Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Оса 25 июля 2018 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Силяво Ж.Р., при секретаре судебного заседания Петровой З.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-255/2018 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) в защиту неопределённого круга потребителей воды к администрации муниципального образования «Поселок Приморский» о признании незаконным бездействия в части организации водоснабжения для населения п.Приморский питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.Санитарная охрана источников, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Бардаханова О.С. обратилась в Осинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Поселок Приморский» о признании незаконным бездействия в части организации водоснабжения для населения п.Приморский питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона, указав следующее:
С 2011 года Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском и Жигаловском районах ведется мониторинг качества воды децентрализованного водоснабжения п.Приморский Осинского района Иркутской области. Отбор проб производился из скважины в п.Приморский, ул.Стрельникова, 1А расположенной по адресу: <адрес обезличен> Артезианская скважина п.Приморский, ул.Стрельникова, 1А обеспечивает питьевой водой около 1000 человек.
По результатам лабораторных испытаний (протокол от 19.10.2017г. № 2065; протокол от 28.03.2018г. № 479; протокол от 22.06.2018г. № 1524) выявлено: пробы воды из скважины в п.Приморский по адресу: Иркутская область, Осинский район, п.Приморский, ул.Стрельникова, 1А, не соответствуют требованиям гигиенических нормативов ГН 2.1.5.13 15-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям: нитраты (по NО?-) (максимальное значение - 83±12мг/дм?, величина допустимого уровня - не более 45); согласно протоколам лабораторных испытаний от 19.10.2017г. № 2065; протокол от 28.03.2018г. № 479; протокол от 22.06.2018г. № 1524.
Ст.7 Конституции РФ предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обеспечение населения качественной питьевой водой является приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления и требует комплексного решения, в том числе и в рамках реализации целевых программ.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.6 главы 2 Устава муниципального образования «Поселок Приморский» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.6 Федерального Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011г. организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств относится к полномочиям органов местного самоуправления. В данном случае обязанность организации водоснабжения возлагается на администрацию Муниципального образования «Поселок Приморский».
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В нарушение ч.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не приняты меры по ограничению использования вышеуказанных водных объектов, которые предоставляет опасность для здоровья населения: - употребление воды с превышением нормы содержания нитратов вызывает заболевания крови и сердечнососудистой системы, также заболевания некоторыми формами рака. Таким образом, качество воды из скважины в п.Приморский, ул.Стрельникова, 1А Осинского района Иркутской области представляет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровья населения п.Приморский.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.10.2008г. № 07-3ФЦ/5219 «О критериях оценки»: Доброкачественная питьевая вода - вода, соответствующая нормативным требованиям по всем четырем критериям ее оценки (эпидемическая и радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства). Условно доброкачественная питьевая вода - вода, не влияющая на здоровье населения, но ухудшающая условия водопользования, не соответствующая нормативным требованиям по одному из показателей с учетом следующих критериев ее оценки: - органолептические свойства: запах и привкус <= 3 баллов; мутность по каолину <= 2 <1> мг/л, цветность <= 35 <1> градусов; безвредность химического состава: содержание химических веществ, нормированных по органолептическому признаку вредности (железо - > 0,3 - < 1 мг/л <2>; марганец - > 0,1 - < 0,5 мг/л <2»; обобщенным показателям (общая минерализация - > 1000¬< 1500 мг/л <2>; общая жесткость - > 7,0 - < 10,0 мг - экв.lл <2»; - эпидемическая безопасность: превышение норматива по ОМЧ в > 5% - < 10% проб в течение 12 месяцев при количестве исследованных проб в l-й точке не менее 100 за год (при меньшем количестве исследованных проб вода должна быть отнесена к недоброкачественной). Недоброкачественная питьевая вода - вода, не соответствующая нормативным требованиям по одному из четырех критериев ее оценки (эпидемическая и радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства). Доброкачественной является питьевая вода, соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям по санитарно-химическому составу и микробиологическим показателям и обладающая хорошими вкусовыми качествами. При небольшом превышении стандартных показателей по санитарно-химическому составу вода относится к условно доброкачественной питьевой водой. В подземных водах региона содержится избыточное количество кальция, магния и солей жесткости, и вода для питьевых целей используется без требуемой водоподготовки. Процент отклонения проб питьевой воды по химическим показателям стабильно высок за счёт природных свойств воды (своеобразная геология почвы объясняет большую жесткость и минерализацию подземных вод). По санитарно-химическим показателям питьевой воды на протяжении нескольких лет значимого улучшения нет. Причина дефицита качественной питьевой воды отсутствие устройств по её обработке и других современных технологий водоподготовки. Длительное употребление некачественной воды способствует распространению среди населения болезней костно-мышечной системы (артрозы и остеоартрозы), мочеполовой системы (мочекаменная болезнь), хронического поражения желудочно-кишечного тракта.
В рассматриваемом случае вода, поступающая к населению (потребителю) из скважины в <адрес обезличен> является недоброкачественной, так как вода не соответствует нормативным требованиям по безвредности химического состава (содержание нитратов - от 67 до 83 мг/дм?, при величине допустимого уровня - не более 45 мг/дм ?).
Таким образом, потребитель использует в своей жизнедеятельности недоброкачественную питьевую воду, что является нарушением положений Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Таким образом, по доводам административного истца, бездействие администрации муниципального образования «<адрес обезличен>» выражается в ненадлежащей организации обеспечения граждан питьевой водой, а также в необеспечении водоснабжения населения питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Согласно ч.1 ст.40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
В соответствии с п.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012г. № 736 (далее - Положение об Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области N 736) территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п.8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области № 736 установлено, что в рамках реализации своих полномочий Управление вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлением о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два и более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
В силу п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями по предъявлению исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п.10 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области № 736 Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления имеет заместителя (заместителей), который (которые) назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Федеральной службы по представлению руководителя Управления. Согласно п.11 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области № 736, руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Иркутской области.
Административный истец – представитель Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Бардаханова О.С. в судебное заседание не прибыла, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Поселок Приморский» Халтаев Г.С. в судебное заседание не прибыл, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с требованиями согласен.
Учитывая, что явка административного ответчика не признана судом обязательной, в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
Исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора Осинского района в полном объеме по следующим основаниям:
Часть 1 ст.40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Положениями ст.41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, п. 4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
Из п.4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», следует, что подаваемая населению питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В судебном заседании установлено и не оспаривается, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Эхирит-Булагатском, Баяндаевском, Осинском, Боханском, Усть-Удинском, Качугском и Жигаловском районах ведется мониторинг качества воды децентрализованного водоснабжения п.Приморский Осинского района Иркутской области. Отбор проб производился из скважины в п.Приморский, ул.Стрельникова, 1А расположенной по адресу: <адрес обезличен>), которая обеспечивает питьевой водой около 1000 человек. По результатам лабораторных испытаний (протокол от 19.10.2017г. № 2065; протокол от 28.03.2018г. № 479; протокол от 22.06.2018г. № 1524) выявлено: пробы воды из скважины в п.Приморский по адресу: Иркутская область, Осинский район, п.Приморский, ул.Стрельникова, 1А, не соответствуют требованиям гигиенических нормативов ГН 2.1.5.13 15-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по показателям: нитраты (по NО?-) (максимальное значение - 83±12мг/дм?, величина допустимого уровня - не более 45); согласно протоколам лабораторных испытаний от 19.10.2017г. № 2065; протокол от 28.03.2018г. № 479; протокол от 22.06.2018г. № 1524.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Поселок Приморский» не принимаются меры для организации водоснабжения для населения питьевой водой, соответствующей требованиям законодательства.
В связи с изложенным вышеуказанные нарушения закона подлежат устранению административным ответчиком.
В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с изложенным, суд считает целесообразным установить срок для исполнения решения суда до 01 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1175-02 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ 2.1.5.1315-03 «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░░, 1░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1175-02 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ 2.1.5.1315-03 «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░