РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 декабря 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-668/2023 по заявлению Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
Установил:
Администрация сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский (далее также - Администрация сельского поселения) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества сооружение коммунального хозяйства - тепловую сеть с кадастровым номером №, протяженностью 182 м., находящуюся по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, указанное выше сооружение коммунального хозяйства - тепловая сеть поставлена на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества № Фактически объектом недвижимого имущества владеет сельское поселение Тайдаково муниципального района Шигонский, иные собственники не известны. В реестрах федерального имущества, имущества <адрес> и муниципальной собственности муниципального района Шигонский указанный объект недвижимого имущества не числится. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект в ЕГРН отсутствуют. В течение трех месяцев с момента постановки спорного объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на него не заявил. Спор о праве отсутствует.
Представитель заявителя Администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Шигонский в судебное заседание также не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованные лица ТУ Росимущества в <адрес>, Управление Росреестра по <адрес> и Министерство имущественных отношений <адрес>, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном разбирательстве не направили, о причинах неявки не уведомили, возражений на заявление не представили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По мнению суда, заявитель представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В силу ч. 2 ст. 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как предусмотрено ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что указанное выше сооружение коммунального хозяйства - тепловая сеть является бесхозяйным объектом и не имеет собственника.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, данная тепловая сеть является объектом недвижимости, сооружением коммунального хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ тепловая сеть принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
В соответствии с положениями Устава сельского поселения Тайдаково Администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по управлению муниципальным имуществом на территории населенных пунктов поселения.
Как следует из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию, иные разрешительные формы регулирующие градостроительную деятельность в разные годы, правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на спорный объект недвижимого имущества - тепловая сеть, отсутствуют.
Согласно письму Сызранского управления ГУП <адрес> «Центр технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ Управление не располагает сведениями об объектах недвижимости, находящихся в реестре муниципальной собственности.
Из писем Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное сооружение коммунального хозяйства - тепловая сеть в реестрах федерального имущества, имущества <адрес> и муниципальной собственности муниципального района Шигонский не числится.
Из материалов дела, в частности, письма Отдела архитектуры и градостроительства муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что сведения о владельце, застройщике спорного объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Доводы заявителя об отсутствии собственника спорного имущества никем не оспариваются.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника.
Процедура учета недвижимого бесхозяйного имущества соблюдена, в течение трех месяцев с момента постановки имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, никто не заявил на него прав.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в частности, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из п. 4 ст. 7 Устава сельского поселения, к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных положений законодательства и Устава сельского поселения тепловая сеть может находиться в собственности сельского поселения.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные администрацией сельского поселения требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес> удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности сельского поселения Тайдаково муниципального района <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества сооружение коммунального хозяйства - тепловую сеть с кадастровым номером №, протяженностью 182 м., находящуюся по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю. Полянский
Решение вынесено в окончательной форме 07.12.2023.
Судья А.Ю. Полянский