10RS0007-01-2024-000139-62
2-150/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 августа 2024 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Душнюк Н.В. и Гудковой Г.В.
при секретаре Павловой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 05 июня 2024 года по исковому заявлению Бугровой Ирины Васильевны к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бугрова И.В. обратилась с иском по тем основаниям, что в период с 08 сентября 2022 года по 16 мая 2023 года работала в государственном унитарном предприятии Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») в должности (...), с 25 сентября 2023 года вновь была принята на работу в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на должность (...). В соответствии с трудовым договором в 2023 году часовая ставка по занимаемой истцом должности составляла 112 руб. 59 коп., должностной оклад - 16658 руб., в 2024 году - часовая ставка 132 руб. 48 коп., должностной оклад – 19658 руб. Вместе с тем, с 1 января 2023 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), согласно которому её должностной оклад должен составлять с 1 января 2023 года - 21959 руб., с 1 января 2024 года - 26 015 руб. Бугрова И.В. просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с февраля 2023 года по январь 2024 года - 116 654 руб. 28 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в мае 2023 года - 12090 руб. 24 коп, компенсацию морального вреда - 1000 руб.; обязать работодателя с 01 февраля 2024 года начислять заработную плату в соответствии с нормами действующего ФОТС ЖКХ и исходя из должностного оклада в размере 26 015 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
В порядке статьи 47 ГПК РФ к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда Республики Карелия.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Взыскана с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу Бугровой И.В. недоначисленная заработная плата за период с февраля 2023 года по май 2023 года и с сентября 2023 года по январь 2024 года, компенсация за неиспользованный отпуск - 124 653 руб. 96 коп., компенсация морального вреда - 1000 руб. На ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» возложена обязанность установить Бугровой И.В. заработную плату в соответствии с условиями ФОТС ЖКХ на 2023-2025 годы, исходя из часовой тарифной ставки 175 руб. 33 коп. и месячной тарифной ставки в размере 26 015 руб. на период действия данного соглашения. Взыскана с ответчика в доход бюджета Лоухского муниципального района государственная пошлина в размере - 3993 руб. 08 коп.
С таким решением суда не согласно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Пилицина Е.М., просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Обращает внимание, что установление должностного оклада и тарифной ставки для руководителя, специалистов и служащих предприятия поставлена в зависимость не только от должности, но и иных критериев, в первую очередь профессиональной подготовки работника. Истцу должностной оклад был установлен исходя из требований к квалификации, особенностей трудового процесса по должности. При заключении трудового договора истец был ознакомлен с условиями труда и размером заработной платы, добровольно подписал трудовой договор. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих обязанность предприятия производить работнику выплату заработной платы более той суммы, которая установлена трудовым договором, штатным расписанием. Приложение №3 к ФОТС ЖКХ не содержит механизм расчета месячной оплаты для работников организации, а пример расчета месячной оплаты труда для рабочих и руководителей, специалистов и служащих в организациях ЖКХ в соответствии с ФОТС ЖКХ. Для работников, занимающих должности руководителей, специалистов и служащих ФОТС ЖКХ не устанавливает минимальный размер часовой тарифной ставки (должностного оклада), ФОТС ЖКХ не содержит механизм его расчета. Сам по себе факт вступления ФОТС ЖКХ в силу с 01 января 2023 года не является ни правовым, ни фактическим основанием для изменения индивидуального оклада истца. Методические рекомендации, применяемые истцом в своих расчетах, не являются для предприятия обязательными к применению, носят рекомендательных характер. ФОТС ЖКХ не содержит указаний на применение Методических рекомендаций при расчете и определении размера заработной платы, должностных окладов, часовых тарифных ставок. Истцом не приведено доводов, подтверждающих обоснованность применения к занимаемой им должности заявленного 4 разряда на основании Методических рекомендаций и коэффициентов из Приложения №3 ФОТС ЖКХ, Постановления №66/3-138. Полагает недопустимым установление истцу индивидуального оклада в спорный период, без учета его профессиональной квалификации и установление 4 разряда и квалификационной категории к занимаемой им должности. Выражает несогласие с выводом суда об обоснованности применения истцом при расчете спорных сумм Методических рекомендаций. Указывает, что суд первой инстанции, не являясь экспертом в области профессиональной оценки квалификации, не полномочен самостоятельно оценить профессиональную квалификацию истца. Показатели работы предприятия, позволяющие отнести оплату труда его руководителей к определенной группе судом не исследовались. Истцу установлен размер заработной платы, соответствующий действующему законодательству и не нарушающий его права и законные интересы. Указывает, что удовлетворение исковых требований истца повлечет дискриминацию по отношению к иным работникам. Полагает, что по обстоятельствам дела отсутствуют основания для взыскания с работодателя в пользу истца компенсации морального вреда. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов для предприятия. При установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на период 2023 – 2029 годов расходы на заработную плату для работников предприятия были определены регулятором без учета положений ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 годы, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств для ответчика не представляется возможным. Полагает, что по требованиям истца за период с сентября 2023 года по январь 2024 года пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ). Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).
Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5).
Судом установлено, что Бугрова И.В. с 08 сентября 2022 года по 16 мая 2023 года работала в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в должности (...) Диспетчерской службы (АУП Лоухского участка теплоснабжения). С 25 сентября 2023 года истец вновь состоит в ответчиком в трудовых отношениях, работает по должности (...) Диспетчерской службы (АУП Лоухского участка теплоснабжения).
Согласно Уставу основной целью деятельности указанного предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» отнесен к виду экономической деятельности «жилищно-коммунальное хозяйство».
Деятельность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом «б» пункта 18 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» подлежит тарифному регулированию.
Постановлениями Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам №, № от 28 ноября 2022 года утверждены тарифы на тепловую энергию и горячую воду ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на долгосрочный период регулирования 2023 – 2029 гг.; при установлении тарифа расчет расходов по фонду оплаты труда произведен на основании нормативной численности работников и фактически сложившейся заработной платы за период с января по октябрь 2022 года.
В соответствии с трудовыми договорами, заключенными между работодателем и Бугровой И.В. и дополнительными соглашениями, работодатель соблюдать обязан законы, иные нормативные акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора (п. 3.2); работнику установлена часовая тарифная ставка с 1 января 2023 года 112 руб. 59 коп. (должностной оклад 16658 руб.), с 1 января 2024 года - 132 руб. 48 коп. (должностной оклад - 19658 руб.), районный коэффициент - 40%, надбавка за работу в районе Крайнего Севера - 80%.
Коллективный договор в организации не заключен. На предприятии действует Положение об оплате труда, в соответствии с которым предусмотрена повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (пункт 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, стимулирующие выплаты. Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения принято Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы, которое 7 июня 2022 года прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Указанное отраслевое тарифное соглашение 20 июня 2022 года было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 45 ТК РФ федеральное отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение (часть 3 статьи 48 ТК РФ). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (часть 5 статьи 48 ТК РФ).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 ТК РФ).
Судом установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленный срок не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС ЖКХ и не обращалось в письменной форме к сторонам ФОТС ЖКХ в соответствии с пунктом 1.21 ФОТС ЖКХ с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС ЖКХ, в том числе в части оплаты труда работников.
Заявляя исковые требования, Бугрова И.В. указывает, что работодатель ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в нарушение положений Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы с 1 января 2023 года и в последующем с 1 января 2024 года не произвел повышение тарифа (должностного оклада), начислял и выплачивал в спорный период заработную плату не в полном объеме.
Учитывая положения ТК РФ, положения пункта 1.7. ФОТС ЖКХ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ действует в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в силу пункта 1.12 ФОТС ЖКХ является обязательным к применению для данного работодателя при заключении индивидуальных трудовых договоров, поскольку в случае отсутствия в организации коллективного договора данное ФОТС ЖКХ имеет прямое действие.
