад от <адрес>.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Жуковского района установлено осуществление захоронений умерших на указанных земельных участках при отсутствии необходимых на то правоустанавливающих документов. Полагал, что захоронение умерших при отсутствии границ мест захоронений может повлечь нарушения санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Овстугского сельского поселения по не принятию мер по постановке на учет указанных земельных участков под кладбищами и возложить на административного ответчика обязанность по постановке на учет этих земельных участков в Межмуниципальном отделе по Жуковскому и <адрес>м управления Росреестра по Брянской области.

Определением Жуковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административных делах в качестве соответчика привлечена администрация Жуковского района Брянской области.

Неоднократно уточняя исковые требования, прокурор Жуковского района Брянской области просил: обязать администрацию Жуковского района Брянской области провести работы по межеванию земельных участков под местами захоронения (кладбищами), расположенными по адресам: <адрес> в <адрес> в 250 метрах на юго-запад от <адрес>; в <адрес> в 500 метрах по направлению на восток от <адрес>; в <адрес>, в 800 метрах по направлению на юг по <адрес>; обязать в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в территориальный орган кадастрового учета с заявлениями о постановке земельных участков под захоронениями (кладбищами).

ДД.ММ.ГГГГ изменен процессуальный статус административного ответчика администрации Овстугского сельского поселения Жуковского района Брянской области на процессуальный статус заинтересованного лица.

Определением Жуковского районного суда Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор ФИО2 поддержала административный иск, просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Жуковского района Брянской области Офицеров О.С., возражал против удовлетворения иска, полагая, что по предъявленным исковым требованиям администрация Жуковского района не является надлежащим административным ответчиком.

В возражениях на уточненное административное исковое заявление Глава администрации Жуковского района Брянской области указал, что требования прокурора по межеванию земельных участков под местами захоронения (кладбищами), расположенными в границах Овстугского сельского поселения не обоснованны.

ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением к главе администрации Жуковского района обратилась глава администрации Овстугского сельского поселения с просьбой утвердить схему расположения земельного участка в кадастровом квартале №, общей площадью 5 387 кв.м., относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - традиционное захоронение и погребение, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, участок 1К, территориальная зона - зона специального назначения, индекс зоны СН-3 - зона кладбищ.

Аналогичные заявления от ДД.ММ.ГГГГ. поступили в отношении земельного участка в кадастровом квартале №, общей площадью 10 360 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок 1К и в отношении земельного участка в кадастровом квартале №, общей площадью 10 102 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок 1К. Указанные заявления поступили с материалами межевания и постановлениями главы администрации Овстугского сельского поселения от 15.05.2017г. №№,19,20 «О присвоении адреса земельному участку», на их основании были подготовлены и утверждены постановления главы администрации Жуковского района от 29.05.2017г. №№, 644, 645 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В материалах межевания имелись схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в которых отражены: условный номер земельного участка, площадь земельного участка, система координат, обозначены характерные точки границ, координаты, что подтверждает факт проведения кадастровых работ и необоснованность исковых требований.

Кроме того в исковых требованиях не указываются конкретные адреса земельных участков, где располагаются места захоронения (кладбища), хотя постановлениями главы администрации Овстугского сельского поселения адреса им присвоены.

Полагает необоснованным требование обязать администрацию Жуковского района в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в органы, осуществляющие постановку на кадастровый учет земельных участков с заявлением о постановке земельных участков под местами захоронения (кладбищами) на кадастровый учет. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что постановка на кадастровый учет осуществляется тем физическим (юридическим) лицом, которое планирует в дальнейшем распоряжаться этим земельным участком. В данном случае распоряжается и будет распоряжаться земельными участками под местами захоронения (кладбищами), расположенными на территории Овстугского сельского поселения, администрация Овстугского сельского поселения для осуществления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 и Законом Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Просят отказать прокурору Жуковского района Брянской области в удовлетворении административного искового заявления.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Овстугской сельской администрации Кодина О.А., действующая на основании Устава муниципального образования, не возражала против удовлетворения административного иска с учетом его уточнений. При этом пояснила, что Овстугская сельская администрация заключила договор с ООО «Геоцентр» о проведении межевания земельных участков, занятых общественными кладбищами. Работы были проведены, но не оплачены, так как это повлекло бы нецелевое использование средств бюджета муниципального образования. Материалы межевания не были изготовлены. Считает, что земельные участки, на которых размещены общественные кладбища, относятся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена; полномочия по установлению границ спорных земельных участков путем проведения межевания также относится к компетенции муниципального района. В дальнейшем земельные участки под кладбищами могут быть переданы в бессрочное пользование сельскому поселению для реализации деятельности в области похоронного дела и ритуальных услуг.

