Дело № 2 -1065/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 17 апреля 2017 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.А.,
при секретаре Светлаковой Т.Б.,
с участием истца Павлова А.Б.,
представителя ответчика Подшиваловой Н.Л., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре гражданское дело по иску Павлова А.Б. к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истец Павлов А.Б. обратился в суд с иском к ООО «ТЭК», просит признать незаконными действия ответчика при применении в квитанции за январь 2017 года для расчета платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» тарифа на тепловую энергию с нарушением требований п. 13 ст. 155 ЖК РФ, п. 38 и п. 38 Правил № 354, п. 20 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520; обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» в квитанции за январь 2017 года с применением тарифа в размере 1662,60 руб./Гкал; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и убытки в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска указал, что является потребителем коммунальных услуг по «отоплению» и «горячему водоснабжению», которые предоставляются ему ответчиком ООО «ТЭК». В соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей» ответчик обязан оказывать услугу, соответствующую обязательным требованиям к услуге, предусмотренном законами РФ или в установленном ими порядке, предоставлять необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах. Истец имеет право получать от ответчика сведения о правильности исчисления предъявляемого к уплате размера платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение». В квитанции за январь 2017 года, полученной истцом 08.02.2017г., ответчик применил для расчета платы за коммунальные услуги тариф в размере 1718,75 руб./Гкал, сославшись на постановление РСТ ПК от 20.12.2017г. № 327-т. Действия ответчика по применению для расчета платы за коммунальные услуги в указанном тарифе незаконны, противоречат положениям п. 13 ст. 155 ЖК РФ, п. 68 Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., согласно которых установлена обязанность исполнителя информировать в письменной форме собственников жилых помещений в МКД об изменении размера платы за коммунальные услуги не позднее 30 дней до даты предоставления платежных документов, если иной срок не установлен договором. Указанная информация раскрывается ресурсоснабжающими организациями путем опубликования в печатных средствах массовой информации, в сети Интернет. Согласно п. 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). Из системного толкования требований ч. 1 ст. 13, ч. 6, 8 ст. 14 ФЗ № 210, определения Верховного Суда РФ по апелляционной жалобе РСТ ПК на решение Пермского краевого суда от 22.06.2016г. следует, что о незаконности применения ответчиком тарифа, указанного в квитанции за январь 2017г. Информация об изменении тарифа должна быть доведена ответчиком до истца не позднее 08.01.2017г., данную обязанность ответчик не выполнил. Ни в сети Интернет, ни в печатных средствах массовой информации г. Кунгура, ни на сайте администрации г. Кунгура информация об изменении тарифа на тепловую энергию с 31.12.2016г. ответчиком не размещалась. На сайте РСТ ПК информация о повышении тарифов отсутствовала до 03.02.2017г. Для восстановления нарушенного права истцом затрачены денежные средства на печатание и копирование документов, размер убытков <данные изъяты> рублей. Незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный сред, выразившийся в нравственных страданиях, связанных с попыткой ответчика ввести в заблуждение ложным утверждением о законности применения тарифа, в переживаниях, связанных с осознанием умышленности совершения ответчиком незаконных действий по применению ненадлежащего тарифа, дискомфортном состоянии из-за осознания умаления достоинства истца незаконными действиями ответчика. Моральный вред истец оценивает в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Павлов А.Б. на исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Подшивалова Н.Л. с иском не согласна, представила письменный отзыв (л.д. 18-19).
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Статьей 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено:
Павлов А.Б. является собственником 2/3 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8-9).
ДД.ММ.ГГГГ между Павловым А.Б. и ООО «Тепловая энергетическая компания» заключен договор на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения (л.д. 21-30). Согласно п. 2.1. договора абонент оплачивает энергоснабжающей организации стоимость тепловой энергии по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией Пермского края, по группе потребителей (население).
Согласно пунктам 1.1., 3.2.1.2 Положения о Региональной службы по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края № 1057-п от 05.08.2013г., исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) является Региональная служба по тарифам Пермского края.
Постановлением Региональной служба по тарифам Пермского края № 327-п от 20.12.2016г. «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2015г. № 382-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Энергетическая Компания» (Кунгурский городской округ)» с 01.01.2017 года установлен тариф на тепловую энергию (мощность) для населения в размере 1718,75 руб./Гкал (л.д. 12).
Согласно квитанции за январь 2017 года Павлову А.Б. оплата за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» начислена ООО «ТЭК» по тарифу <данные изъяты> руб./Гкал. На обороте квитанции основанием введения нового тарифа указано постановление РСТ Пермского края № 327-т от 20.12.2016г. Оплата коммунальной услуги за январь 2017 года произведена Павловым А.Б. в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается кассовым чеком (л.д. 11).
Из пояснений истца следует, что квитанция на оплату коммунальных услуг выставлена ООО «ТЭК» и получена потребителем Павловым А.Б. 08.02.2017г., что не оспаривается ответчиком.
В обоснование незаконности выставления ООО «ТЭК» платежных документов с применением нового тарифа и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги истец указывает, что закон обязывает ответчика доводить до потребителя услуг (истца) в письменном виде информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, в установленные законом сроки информация ООО «ТЭК» до него не доведена, следовательно, у ответчика отсутствовало право предъявлять оплату коммунальных услуг за январь 2017 года по новым тарифам, а у истца не возникло обязанности оплачивать коммунальные услуги по указанным тарифам.
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с подп. "п" п. 31 которых исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены.
Согласно п. 68 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, приведенными выше нормами предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю информацию о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавках к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, которыми они установлены, путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, в сети Интернет. Однако законодатель не возлагает на исполнителя обязанности совершить данные действия по информированию всеми указанными в норме права способами, исполнителю предоставлен выбор способов направления информации потребителям.
ООО «ТЭК» не является юридическим лицом, которое по своему усмотрению вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию. По договору на оказание услуг отопления и подогрева воды для горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Павловым А.Б. и ООО «ТЭК», абонент оплачивает тепловую энергию по тарифам, установленным РЭК Пермского края, также указано, что информация по действующим тарифам размещена на сайте Пермской РЭК (rek.permkrai.ru) либо по телефону 3-38-73 (пункт 2.1.) (л.д. 21).
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 N 1057-п функции в сфере теплоэнергетики, в том числе установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, осуществляет Региональная служба по тарифам Пермского края.
Согласно информации, предоставленной Региональной службой по тарифам Пермского края (л.д. 42-43), постановление № 327-п от 20.12.2016г. опубликовано в соответствии с п. 35 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1075 от 22.10.2012г., путем размещения решения с приложением протокола в день его принятия на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://rst.permkrai.ru. Согласно п. 4 Указа губернатора Пермского края № 37 от 254.07.2008г. «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернаторов Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края» официальным опубликованием нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Пермского края считается также первое размещение (опубликование) их полных текстов на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пермского края в сети Интернет, осуществляемое в целях обеспечения доступа пользователей к информации о деятельности государственных органов.
Доводы истца о том, что текст нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Пермского края на официальном сайте Региональной службы по тарифам Пермского края отсутствовал до 03.02.2017 года, необоснованны, какими-либо доказательствами не подтверждены. С учетом того, что постановление Региональной службы по тарифам Пермского края № 327-п от 20.12.2016г. вступило в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (п. 1 Указа губернатора Пермского края № 37 от 24.07.2008г.), тариф на тепловую энергию для потребителей ООО «ТЭК» в размере 1718,75 руб. /Гкал применяются с 31.12.2016 года, оснований полагать, что нормативный правовой акт опубликован в иную дату, а не 20.12.2016 года, у суда не имеется.
Решения Региональной службой по тарифам Пермского края об установлении (изменении) тарифов на тепловую энергию (мощность) являются публичными и общедоступными документами: были официально опубликованы, имеются в свободном доступе в сети Интернет. Ответчиком ООО «ТЭК» согласован с потребителем Павловым А.Б. порядок ознакомления с действующими тарифами на тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальных услуг на отопление и горячее водоснабжение. Ссылка истца на несоблюдение ответчиком п. 68 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с ненаправлением истцу письменного уведомления об изменении тарифов, не может быть признана состоятельной, поскольку из смысла названного пункта Правил не следует обязанность ответчика направлять такую информацию лично потребителю. Информация об изменении тарифов доведена до потребителей общедоступными способами и не нарушает прав заявителя. Также указанная норма права не закрепляет право потребителей производить оплату коммунальных услуг по новым тарифам только по истечении 30 дней с момента выполнения исполнителем обязанности по уведомлению их об изменении тарифа.
Поскольку уполномоченным органом государственной власти Пермского края для потребителей ООО «Тепловая энергетическая компания» (Кунгурский городской округ) установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), необходимую для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, решение государственного органа не признано недействующим (незаконным), ранее принятое решение государственного органа (постановление Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.12.2014 N 394-т) утратило силу с 01.01.2016 года, коммунальная услуга надлежащего качества предоставлена потребителям в полном объеме за спорный период (январь 2017 года), у ответчика имелось законное право выставить потребителям платежные документы с расчетом за предоставленные коммунальные услуги по тарифам, утвержденным постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края № 327-п от 20.12.2016г.
Несвоевременное размещение ответчиком информации об изменении тарифов на тепловую энергию для потребителей, проживающих на территории Кунгурского городского округа Пермского края, на своем сайте, в средствах массовой информации г. Кунгура, досках объявлений многоквартирных домов, в помещениях организации и т.д. может лишь свидетельствовать о бездействии юридического лица. Предметом рассмотрения данного дела бездействия ответчика не являлись, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку в силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, законом не предусмотрены указанные истцом основания для перерасчета за коммунальные услуги (раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) суд считает, что в удовлетворении исковых требований Павлову А.Б. к ООО «ТЭК» о проведении перерасчета за коммунальные услуги за январь 2017 года следует отказать.
В силу ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В судебном заседании нарушение прав потребителя Павлова А.Б. действиями ответчика ООО «ТЭК» не установлено. Кроме того, извещение истца об изменении тарифов с 01.01.2017 года в квитанции за январь 2017 года, т.е. с незначительным нарушением сроков, предусмотренных ст. 155 Жилищного кодекса РФ, о наступлении вреда в том смысле, как это предусмотрено законом о защите прав потребителей, не свидетельствует. В требованиях о взыскании с ООО «ТЭК» компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей также следует отказать.
Павловым А.Б. заявленные исковые требования о взыскании с ООО «ТЭК» убытков в размере <данные изъяты> рублей. В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Доказательств, подтверждающих наличие убытков либо утраты и повреждения какого-либо имущества, истцом Павловым А.Б. не представлено.
Анализируя представленные истцом документы – товарный и кассовый чеки (л.д. 44), а также обоснование взыскиваемой суммы в размере <данные изъяты> рублей, суд приходит к выводу о наличии у истца судебных расходов, связанных с рассмотрением гражданского дела. В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы взыскиваются только стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Поскольку в основных требованиях Павлову А.Б. отказано, основания для удовлетворения требований о взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Павлову А.Б. к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» при применении в квитанции за январь 2017 года для расчета платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» тарифа на тепловую энергию с нарушением требований п. 13 ст. 155 ЖК РФ, п. 38 и п. 38 Правил № 354, п. 20 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520 незаконными, обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» в квитанции за январь 2017 года с применением тарифа в размере <данные изъяты> руб. /Гкал, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и убытков в размере <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.А. Смирнова