Согласно пункту 2.1.1. ФОТС ЖКХ стороны Соглашения договорились о необходимости обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для повышения уровня реального содержания заработной платы.
В силу пункта 2.2 ФОТС в целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают: а) оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда; б) тарификацию работ и присвоение профессиональной квалификации рабочим и специалистам по действующим профессиональным стандартам, а в случае отсутствия профессионального стандарта по определенной квалификации - по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих в жилищно-коммунальном хозяйстве, Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих; в) принятие локальных нормативных актов, касающихся оплаты и нормирования труда, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, а также своевременное доведение до работников Организации ЖКХ информации о применяемых условиях оплаты и нормирования труда; г) своевременное заключение коллективных договоров, иных локальных нормативных актов, совершенствование нормирования и условий труда.
Согласно пункту 2.3 ФОТС минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к Отраслевому тарифному соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 2.10 ФОТС оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.
В приложении № 1 к Отраслевому тарифному соглашению установлены ММТС рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, размер которых для организаций коммунального теплоснабжения составляет МРОТ в РФ на соответствующий год.
В силу пункта 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ в организациях коммунального теплоснабжения ММТС должна составлять МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 522-ФЗ с 1 января 2023 года установлен МРОТ по Российской Федерации в размере 16242 руб., с 1 января 2024 года - 19 242 руб. Регионального соглашения об установлении величины минимального размера оплаты труда в Республике Карелия не имеется.
Приложением № 3 к ФОТС ЖКХ устанавливается порядок расчета месячной оплаты труда для рабочих и руководителей, специалистов и служащих в Организациях ЖКХ, в силу которого тарифная ставка работника определяется посредством умножения ММТС для организации теплоснабжения на тарифный коэффициент для повременщиков соответствующего разряда. Для работника 1 разряда такой коэффициент составляет 1, 2 разряда – 1,093, 3 разряда – 1,203, 4 разряда – 1,352, 5 разряда - 1,537, 6 разряда – 1,796.
Таким образом, оклад для работника 4 разряда составляет с 01 января 2023 года 21595 руб. 18 коп. в месяц (16242 х 1,352), с 1 января 2024 года 26 015 руб.18 коп. (19242 руб. х 1,352)
Приказом Госстроя РФ № 81 от 31.03.1999 утверждены методические рекомендации по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), которыми утвержден диапазон разрядов по должности инженера - от 6 до 11.
На основании норм ФОТС определяется размер расходов на персонал организаций ЖКХ, в отношении которых оно действует (пункт 1.7 с учетом положений пункт 1.10 ФОТС), осуществляющих регулируемые и нерегулируемые виды деятельности (п. 1.22 ФОТС).
В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая правовую позицию истца и его расчет, обоснованно пришел к выводу, что поскольку положениями ФОТС ЖКХ на 2023-2025 годы установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), соответственно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», на которое распространяется это соглашение, обязано соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере ММТС рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной таким соглашением.
Проанализировав указанные правовые нормы, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции произвел расчет оплаты труда истца с учетом Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (практическое пособие), утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации № 81 от 31 марта 1999 года, исходя из 4 разряда по занимаемой истцом должности диспетчера.
Поскольку тарифный коэффициент по ставке 4 раз составляет 1,352 по соотношению к тарифному коэффициенту 1 разряда разряду, должностной оклад по должности истца составляет соответственно, из оклада по занимаемой должности: в размере 21595 руб. в 2023 году и в размере 26015 руб. в 2024 году.