Специалист ФИО1 являющаяся начальником отдела имущественных и земельных отношений администрации Жуковского района Брянской области в судебном заседании пояснила, что в полномочия районной администрации входит утверждение карты-схемы расположения земельного участка, что и было сделано в отношении земельных участков под общественными кладбищами на территории Овстугского сельского поселения. С заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет полномочна обратиться сельская администрация.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Порядок оспаривания бездействия органов местного самоуправления установлен главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом достоверно установлено, что на территории Овстугского сельского поселения в населенных пунктах <адрес> расположены общественные захоронения (кладбища).

В соответствиями с постановлениями главы администрации Жуковского района от 29.05.2017г. №№, 644, 645 «Об утверждении схемы расположения земельного участка», утверждены схемы расположения земельных участков, занятых кладбищами.

В судебном заседании установлено, что кадастровые работы в части, необходимой для утверждения схемы расположения земельных участков, выполнены ООО «Геоцентр».

В деле представлена копия договора подряда на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка от 2017 года без указания конкретной даты заключения договора. По условиям договора Подрядчик (ООО «Геоцентр») обязуется подготовить и передать заказчику межевые планы земельного участка в количестве трех штук, а Заказчик (администрация МО «Остугское сельское поселение Жуковского района Брянской области») произвести оплату работ в сумме 10 500 руб.

Условия договора по оплате Заказчиком кадастровых работ и по передаче Подрядчиком межевых планов не выполнены.

Представитель ООО «Геоцентр» в судебное заседание не явился. Требований по поводу исполнения условий договора не заявлены.

С учетом данных обстоятельств суд исходит из того, что кадастровые работы по установлению границ земельных участков, занятых общественными кладбищами не выполнены, материалы межевания, необходимые для осуществления кадастрового учета, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В соответствии со ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

Согласно п.п.1, 4 ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района.

В силу ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч.2 ст.15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не значится.

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

Законом Брянской области от 27.11.2014г. №-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», за сельскими поселениями в Брянской области закреплен вопрос предусмотренный пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со ст.16 этого же Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В соответствии со ст.17 Закона №8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляется государственный мониторинг окружающей среды.

Согласно ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2001г. «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

По смыслу вышеприведенных норм для обеспечения конституционных прав в области экологии и здоровья, применительно к вопросу о местах погребения, законодатель установил, что место погребения является объектом недвижимости, неразрывно связанным с земельным участком, на котором место погребения расположено и, который, в свою очередь, является объектом недвижимости. Земельный участок как объект недвижимого имущества подлежит государственному кадастровому учету. Общественное кладбище является объектом недвижимости, подлежащим кадастровому учету, и функционирует в соответствии с утвержденной в предусмотренном порядке проектной документацией. Первоочередным вопросом для создания места захоронения как объекта недвижимости является отведение земельного участка под него и установление границ земельного участка. Причем законом предъявляются одинаковые требования к существующим местам захоронения и вновь образуемым.

В соответствии с пунктом 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского и городского поселения отнесено участие в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ.

В соответствии с ч.4 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии со ст.4.1 Федерального закона от 24.07.207г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких кадастровых кварталов земельных участков сведения ЕГРН о которых не соответствуют требованиям к описанию местоположения границ земельных участков; земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

По смыслу вышеприведенных норм межевание отдельных земельных участков, на которых размещены существующие общественные кладбища, не относится к комплексным кадастровым работам, а потому должно быть отнесено к разрешению органа местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, Уставом МО «Жуковский муниципальный район» предусмотрено, что администрацией этого образования должны решаться следующие вопросы местного значения: утверждение и подготовка документации по планировке территории муниципального района; организация выполнения комплексных кадастровых работ и участие в их выполнении; утверждение карты-плана территории.

При изложенных обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы представителя администрации МО «Жуковский муниципальный район» Офицерова О.С. относительно того, что администрация МО «Жуковский муниципальный район» является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу, поскольку именно на этого административного ответчика должны быть возложены обязанности по отведению указанных выше земельных участков для размещения кладбищ, осуществлению межевания этих земельных участков, установлению их границ на местности и их постановке на государственный кадастровый учет.

В свою очередь, в компетенции администрации Овстугского сельского поселения относится присвоение адреса указанным земельным участкам под захоронениями, что и было осуществлено.

Ссылка представителя Офицерова О.С. на Федеральный закон от 12.01.1996г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Закон Брянской области от 27.11.2014г. №-З о том, что именно на органы местного самоуправления сельского поселения возложена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не состоятельна применительно к заявленным требованиям, поскольку они относятся к объекту недвижимости в виде земельного участка, а не к организации услуг и деятельности объекта, расположенном на этом земельном участке.

Представитель административного ответчика Офицеров О.С. сослался на то, что соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ бюджету Овстугского сельского поселения Жуковского района предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета Жуковского муниципального района в размере 200 000 рублей и 730 000 рублей на оплату дополнительных расходных обязательств местных бюджетов, обусловленных необходимостью решения актуальных вопросов местного значения. За счет указанных средств, предполагалось проведение администрацией Овстугского сельского поселения Жуковского района работ по отведению земельных участков под местами захоронения (кладбищами) находящимися на территории Овстугского сельского поселения Жуковского района, постановке земельных участков под местами захоронения (кладбищами) на кадастровый учет. Овстугская сельская администрация этого не выполнила.

Суд признает данный довод не основанным на законе и соглашениях, поскольку денежные средства предназначались на оплату расходных обязательств именно бюджета сельского поселения, в то время как расходы по отведению и межеванию земельных участков под местами захоронения относятся к расходным обязательствам муниципального района (другого бюджета). В упомянутых соглашениях отсутствуют данные о перераспределении полномочий органов местного самоуправления сельского поселения и муниципального района.

С учетом изложенного суд признает обоснованным довод прокурора о том, что межевание в отношении спорных земельных участков не выполнено, не смотря на подготовку схемы расположения земельных участков, присвоения им адреса, поскольку отсутствуют межевые планы земельных участков, занятых общественными захоронениями (кладбищами).

Факт присвоения адреса спорным земельным участкам не влияет на степень их идентификации в требованиях прокурора и не влечет никакой неопределенности, поскольку установлено, что в населенных пунктах <адрес>, <адрес> имеется по одному общественному захоронению (кладбищу).

Суд признает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Административный иск прокурора Жуковского района Брянской области удовлетворить.

    РћР±СЏР·Р°С‚СЊ администрацию Р–СѓРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ района Брянской области провести работы РїРѕ межеванию земельных участков РїРѕРґ местами захоронения(кладбищами), расположенными РїРѕ адресам:

- <адрес> в 250 метрах на юго-запад от <адрес>;

- <адрес> в 500 метрах по направлению на восток от <адрес>;

- <адрес>, в 800 метрах по направлению на юг по <адрес>.

    РћР±СЏР·Р°С‚СЊ администрацию <адрес> РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕРґР° СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу обратиться РІ территориальный орган кадастрового учета СЃ заявлением Рѕ постановке земельных участков РїРѕРґ захоронениями (кладбищами), расположенными РїРѕ адресам:

- <адрес>, д.Неготино в 250 метрах на юго-запад от <адрес>;

- <адрес> в 500 метрах по направлению на восток от <адрес>;

- <адрес>, в 800 метрах по направлению на юг по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07.03.2018г.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊСЏ                             Садовникова И.Р’.

Решение невступило в законную силу

РЎСѓРґСЊСЏ                             Садовникова И.Р’.

2а-15/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Жуковского района Брянской области
Ответчики
Администрация Жуковского района Брянской области
Другие
Администрация Овстугского сельского поселения Жуковского района Брянской области
Суд
Жуковский районный суд Брянской области
Судья
Садовникова Ираида Васильевна
Дело на странице суда
zhukovsky.brj.sudrf.ru
15.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
29.11.2017[Адм.] Судебное заседание
15.12.2017[Адм.] Судебное заседание
23.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
23.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Судебное заседание
02.03.2018[Адм.] Судебное заседание
07.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2018[Адм.] Дело оформлено
02.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее