РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2021 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Приваловой О.В.
при секретаре: Губиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» к Вайсброт Ольге Федоровне и Вайсброту Виктору Андреевичу о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и встречному иску Вайсброт Ольги Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агропромкомплект» обратилось в суд с иском к Вайсброт О.Ф. о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определением мирового судьи судебного участка № 129 в Уярском районе Красноярского края от 24.02.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Вайсброт В.А..
В свою очередь Вайсброт О.Ф. обратилась с встречным иском к ООО «Агропромкомплект» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки.
В исковом заявлении ООО «Агропромкомплект» требования мотивировал следующим. ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и с 01.01.2019 года оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны, которая включает себя, в том числе, территорию г.Уяра Уярского района Красноярского края. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде публичной оферты размещен в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ООО «Агропромкомплект», а также опубликован в газете «Наш Красноярский край» от 26.12.2018 года. Собственником 1/2 доли жилого дома по адресу: <адрес>, является ответчик Вайсброт О.Ф., собственником второй 1/2 доли является несовершеннолетняя В.Д.В., законным представителем которой в силу ст. 21 ГК РФ является ответчик. Вайсброт О.Ф. в период с 01.01.2019 по 01.08.2020 года не производила оплату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем образовалась задолженность в размере 6 813 рублей 03 копейки. Ранее истец обращался в суд с заявлениями о взыскании указанной задолженности в приказном порядке, однако судебные приказы были отменены на основании возражений ответчика. С учетом уточнения иска от 26.03.2021 года (л.д. 91), истец просит взыскать с ответчика Вайсброт О.Ф. за себя и за несовершеннолетнюю В.Д.В. сумму задолженности в размере 4 331 рубль 01 копейку, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В исковом заявлении и в судебном заседании лично Вайсброт О.Ф. встречные требования мотивировала следующим. Заключенный между нею и ответчиком ООО «Агропромкомплект» 01.01.2019 года договор публичной оферты на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления им документов недействителен в силу его ничтожности по следующим основаниям: в нарушение требований законодательства ей не было направлено предложение о заключении договора и проект такого договора; региональный оператор своевременно не известил Вайсброт О.Ф. о необходимости заключения договора; ООО «Агропромкомплект» нарушил срок заключения договора, установленный соглашением с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края - 31.12.2018 года, нарушил срок размещения договора на своем официальном сайте; также полагает, что договор, предоставленный региональным оператором, не соответствует типовой форме договора, утвержденного законодательством, в нем отсутствуют необходимые сведения (Ф.И.О. физ. лица, дата и место рождения, контактный телефон, реквизиты документа, удостоверяющего личность, иное); платежные документы на имя Вайсброт О.Ф. ей не направлялись; по адресу Вайсброт О.Ф. отсутствует контейнерная площадка для вывоза ТКО. Просит признать договор публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами без заявки потребителя и предоставления им документов, заключенный между ней и ООО «Агропромкомплект» недействительным в силу его ничтожности и применить последствия недействительности сделок.
Исковые требования ООО «Агропромкомплект» Вайсброт О.Ф. полагала необоснованными, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку услуга по вывозу мусора им вообще не оказывалась, квитанции на ее имя либо на имя дочери не приходили; кроме того мусора в их семье практически не имеется, из отходов только зола. Лицевой счет в ООО «Агропромкомплект» оформлен на супруга, при этом он собственником дома не является, по поводу квитанций на имя Вайсброта В.А. никуда не обращалась. В период с 01.01.2019 года по 01.03.2021 года в указанном жилом доме проживали только 2 человека, Вайсброт О.Ф. и несовершеннолетняя В.Д.В., ответчик Вайсброт В.А., приходящийся ей супругом с 1989 года и отцом В.Д.В., по адресу <адрес> не проживал. В связи со сложившимся образом жизни у них не образуется бытового мусора, требующего утилизации либо сжигания, золу вывозит по устной договоренности их сосед Д.А.Ф. на полигон Туляк, бесплатно, так как оплату на полигоне за привезенный мусор не берут. Кроме того, ООО «Агропромкоплект» фактически услугу по вывозу мусора не оказывает, из распечаток системы Глонасс видно, что возле ее дома мусоровоз не останавливался. Истцом не предоставлено документов о том, что ей выдавались пакеты для мусора. Жилое помещение по адресу: <адрес> было приобретено в период брака с Вайсброт В.А. с использованием средств материнского капитала. К истцу – ответчику по встречному иску с заявлением о производстве перерасчета платы за ненадлежащим образом оказываемую услугу не обращалась.
Ответчик Вайсброт В.А. в судебном заседании исковые требования ООО «Агропромкомплект» не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что по указанному адресу он не проживает, приезжает периодически, полностью оплачивает коммунальные услуги по месту жительства в г. Красноярске. При вывозке мусора мусоровоз никогда не останавливался около их дома, он сам вывозил мусор из огорода и золу на полигон в г. Уяре. Исковые требования Вайсброт О.Ф. поддержал в полном объеме.
Представитель ООО «Агропромкомплект» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву на встречное исковое заявление просит в удовлетворении требований Вайсброт О.Ф. отказать, полагает, что договор публичной оферты с Вайсброт О.Ф. заключен должным образом и соответствует законодательству.
Суд, с учетом мнения ответчиков (истца по встречному иску), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ООО «Агропромкомплект».
Исследовав представленные сторонами и собранные по делу письменные доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии ч. 1 ст. 24.6. Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по- обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 4, 5 раздела I указанных Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (17) названных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и па своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пунктом 9 раздела II Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома, или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего, за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 3 раздела II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, определено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
По решению органа местного самоуправления сбор ТКО может также осуществляться бестарным способом. График транспортировки ТКО определяется также по согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 13 раздела II Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрен также и бестарный способ вывоз ТКО, который также осуществляется ООО «Агропромкомплект» жителям частного сектора г. Уяра.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Положениями ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 01.06.2018 года № 1/1068-од ООО «Агропромкомплект» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края на 10 лет. Также 01.06.2018 года между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны Красноярского края.
В силу раздела 1 Соглашения, оно заключается в целях организации деятельности по обращению с ТКО на территории Рыбинской технологической зоны. Региональный оператор в течение срока действия соглашения обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Рыбинской технологической зоны в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством в сфере обращения с ТКО (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения, зоной деятельности регионального оператора является территория Рыбинской технологической зоны Красноярского края, в которую входит: г. Бородино, Ирбейский, Рыбинский, Саянский, Уярский и Партизанский районы.
ООО «Агропромкомплект» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности.
Приказами министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 года № 690-в и от 19.12.2019г. № 1202 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» по Рыбинской технологической зоне» для ООО «Агропромкомплект» установлен тариф на указанную услугу для потребителей группы «население» на 2019 и 2020 годы в размере 1158,67 руб. за 1 куб.м.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2018 года № 1/2837-ос определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора ООО «Агропромкомплект» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет по адресу: http://agropromkomplekt.org/ и опубликован в газете «Наш Красноярский край», выпуск от 26.12.2018 года.
В соответствии с утвержденным ООО «Агропромкомплект» графиком, вывоз ТКО с территории г. Уяра производится ежедневно, но с периодичностью 1 раз в неделю из каждого сектора (13 секторов). Адрес ответчиков <адрес>, входил в сектор 8, ТКО с территории которого вывозились в период с января 2019 года еженедельно по воскресеньям, а в период с 05.10.2020 года по настоящее время – еженедельно по пятницам.
18.12.2018 года и 15.12.2020 года между МО Рыбинский район Красноярского края и ООО «Агромпромкомплект» заключены договоры аренды земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Рыбинский район, 1 км. Автодороги с. Новая Солянка - д.Старая Солянка, кадастровый №, предназначенного для эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Кроме того, для временного размещения отходов используются площадки временного накопления отходов, в том числен в г.Уяре.
В материалы дела представлены копии маршрутного журнала движения автомобиля-мусоровоза за 2019-2020 годы, из которых следует, что ежедневно на территории г.Уяра осуществляется движение автомобиля и сбор ТКО по утвержденному графику, в том числе по <адрес>, с остановкой автомобиля в районе <адрес> на противоположной стороне улицы).
Согласно информации спутниковой навигационной системы, установленной на автомобилях ООО «Агропромкомплект», региональным оператором осуществлялся сбор ТКО на территории <адрес>, в том числе в районе <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что вывоз ТКО в г. Уяре обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации истцом еженедельно с контейнерных площадок, а также безтарным способом.
Оценивая доводы Вайсброт О.Ф. о том, что контейнеры для сбора мусора около ее дома не расположены, суд полагает следующее.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.
ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором, фактически оказывающим на территории г. Уяра услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, которые образуются и в процессе жизнедеятельности граждан, полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твердых бытовых отходов не наделено.
Собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются ответчик Вайсброт О.Ф. и ее несовершеннолетняя дочь Вайсброт Д.В., по 1/2 доли каждая, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.10.2020 года и не оспаривалось сторонами.
В силу положений ст. 21 ГК РФ обязанность по оплате коммунальных услуг за несовершеннолетнюю В.Д.В. возлагается на ее законных представителей – родителей Вайсброт О.Ф. и Вайсброт В.А.
Со слов Вайсброт О.Ф. в указанном жилом доме в период с 01.01.2019 года по 01.03.2021 года проживало два человека - Вайсброт О.Ф. и ее дочь В.Д.В.
Согласно данным лицевого счета №, оформленного на Вайсброт В.А., по указанному адресу зарегистрировано 2 человека (с учетом уточнения иска).
Из пояснений сторон следует, что Вайсброт В.А. фактически проживает в <адрес> и там же оплачивает услуги по вывозу ТБО, что подтверждается представленными квитанциями.
Судом установлено, что договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. В соответствии с требованиями действующего законодательства является заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем суд полагает о наличии оснований для удовлетворения заявленных ООО «Агропромкомплект» требований.
Вайсброт О.Ф. и Вайсброт В.А., в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что они не пользуются услугами ООО «Агропромкомплект» либо самостоятельно обеспечивают вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, путем заключения соответствующего договора с другой специализированной организацией, помимо ООО «Агропромкомплект». Доводы ответчиков о том, что ими самостоятельно, в том числе посредством помощи Дейберта А.Ф., подтвердившим в судебном заседании, что им оказывается помощь по вывозу мусора семье Вайсброт на полигон, вывозится мусор на полигон, при этом плата за вывоз не взымается, суд полагает не влияющими на их обязанность по оплате утилизации производимых твердых бытовых отходов, в том числе золы, поскольку действующим законодательством установлен способ вывоза и утилизации бытовых отходов специализированными организациями, а не самостоятельно собственниками жилых помещений.
Суд также полагает несостоятельными доводы ответчиков о некачественном оказании услуг истцом, так как ответчики не были лишены возможности обратиться к истцу с заявлением о производстве перерасчета платы за услугу в связи с ее некачественным оказанием.
В соответствии со ст.61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Доводы ответчика Вайсброт О.Ф. о том, что квитанции об оплате приходили на имя ее супруга Вайсброт В.А., суд полагает несостоятельными, поскольку они состоят в браке, имеют равные права и обязанности в отношении своей несовершеннолетней дочери В.Д.В., указание в квитанции имени супруга, а не лично Вайсброт О.Ф. либо несовершеннолетней В.Д.В. не препятствовало производить оплату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами либо обратится к истцу с заявлением о замене лица, на имя которого формируются платежные документы. Факт получения квитанций Вайсброт О.Ф. не оспаривается.
Суд соглашается с суммой задолженности, представленной истцом, однако при этом полагает, что поскольку собственником 1/2 доли жилого дома, на который начисляется оплата по вывозу ТКО, является несовершеннолетняя В.Д.В., расходы по оплате коммунальных услуг, подлежащие взысканию с нее, должны распределяться между ее законными представителями в равных частях. Таким образом, поскольку общая задолженность составляет 4 331 рубль 01 копейку, с Вайсброт О.Ф. подлежит взысканию 3248 рублей 26 копеек (1/2 доля принадлежащая ей + 50% от задолженности по 1/2 доле В.Д.В.), с Вайсброта В.А. подлежит взысканию 1082 рубля 75 копеек (50% от задолженности по ? доле В.Д.В.).
В связи с удовлетворением указанных исковых требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: с Вайсброт О.Ф. подлежит взысканию 300 рублей, с Вайсброт В.А. - 100 рублей.
Разрешая исковые требования, заявленные Вайсброт О.Ф., о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В п. 1 ст. 168 ГК РФ закреплено, что за исключением случаев, предусмотренных п. 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
Как разъяснено в п. 76 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ст. 3, пп. 4 и 5 ст. 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.
В силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Согласно п. 4 ст. 24.7 ФЗ РФ 89-ФЗ от 24.06.98 г. "Об отходах производства и потребления" собственники твёрдых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
ООО «Агропромкомплект» является региональным оператором и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Рыбинской технологической зоны с 01.01.2019г.на основании Соглашения № 5 от 01.06.2018г. заключенного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «Агропромкомплект».
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Данная обязанность является безусловной при наличии на территории субъекта РФ выбранного оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, заключение договора в письменном виде не обязательно. Плата за услуг по обращению с ТКО насчитывается на условиях типового договора. Типовой договор на сбор и вывоз твердых бытовых отходов в виде публичной оферты размещен в открытом доступе сети «Интернет» на официальном сайте ООО «Агропромкомплект» по электронному адресу http ://agropromkomplekt.org/, а также был опубликован в газете «Наш красноярский край» от 26.12.2018г.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер, несоблюдение письменной формы договора не имеет правового значения. Отказаться от заключения договора при наличии действующего регионального оператора в силу закона потребитель не имеет права.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).
Согласно пункту 9 Правил N 641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Как было указано в исковом заявлении региональный оператор ООО "Агропромкомплект" известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средстве массовой информации - «Наш красноярский край» от 26.12.2018г.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил.
В пункте 8 (12) Постановления N 1156 указано, что в случае неисполнения потребителем указанного требования, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Исходя из того, что данный договор является публичным, а также обладает признаками договора присоединения, предусмотренными статьей 428 ГК РФ, поскольку его условия фактически определены в типовом договоре, предлагаемом потребителю, подготовленном на основании формы Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением N 1156, что следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а истец не исполнил императивные требования Правил N 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то в данном случае договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с истцами на условиях типового договора с согласованием существенных его условий.
Учитывая, что ООО "Агропромкомплект" фактически оказывал услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям г.Уяра, в том числе и жителям частного сектора бестарным способом, с контейнерных площадок МКД, доказательств обратного не представлено, то Вайсброт О.Ф. пользовалась услугами, предоставляемыми ООО "Агромпромкомплект", учитывая возможность как мешкового сбора так и общедоступность мусорных контейнеров, при этом доказательств утилизации мусора иными предусмотренными действующим законодательством способами Вайсброт О.Ф. суду не представлено, тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена. Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что сложившиеся между сторонами отношения являются договорными в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ.
При этом, нормы жилищного законодательства не предоставляют потребителю коммунальных услуг возможность одностороннего отказа от оплаты предоставленных коммунальных услуг при его несогласии с действующим законодательством. Расчет платы за коммунальную услугу за спорный период произведен истцом, исходя из нормативов и тарифов, действовавших в соответствующий период.
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» оборудование контейнерных площадок и приобретение контейнеров для сбора ТКО не входит в обязанности регионального оператора и относится к полномочиям органов местного самоуправления, схема размещения контейнеров утверждается органами местного самоуправления.
Таким образом, именно органы самоуправления г.Уяра определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Поскольку в частном секторе г.Уяра контейнерные площадки оборудованы не везде, по согласованию с органами местного самоуправления сбор ТКО в таких секторах ведется бестарным способом.
ООО «Агропромкомплект» обязан оказывать коммунальную услугу в любом формате и принимает все возможные меры по предоставлении качественной услуги даже в таких условиях, тем самым обеспечивая санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При этом потребитель, в процессе жизнедеятельности которого безусловно образуются ТКО, лишен возможности распоряжаться твердым коммунальными отходами по своему усмотрению, должен утилизировать их не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Самостоятельный вывоз отходов на полигон размещения ТКО действующим законодательством по обращению с ТКО не предусмотрен. Сбор, транспортировку, размещение ТКО имеет право осуществлять только лицензированный спецтранспорт, управляемый обученным правилам обращения с ТКО персоналом при наличии соответствующего удостоверения и договора с Региональным оператором. Размещение ТКО по договору с организацией, эксплуатирующей полигон ТКО, запрещено.
Следовательно, единственным возможным законным вариантом размещения отходов, вывезенных Вайсброт О.Ф., является выгрузка отходов в контейнеры, размещенные в пределах муниципального образования на общественных территориях со свободным доступом. В последующем, данные отходы, складированные в чужие контейнеры, региональный оператор отгружает и совершает дальнейшие действия по обращению с ТКО.
Какие-либо доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что Вайсброт О.Ф. не пользовалась предоставляемой региональным оператором услугой по обращению с ТКО, ею представлены не были.
Таким образом, отсутствие площадки сбора накопления ТКО рядом с домом Вайсброт О.Ф. не является основанием для признания договора на обращение с ТКО недействительным, поскольку не лишает истца возможности воспользоваться другой площадкой сбора накопления ТКО, а также бестарным вывозом ТКО.
С учетом приведенных норм права, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований Вайсброт О.Ф. о признании договора публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным в силу ничтожности и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» к Вайсброт Ольге Федоровне и Вайсброту Виктору Андреевичу о взыскании задолженности по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 года по 01.03.2021 года с Вайсброт Ольги Федоровны в размере 3 248 рублей 26 копеек и с Вайсброта Виктора Андреевича в размере 1 082 рубля 75 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины с Вайсброт Ольги Федоровны в размере 300 рублей и с Вайсброта Виктора Андреевича в размере 100 рублей.
В удовлетворении исковых требований Вайсброт Ольги Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромкомплект» о признании договора публичной оферты от 01.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами недействительным в силу ничтожности и применении последствий недействительности ничтожной сделки отказать.
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: Привалова О.В.
Мотивированное решение изготовлено .