Задолженность по заработной плате определена судом первой инстанции как разница между подлежащей начислению заработной платой исходя из тарифа в 2023 году в размере 148 руб. 42 коп., в 2024 году в размере 175 руб. 33 коп. и заработной оплатой, фактически начисленной и выплаченной истцу в спорный период, и составила 112563 руб. 72 коп., в том числе: за февраль 2023 года - 12438 руб. 74 коп. (51525 руб. 49 коп. - 39086 руб. 74 коп), за март 2023 года- 14740 руб. 47 коп. (61059 руб. 99 коп. - 46 319 руб. 52 коп), за апрель 2023 года- 13431 руб. 94 коп. (55639 руб. 69 коп -+ 42207 руб. 75 коп.), за май 2023 года - 7661 руб. 91 коп. (82507 руб. 73 коп. - 74845 руб. 83 коп.), за сентябрь 2023 года - 3342 руб.21 коп. (13844 руб. 62 коп. - 10502 руб. 41 коп.), за октябрь 2023 года - 13431 руб. 94 коп. (55639 руб. 69 коп. - 42 207 руб. 75 коп.), за ноябрь 2023 года - 13431 руб. 94 коп. (55639 руб. 69 коп. - 42 207 руб. 75 коп.), за декабрь 2023 года - 14 810 руб. 28 коп. (61386 руб. 51 коп. - 46567 руб. 23 коп.), за январь 2024 года - 32265 руб. 85 коп. (95197 руб. 18 коп. - 71931 руб. 33 коп.).
С учетом произведенного перерасчета задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в мае 2023 года составила 12090 руб. 24 коп. (60026 руб. 24 коп. - 47936 руб.)
Поскольку судом было установлено нарушение ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» трудовых прав истца на выплату заработной платы в полном объеме, суд на основании статьи 237 ТК РФ обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании с работодателя в пользу работника компенсацию морального вреда.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец при заключении трудового договора был ознакомлен с условиями труда и размером заработной платы, добровольно подписал трудовой договор, его должностной оклад установлен на основании действующего на предприятии Положения об оплате труда, соответствует Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда».
Доводы ответчика о том, что предприятие самостоятельно устанавливает оплату труда, на которую влияют доходы от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам и тарифам, утвержденным постановлениями Государственного комитета Республике Карелия по ценам и тарифам, также основанием для отмены решения суда не являются.
В силу статьи 45 ТК РФ и пункта 1.3, 1.7 ФОТС положения указанного Соглашения являются обязательными для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», имеют силу правового акта, регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом РФ.
В соответствии с п.1.13 Соглашения его положения должны учитываться в процессе ценообразования ЖКУ федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на регулируемые виды деятельности, органами местного самоуправления при установлении цен и тарифов на ЖКУ, а также на соответствующие услуги жилищно-коммунального хозяйства, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на жилищные услуги общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах (перечень Организаций жилищно-коммунального хозяйства установлен п.п. 1.4, 1.5 и соответствующими приложениями к ФОТС). В случае установления регулирующими органами тарифов на регулируемые виды деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на долгосрочный период до принятия ФОТС соответственно без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя в порядке, установленном п. 1.21 ФОТС.
Согласно п. 1.21 ФОТС в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений ФОТС, работодатель, в отношении которого действует соглашение (п. 1.7 ФОТС), вправе обратиться в письменной форме к сторонам ФОТС с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС. Наличие временного приостановления отдельных положений ФОТС для работодателя, полученного им в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса РФ и настоящим Соглашением, должно иметь официальное подтверждение ОООР ЖКК (п. 10.8 ФОТС).
Таким образом, ответчик по причинам экономического характера был вправе обратиться с мотивированным предложением о временном приостановлении действия положений Соглашения в части оплаты труда. Своим правом не воспользовался, условия ФОТС в части оплаты труда являются для ответчика действующими и обязательными для исполнения.
Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца затронет права остальных работников, учитывая, что в силу абзаца второго части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС ЖКХ в отношении все работников предприятия.
Судебная коллеги не соглашается с доводами жалобы ответчика о том, что поскольку занимаемая истцом должность диспетчера не относится к категории «рабочий», не имелось оснований для применения к размеру его оклада ставки рабочего первого разряда.
В ФОТС ЖКХ содержатся положения об оплате труда, о трудовых гарантиях и о льготах работникам, осуществляющим трудовую деятельность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В числе положений об оплате труда - установленный этим соглашением размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), на основании которого подлежит расчету заработная плата работника. Соответственно, работодатель, на которого распространяется действие ФОТС ЖКХ, обязан соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.
Не являются основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы ответчика том, что в указанные в Приложении №3 к ФОТС ЖКХ примеры расчета месячной оплаты труда для рабочих и руководителей, специалистов и служащих в организациях ЖКХ в соответствии с ФОТС ЖКХ и указанная в приложении тарифная сетка оплаты труда носят рекомендательный характер.
Судебная коллегия полагает представленный истцом расчет соответствующим Методическим рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным приказом Госстроя России 31 марта 1999 года № 81, постановлению Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 февраля 1990 года № 66/3-138, положениям ФОТС ЖКХ. При этом ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» свой расчет должностного оклада истца с учетом его повышения в соответствии с ФОТС ЖКХ не представил. Позиция ответчика о том, что сам по себе факт вступления ФОТС ЖКХ в силу с 01 января 2023 года не является ни правовым, ни фактическим основанием для изменения индивидуального оклада истца противоречит положениям трудового законодательства.
В обоснование заявленных исковых требований истец представил расчет должностного оклада с 1 января 2023 года, при этом исходил из того, что на основании квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37, должностные обязанности энергетика и инженера – энергетика являются аналогичными. В соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37, должностные обязанности по должности энергетика и инженера-энергетика одинаковы. Согласно таблицы № 2 Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России 31 марта 1999 года № 81, рекомендационный разряд по должности инженера от 6 по 11. Поскольку в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» не ведется тарификация должностей руководителей, специалистов и служащих по разрядам и не утверждена единая тарифная сетка, истец исходил из того её должностной оклад должен соответствовать окладу рабочего 6 раз. Учитывая изложенное, не влекут отмену судебного решения доводы жалобы ответчика о том, что истцом не приведено доводов, подтверждающих обоснованность применения к занимаемой им должности заявленного 6 разряда.
Не является основанием для отмены судебного решения доводы апелляционной жалобы доводы ответчика о недопустимости установления истцу индивидуального оклада в спорный период, без учета её профессиональной квалификации и установления 4 разряда и квалификационной категории к занимаемой им должности. Коллегия полагает, что непроведение работодателем аттестация по занимаемой истцом должности и установление данному работнику требуемого разряда, не исключает право истца на повышение должностного оклада в соответствии с положениями ФОТС ЖКХ.
Не соглашается судебная коллегия в утверждение стороны ответчика о том, что удовлетворение иска в части повышения истцу тарифной ставки нарушит основы тарифного регулирования.
В силу положений п. 1.22.1 ФОТС для организаций жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющих регулируемые виды деятельности (Приложения № 1,4,5 к ФОТС), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС на основе записи в Реестре ОССП, при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой организацией жилищно-коммунального хозяйства расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС, путем пересмотра системы оплаты труда в организации жилищно-коммунального хозяйства (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений).
Из материалов дела следует, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 года №№ и №, то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС ЖКХ. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации истцам морального вреда, судебной коллегией отклоняется.
Согласно положениям статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
При разрешении спора о компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника суду необходимо в совокупности оценить степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнести их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Таким образом, трудовым законодательством презюмируется необходимость возмещение морального вреда, причиненного работнику, любым нарушением его прав со стороны работодателя, в том числе при невыплате заработной платы.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел характер и длительность нарушения трудовых прав истца, степень нравственных страданий, фактические обстоятельства дела. Взысканная судом сумма компенсации согласуется с принципами разумности и справедливости, оснований для ее изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.
Отклоняется судебной коллегией довод апелляционной жалобы ответчика о неверном применении положений статьи 392 ТК РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Поскольку Бугрова И.В. обратилась в суд с иском 6 марта 2024 года о взыскании задолженности по заработной плате за период с февраля 2023 года по январь 2024 года, обоснованным является вывод суда первой инстанции о своевременном обращении истца за судебной защитой.
Учитывая изложенное, решение суда основано на правильном применении норм материального права и соответствуют представленным доказательствам.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 05 июня 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи