Решение по делу № 33а-645/2020 от 24.08.2020

Судья Дрей В.Д. дело № 33а-645/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 28 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе

председательствующего - Литовкина В.В.,

судей - Панасенко Г.В. и Говорова С.И.,

при секретаре - Нарминовой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании решения избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия об отказе в регистрации списка кандидатов по апелляционной жалобе первого секретаря Комитета Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Нурова Н.Э. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года № *.

Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, объяснения представителя административного истца Санджиновой О.С., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя административного ответчика Яндонова Ю.С., заключение прокурора Буриновой А.М. о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Калмыцкое республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – КРО ПП «КПРФ») обратилось в суд с административным иском, указав следующее. Решением избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее также – избирательная комиссия Яшалтинского РМО РК, избирательная комиссия) от 29 июля 2020 г. № * отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». В качестве оснований отказа указаны пп. «б», «д» п. 25 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ. Действия избирательной комиссии нарушают гарантированный законом принцип равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, права выдвинутых кандидатов на участие в избирательной кампании. 24 июля 2020 г. избирательным объединением для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов в избирательную комиссию Яшалтинского РМО РК представлены список кандидатов вместе с документами и сведениями, указанными в пп. 2, 2.2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, ч. 1 ст. 15 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3. 25 июля 2020 г. уполномоченным представителем КРО ПП «КПРФ» получено извещение о выявленных недостатках (отсутствие фотографий, отсутствие документов Б., П., А.), которые были исправлены в тот же день, то есть за три дня до заседания комиссии по вопросу регистрации списка. В день заседания, на котором было принято решение об отказе в регистрации списка кандидатов, у избирательной комиссии имелись все необходимые для регистрации списка кандидатов документы и сведения, представленные истцом согласно требованиям закона. Указание на отсутствие каких-либо документов и (или) сведений в оспариваемом решении отсутствует. Список кандидатов избирательной комиссией заверен 27 июля 2020 г. решением *. Разрешение на открытие специального избирательного счета избирательная комиссия выдала КРО ПП «КПРФ» 24 июля 2020 г. после окончания приема документов для выдвижения списка кандидатов в 18 часов, то есть по окончании рабочего дня. День получения разрешения на открытие специального счета, с которым связано формирование избирательного фонда, совпал с установленным сроком окончания приема документов для регистрации – 18 часов 24 июля 2020 г. и с учетом графика работы Банка у КРО ПП «КПРФ» имелась возможность обратиться с заявлением в Банк об открытии счета только 27 июля 2020 г., поскольку 25-26 июля 2020 г. – выходные дни. 27 июля 2020 г. в первый рабочий день, уполномоченный представитель по финансовым вопросам КРО ПП «КПРФ» незамедлительно обратился в Калмыцкое отделение № 8579 ПАО Сбербанк России с заявлением об открытии специального избирательного счета. Счет был открыт в этот же день, уведомление об открытии счета незамедлительно направлено в избирательную комиссию, избирательный фонд создан КРО ПП «КПРФ» после регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам в максимально возможный короткий срок. Просило признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК от 29 июля 2020 г. № * об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», обязать административного ответчика зарегистрировать список кандидатов в депутаты, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу.

В письменных возражениях председатель избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК Яндонов Ю.С. просил оставить административный иск без удовлетворения, указав, что специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда не был открыт до окончания срока предоставления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов - 18 часов 00 минут 24 июля 2020 г. Документы на выдвижение и регистрацию списка кандидатов КРО ПП «КПРФ» представила в последний день периода, предусмотренного законом для предоставления документов на выдвижение и регистрацию - 24 июля 2020 г. в 17 часов 15 минут. Избирательная комиссия решениями от 24 июля 2020 г. № * и № * зарегистрировала уполномоченного представителя по финансовым вопросам КРО ПП «КПРФ» М. и разрешила избирательному объединению открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда при проведении выборов. Таким образом, представитель по финансовым вопросам зарегистрирован, разрешение на открытие счета было произведено комиссией незамедлительно в день подачи документов на выдвижение и регистрацию.

В судебном заседании представитель административного истца Санджинова О.С. поддержала административный иск.

Представитель административного ответчика – председатель избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК Яндонов Ю.С. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Прокурор Джамбинов Ю.В. дал заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного иска.

Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года № * в удовлетворении административного искового заявления Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия об оспаривании решения избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 29 июля 2020 года № 18/69-4 об отказе в регистрации списка кандидатов отказано.

В апелляционной жалобе первый секретарь Комитета Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Нуров Н.Э. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что разрешение на открытие специального избирательного счета избирательная комиссия выдала 24 июля 2020 г., после 18 часов, то есть по окончании рабочего дня. КРО ПП «КПРФ» в лице уполномоченного представителя по финансовым вопросам 27 июля 2020 г., в первый рабочий день (25-26 июля 2020 г. – выходные дни) незамедлительно обратился в Калмыцкое отделение № 8579 ПАО Сбербанк России и открыл специальный избирательный счет, в этот же день уведомив об этом избирательную комиссию. Ссылаясь на требования п. 1 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отмечает, что избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной компании, обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями, момент окончания срока создания избирательным объединением избирательного фонда федеральным законодательством не определен. Исходя из требований ч. 1 ст. 15 Закона Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3, КРО ПП «КПРФ» для регистрации списка кандидатов до 18 часов 24 июля 2020 г. надлежало представить сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидатах (в случае наличия изменений). Полагает, что открытие истцом специального избирательного счета (создание избирательного фонда) 27 июля 2020 г. не противоречит требованиям закона. Указывает, что 24 июля 2020 г. избирательным объединением в избирательную комиссию были представлены список кандидатов вместе с документами и сведениями, указанными в пп. 2, 2.2 и 3 ст.33 Федерального закона N 67-ФЗ. 25 июля 2020 г. уполномоченным представителем КРО ПП «КПРФ» получено извещение о выявленных недостатках (отсутствие фотографий, отсутствие документов Б., П., А.), которые были исправлены в этот же день, то есть за три дня до дня заседания комиссии по вопросу регистрации списка кандидатов. Указание на отсутствие каких-либо документов и (или) сведений в оспариваемом решении отсутствует. Отмечает, что в решении избирательной комиссии, в судебном акте не установлены факты непредставления документов, неполнота и недостоверность сведений, несоответствие их оформления требованиям закона; судом не дана оценка доводу истца о некорректном формировании избирательной комиссией календарного плана избирательного периода, что повлекло отсутствие реальной возможности реализации кандидатами пассивного избирательного права. Одновременно обращает внимание и на объективные обстоятельства, связанные с ситуацией по распространению коронавирусной инфекции.

В письменных возражениях на жалобу и.о. прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия Джамбинов Ю.В. просит решение суда оставить без изменения, указав, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов является законным и обоснованным, предусмотренный п. 9 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ временной период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов и сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, позволял административному истцу при должной осмотрительности и внимательности своевременно представить в избирательную комиссию все необходимые документы и создать избирательный фонд.

В письменных возражениях на жалобу председатель избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК Яндонов Ю.С. просит решение суда оставить без изменения, мотивируя тем, что до окончания срока представления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов избирательный фонд КРО ПП «КПРФ» не создан, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным пп. «д» п. 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Мероприятие по выдвижению кандидатов КРО ПП «КПРФ» проведено 12 июля 2020 г., вместе с тем документы для выдвижения списка кандидатов представлены в избирательную комиссию только 24 июля 2020 г. в 15 часов 30 минут, прием указанных документов завершился в 17 часов 15 минут. Прием документов избирательных объединений осуществлялся избирательной комиссией в период с 4 июля 2020 г. по 18 часов 24 июля 2020 г., ежедневно с 9.00 до 18.00. Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва составлен в соответствии со сроками, установленным федеральным и региональным законодательством.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», поскольку избирательным объединением в установленные законом сроки не подан в избирательную комиссию весь перечень документов, требуемый действующим законодательством, в том числе не создан избирательный фонд.

Оценивая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).

Гарантии избирательных прав на участие в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Калмыкия определены Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее – Закон РК от 22 сентября 2009 года).

Пункт 14 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, регламентирующий порядок выдвижения избирательным объединением списка кандидатов в едином избирательном округе, предусматривает обязанность избирательного объединения представить в избирательную комиссию, организующую выборы, список кандидатов вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного федерального закона, который избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет, а в случае отсутствия документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 приведенной статьи, - исключает этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

Избирательная комиссия в течение установленного законом срока обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, часть 6 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 1 статьи 19 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующими избирательными комиссиями.

Согласно пункту 3 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом. Под законом в силу подпункта 17 статьи 2 названного Федерального закона понимаются, в том числе законы субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено открытие в целях финансирования своей избирательной кампании с разрешения соответствующей избирательной комиссии специального избирательного счета уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения в филиале публичного акционерного общества «Сбербанк России», а при его отсутствии на территории соответствующего муниципального района – в другой кредитной организации, расположенной на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа.

В силу пункта 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В целях реализации указанного положения Федерального закона постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 83/441-6 от 5 июня 2019 г. утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специального счета для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Калмыкия (далее – Порядок, утвержденный постановлением ИК РК № 83/441-6 от 5 июня 2019 г.).

В соответствии с пунктом 1.1 названного Порядка избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательными комиссиями муниципальных образований до представления документов для их регистрации соответствующей избирательной комиссией обязаны открыть на основании договора банковского счета в филиале Публичного акционерного общества "Сбербанк России" либо соответствующем его подразделении (а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории соответствующего округа), указанном соответствующей избирательной комиссией (далее - Банк), специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. При отсутствии на территории округа кредитных организаций избирательное объединение определяет по согласованию с соответствующей комиссией кредитную организацию, в которой открывается специальный избирательный счет.

Как предусмотрено подпунктом «д» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, несоздание избирательным объединением избирательного фонда является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.

Указанной норме корреспондирует пункт 7 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3.

Из положений части 3 статьи 11 Закона РК от 22 сентября 2009 года («Представление в избирательную комиссию муниципального образования документов о выдвижении избирательным объединением кандидата, списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам») следует, что необходимые для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам документы подаются уполномоченным представителем политической партии одновременно со списком кандидатов и прилагаемыми к нему документами.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона РК от 22 сентября 2009 года уполномоченный представитель избирательного объединения по финансовым вопросам подлежит регистрации избирательной комиссией муниципального образования в течение трех дней со дня представления решения и доверенности, предусмотренных соответственно частями 2 и 3 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно пункту 9 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления составляет не менее 20 дней.

В силу части 1 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 регистрация кандидатов, списков кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в эту избирательную комиссию предусмотренные законом документы не позднее чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени.

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 23 июня 2020 г. № 309 (решение опубликовано 27 июня 2020 года) выборы депутатов Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва назначены на 13 сентября 2020 г.

Избирательной комиссией Яшалтинского РМО РК установлены единые дата и время окончания как периода выдвижения списка кандидатов, так и периода для представления документов для регистрации списков кандидатов – 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года.

24 июля 2020 г. (календарный день – пятница) в период времени с 15 часов 30 минут до 17 часов 15 минут избирательной комиссией Яшалтинского РМО РК от уполномоченного представителя КРО ПП «КПРФ» Е. приняты документы для заверения списка кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением указанной партии, в котором значилось 8 (восемь) человек: 1) общемуниципальная часть – Е., Н., Г.; 2) территориальные группы – Б., И. (Первая территориальная группа), Л., П., А. (Вторая территориальная группа). Одновременно также представлены и документы, необходимые для регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения КРО ПП КПРФ по финансовым вопросам М. (решение о назначении в указанном качестве оформлено постановлением I этапа XXI отчетно-выборной Конференции КРО ПП КПРФ от 12 июля 2020 г., подписанным первым секретарем Комитета КРО ПП КПРФ Нуровым Н.Э.), а также для выдачи разрешения на открытие специального счета избирательному объединению.

Решением избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 24 июля 2020 г. № * зарегистрирован уполномоченный представитель избирательного объединения КРО ПП КПРФ по финансовым вопросам М.

Решением избирательной комиссии Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 24 июля 2020 г. № * выдано разрешение на открытие специального избирательного счета избирательного объединения КРО ПП «КПРФ», выдвинувшего список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК пятого созыва по единому избирательному округу, в Калмыцком отделении № 8579 филиала ПАО «Сбербанк России» Юго-Западного Банка, расположенном по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Ленина, д. 305.

Решением избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК от 25 июля 2020 г. № 15/62-4 постановлено направить уполномоченному представителю КРО ПП «КПРФ» Ерохиной О.С. извещение о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем в избирательную комиссию, а также уведомить, что решение вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты состоится на заседании избирательной комиссии 29 июля 2020 г. В соответствии с уведомлением в числе выявленных недостатков - отсутствие в отношении трех кандидатов (Б., П., А.) перечня документов: заявление о согласии баллотироваться, копии паспорта, документа об образовании, справка с основного места работы или копия трудовой книжки, справка о принадлежности кандидата к политической партии, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, фото.

Согласно решению избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК от 27 июля 2020 г. № * исключены из списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выдвинутого КРО ПП «КПРФ» Б., П., А. в связи с отсутствием в документах, поступивших в избирательную комиссию, документов в отношении данных кандидатов, предусмотренных положениями предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 33 Федерального закона, пп. 2 и 3 ч. 2 ст. 10 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3, что в силу п. 14 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, ст. 11 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 является основанием для исключения кандидата из списка кандидатов до его заверения (отсутствие документов кандидата,). Этим же решением избирательной комиссии заверен список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК пятого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу КРО ПП «КПРФ», в количестве 5 человек, из которых в общемуниципальной части - Е., Н., Г.; в первой территориальной группе Центрального одномандатного избирательного округа № 1 - И.; во второй территориальной группе Западного одномандатного избирательного округа № 2 - Л.

27 июля 2020 г. (календарный день – понедельник) уполномоченный представитель по финансовым вопросам КРО ПП «КПРФ» М. обратилась в указанное в разрешении на открытие избирательного специального счета отделение Банка с заявлением об открытии специального избирательного счета. В тот же день указанный счет открыт Банком, о чем в избирательную комиссию 27 июля 2020 года представлено письменное уведомление.

Решением избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК от 29 июля 2020 г. № * отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Из мотивировочной части данного решения (со ссылкой на положения ст. 33, 35, пп. 1, 12 ст. 58 Федерального закона N 67-ФЗ, ст.ст. 11, 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3, п. 1.1 Порядка, утвержденного постановлением ИК РК № 83/441-6 от 5 июня 2019 г.) следует, что избирательный счет для формирования избирательного фонда открыт избирательным объединением 27 июля 2020 года, то есть до окончания срока представления документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов (18 часов 00 минут 24 июля 2020 года) избирательный фонд не был создан, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным пп. «д» пункта 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 7 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3. Кроме того, в мотивировочной части данного решения избирательной комиссии имеется указание на пп. «б» пункта 25 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) как основание для отказа в регистрации списка кандидатов.

Судебная коллегия находит обоснованной позицию представителя административного ответчика Яндонова Ю.С. при рассмотрении апелляционной жалобы о технически ошибочном указании в оспариваемом решении избирательной комиссии предусмотренного пп. «б» пункта 25 ст. 38 Федерального закона 67-ФЗ основания для отказа в регистрации списка кандидатов, поскольку, как следует из материалов дела, в отношении 5 кандидатов от избирательного объединения (Е., Н., Г., И., Л.), в отношении которых вынесено данное решение, в комиссию был представлен весь необходимый пакет документов для регистрации списка кандидатов; в мотивировочной части оспариваемого решения комиссии также отсутствуют фактические данные, подтверждающие наличие такого основания.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии у избирательной комиссии предусмотренного пп. «д» п. 25 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основания для такого отказа (в связи с несозданием избирательным объединением избирательного фонда), судебная коллегия исходит из того, что в силу положений ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ создание собственного избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании является самостоятельной обязанностью избирательного объединения.

Для исполнения указанной обязанности в соответствии с вышеприведенным федеральным и региональным законодательством, а также Порядком, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 83/441-6 от 5 июня 2019 г., избирательное объединение обязано: назначить и в последующем принять заблаговременные меры к регистрации в избирательной комиссии уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и получению разрешения на открытие специального избирательного счета, а также открыть в филиале ПАО «Сбербанк России» на основании договора банковского счета специальный избирательный счет, - то есть реализовать ряд обязательных процедур, требующих соответствующих временных затрат.

Из материалов дела следует, что отведенный для стадии выдвижения списка кандидатов, также как и для стадии подачи документов для регистрации списка кандидатов 20-дневный период, исчисляемый с 4 июля 2020 года, истекал в 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года.

Осведомленность КРО ПП «КПРФ» об указанном периоде и о времени окончания представления документов для регистрации списка кандидатов, об объеме обязательных процедур, необходимых для создания избирательного фонда, в том числе и о предусмотренном частью 6 статьи 12 Закона РК от 22 сентября 2009 года трехдневном сроке, в течение которого избирательной комиссией принимается решение о регистрации уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам, об удаленности отделения Банка (г. Элиста), в котором подлежал открытию специальный избирательный счет, от избирательной комиссии (с. Яшалта), составляющей 213 км. (по имеющимся в открытом доступе данным в сети Интернет –https://www.google.ru/maps/@46.1162163,42.7154107,9z), рабочем графике отделения Банка (выходные дни – суббота, воскресенье), - предполагала совершение данным избирательным объединением таких действий, которые бы свидетельствовали о проявлении им необходимой осмотрительности для целей соблюдения предусмотренной п. 1 ст. 58 Закона № 67-ФЗ обязанности и исключения риска неблагоприятных последствий в виде отказа в регистрации списка кандидатов в связи с несозданием избирательного фонда.

В этой связи правовое значение для существа спора имело выяснение обстоятельств, которые бы указывали на наличие или отсутствие не зависящих от воли избирательного объединения исключительных обстоятельств, которые не позволили КРО ПП «КПРФ» открыть специальный избирательный счет до 18 часов 24 июля 2020 года.

Согласно объяснениям представителя административного истца Санджиновой О.С., данным в заседании судебной коллегии, каких-либо фактических данных, свидетельствующих о наличии исключительных, не зависящих от воли избирательного объединения обстоятельств невозможности открытия специального избирательного счета к 18 часам 00 минутам 24 июля 2020 года не имелось. Обращение в избирательную комиссию с пакетом документов для выдвижения и регистрации списка кандидатов, в котором также представлены и документы для регистрации уполномоченного по финансовым вопросам, осуществлено избирательным объединением в последний день подачи документов в 15 часов 30 минут, прием документов окончен в 17 часов 15 минут. Из пояснений данного представителя также следует, что обратиться в избирательную комиссию в более ранние сроки уполномоченный представитель политической партии не имел возможности ввиду субъективных затруднений в сборе документов в отношении некоторых из кандидатов, включенных в список, а также в связи с существующей эпидемиологической ситуацией по распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 (как следует из апелляционной жалобы).

Таким образом, в материалах дела отсутствуют и представителем административного истца не приведены какие-либо конкретные фактические данные и не представлены соответствующие доказательства, подтверждающие объективный характер затруднений в сборе документов на заблаговременное одновременное выдвижение списка кандидатов и представление документов, необходимых для регистрации уполномоченного по финансовым вопросам.

Отсутствуют в материалах дела какие-либо данные, свидетельствующие о вине избирательной комиссии в несвоевременном принятии решения о регистрации уполномоченного по финансовым вопросам и выдаче разрешения на открытие специального избирательного счета, поскольку указанные решения приняты избирательной комиссией 24 июля 2020 года - незамедлительно после принятия документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов от указанного избирательного объединения, с соблюдением предусмотренного частью 6 статьи 12 Закона РК от 22 сентября 2009 года срока.

В заседании судебной коллегии представитель административного истца Санджинова О.С. сослалась на существенное противоречие норм регионального законодательства (ч. 9 ст. 9 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3), определяющих сроки начала одновременного представления документов для выдвижения списка кандидатов и документов для регистрации уполномоченных по финансовым вопросам и получения разрешения на открытие специального избирательного счета, положениям федерального законодательства, определяющим порядок и сроки выдвижения списков кандидатов от избирательного объединения, на некорректность в указанной части календарного плана работы избирательной комиссии, не позволившие КРО ПП «КПРФ» своевременно исполнить обязанность по представлению документов для регистрации уполномоченного по финансовым вопросам и выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета. Полагала, что в результате установления такого противоречия, применению в соответствии с требованиями п. 6 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ подлежат положения указанного Федерального закона, предусматривающие исчисление 20 – дневного периода выдвижения списка кандидатов с дня, следующего за днем опубликования решения, определяющего дату выборов (в рассматриваемом случае – дата опубликования решения о проведении выборов - 27 июня 2020 года), в связи с чем, датой окончания данного периода является 16 июля 2020 года.

Указанный довод основан на неправильном толковании норм избирательного законодательства и подлежит критической оценке.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ под выдвижением кандидата понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (ч. 1); выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" (ч. 2). Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 10.1 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3.

В силу пп. 2 и 6 ст. 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференциях или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии.

Условия выдвижения кандидатов, списка кандидатов, в частности определяющие, что кандидат (список кандидатов) считается выдвинутым после представления в избирательную комиссию заявления (для кандидата), а также списка кандидатов с уведомлением о выдвижении (для списка кандидатов) предусмотрены пп. 1 и 2 ст. 33, п. 14 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ, аналогично как и в ст. 11 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления должен составлять - не менее 20 дней.

В силу изложенных выше норм, вопреки ошибочной позиции административного истца, статья 2 Федерального закона № 67-ФЗ, определяющая в п. 19 понятие избирательной кампании как деятельности по подготовке и проведению выборов, осуществляемой в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, не содержит конкретного указания на дату начала периода выдвижения кандидатов (списка кандидатов).

Определение же сроков представления документов для выдвижения списка кандидатов (согласно ч. 9 ст. 9 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 выдвижение кандидатов, списков кандидатов начинается не ранее чем за 70 дней и заканчивается не позднее чем за 50 дней до дня голосования), по мнению судебной коллегии, носит организующий характер, является элементом порядка выдвижения и в силу пункта 1 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ относится к полномочиям субъекта РФ.

При таких обстоятельствах, оснований для вывода о возникновении у избирательного объединения непреодолимых препятствий для исполнения обязанности по своевременному представлению в избирательную комиссию документов для регистрации уполномоченного по финансовым вопросам и выдачи разрешения на открытие специального избирательного счета (для целей п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ) в связи с установлением нормами регионального законодательства (ч. 9 ст. 9 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3) 20-дневного периода (в данном случае – с 4 по 24 июля 2020 года) для выдвижения списка кандидатов, судебная коллегия не усматривает.

Также критической оценке подлежит довод представителя административного истца в заседании судебной коллегии о несоответствии требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 положений Порядка открытия, ведения и закрытия специального счета для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 83/441-6 от 5 июня 2019 г., (в части определения момента открытия специального избирательного счета - до представления избирательным объединением документов в избирательную комиссию для регистрации списков кандидатов).

Закон РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3, устанавливая в ст. 19 (по аналогии со ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ) обязанность по созданию избирательного фонда после регистрации уполномоченного по финансовым вопросам в соответствующей избирательной комиссии, вместе с тем, не содержит норм, устанавливающих порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 к отношениям, связанным с назначением, подготовкой и проведением выборов, не урегулированным настоящим законом, применяются нормы Федерального закона.

В силу прямого указания федерального законодателя, содержащегося в п. 12 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов является прерогативой соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. При этом порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств также отнесено к компетенции соответствующей избирательной комиссии.

Кроме того, полномочия Избирательной комиссии Республики Калмыкия по осуществлению на территории субъекта Российской Федерации мер по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации предусмотрены пунктом 10 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 10 статьи 6 Закона Республики Калмыкия "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия".

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 253-О ("Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ярославской области о проверке конституционности положений подпункта "ж" пункта 23 статьи 38 и пункта 1 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривая создание кандидатами избирательных фондов, закрепляет при этом равные для всех кандидатов требования к источникам финансирования, которые включают не только собственные средства кандидата, но и средства, выделенные ему выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком и, в случае, если это предусмотрено законом, соответствующей избирательной комиссией, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц (пункт 5 статьи 58). В целях создания кандидатам равных возможностей, обеспечения защиты прав всех участников избирательного процесса предусматривается, что предельные размеры средств, перечисляемых в избирательные фонды, определяются законом (пункт 10 статьи 58); запрещается использование для проведения предвыборных акций иных денежных средств, кроме средств избирательного фонда (пункт 6 статьи 59). На достижение этих же целей направлены нормы названного Федерального закона об отказе в регистрации кандидата не только в связи с несозданием избирательного фонда, но и в случаях использования при финансировании избирательной кампании иных денежных средств, помимо средств избирательного фонда, превышения установленного законом размера расходования таких средств (подпункты "з", "и" пункта 23 статьи 38), а также нормы, обеспечивающие контроль за законным использованием этих средств (пункты 11 и 12 статьи 58). Такое регулирование в сфере создания и расходования средств избирательных фондов гарантирует равные возможности гражданам для реализации избирательного права и не является его ограничением.

Таким образом, по смыслу приведенных норм с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ требование о создании избирательного фонда до подачи документов на регистрацию распространяется как в отношении кандидатов, так и в отношении выдвинувших их избирательных объединений, в связи с чем, положение п. 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия № 83/441-6 от 5 июня 2019 г. (в части определения момента открытия специального избирательного счета - до представления избирательным объединением документов в избирательную комиссию для регистрации списков кандидатов), по мнению судебной коллегии, носит лишь технически уточняющий характер, поскольку основано на положениях федерального законодательства.

При таких обстоятельствах, само по себе наличие у избирательного объединения права на подачу документов на выдвижение и регистрацию списка кандидатов до 18 часов 00 минут 24 июля 2020 года не исключало обязанности избирательного объединения принять необходимые своевременные и достаточные меры к исполнению предусмотренной п. 1 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ обязанности и позволяет критически отнестись к доводам заявителя об отсутствии его вины в несоздании избирательного фонда, что было учтено судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения.

В этой связи выводы избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК в оспариваемом решении, также как и суда первой инстанции в обжалуемом судебном акте, о наличии предусмотренного пп. «д» пункта 25 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 7 части 6.2 статьи 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 (в связи с несозданием избирательным объединением избирательного фонда) основания для отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, выдвинутого КРО ПП «КПРФ», являются законными и обоснованными.

Кроме того, исходя из положений п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предполагающих при разрешении требования о незаконности отказа избирательной комиссии в регистрации кандидата, списка кандидатов необходимость проверки судом также и иных оснований для отказа в такой регистрации, судебная коллегия на основании материалов дела, в том числе дополнительно представленных и исследованных в судебном заседании, приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 5 ст. 10.1 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3 при выдвижении избирательным объединением списка кандидатов, уставом которого при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования определена мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система, список кандидатов должен состоять из общемуниципальной части и территориальных групп, соответствующих территориям и номерам одномандатных округов. В общемуниципальную часть списка кандидатов включаются кандидаты, не входящие в территориальные группы списка кандидатов, в количестве не менее одного и не более трех кандидатов. Каждая территориальная группа списка кандидатов должна включать в себя не менее двух и не более пяти кандидатов. Число территориальных групп кандидатов определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, и не может быть менее половины и более числа одномандатных избирательных округов, на территории соответствующего единого избирательного округа.

В соответствии с пп «з» п. 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Указанной норме федерального закона корреспондирует п. 10 ч. 6.2 ст. 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3, согласно которой основанием отказа в регистрации списка кандидатов является превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 6.3. настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.

В силу п. 7 ч. 6.3 ст. 15 Закона РК № 124-IV-3 в соответствии с Федеральным законом основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов.

Как следует из приведенных выше обстоятельств дела и подтверждается соответствующими материалами, в результате исключения из представленного избирательным объединением в избирательную комиссию 24 июля 2020 г. списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК пятого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу, в количестве 8 человек, количество кандидатов в заверенном списке составило 5 человек: 1) общемуниципальная часть – Е., Н., Г.; 2) территориальные группы – И. (Первая территориальная группа), Л. (Вторая территориальная группа).

Таким образом, превышение количества кандидатов (3), исключенных из списка кандидатов решением избирательной комиссии, принятым в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов, общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы местного самоуправления (5 кандидатов) составило 60 процентов.

Указанное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным пп «з» п. 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и п. 10 ч. 6.2 ст. 15 Закона РК от 22 сентября 2009 г. № 124-IV-3.

Позиция представителя административного ответчика Санджиновой О.С. об отсутствии надлежащих доказательств непредставления избирательным объединением документов, требуемых для выдвижения и регистрации в качестве кандидатов в отношении Б., П., А., опровергается материалами дела и пояснениями участвующих в деле лиц.

Из объяснений председателя избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК Яндонова Ю.С. следует, что фотографии кандидатов Е., Г. в порядке устранения недостатков предоставлены незамедлительно; остальные материалы в отношении Б., П., А. в избирательную комиссию не представлены. Данные объяснения подтверждаются содержанием исследованных в судебном заседании решения избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК от 25 июля 2020 г. № * о направлении уполномоченному представителю КРО ПП «КПРФ» Е. извещения о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем в избирательную комиссию, а также соответствующего уведомления; решения избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК от 27 июля 2020 г. № * об исключении из списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выдвинутого КРО ПП «КПРФ» Б., П., А., которые в установленном порядке не обжалованы избирательным объединением.

Из содержания подтверждения получения документов для заверения списка кандидатов, выдвинутых КРО ПП «КПРФ», оформленного 24 июля 2020 года, копия которого в тот же день получена представителем избирательного объединения Е., в частности в графе 7 «Заявления каждого из кандидатов о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов и иные документы в отношении кандидатов», указано «3 шт. на 3 л. в 1 экз.». Из пояснения представителя избирательной комиссии Яндонова Ю.С. следует, что при оформлении данного документа количество поданных заявлений составляло фактически 5 (пять), вместе с тем в бланк подтверждения технически ошибочно внесены сведения о 3 заявлениях. Исследовав журнал регистрации приема документов от избирательных объединений по Единому избирательному округу, а также непосредственно первичные документы в отношении каждого из кандидатов, содержащиеся в папке-сшиве (ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»), судебная коллегия полагает установленным, что избирательным объединением в избирательную комиссию представлены необходимые документы, касающиеся лишь 5 кандидатов (Е., Н., Г. И., Л.). Каких-либо существенных нарушений порядка ведения делопроизводства в отношении представленных избирательной комиссией папки-сшива, журнала регистрации, которые бы исключали возможность определения количества кандидатов, в отношении которых представлены необходимые документы, не имеется.

Кроме того, представитель административного истца в заседании судебной коллегии подтвердила, что избирательным объединением не оспаривается факт непредставления документов на кандидата Б., поскольку из-за болезни он не смог явиться и подписать документы.

Таким образом, на момент рассмотрения избирательной комиссией Яшалтинского РМО РК вопроса о регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, выдвинутого КРО ПП «КПРФ», избирательным объединением не создан избирательный фонд, а также число кандидатов, исключенных из списка кандидатов решением избирательной комиссии по основанию, предусмотренному пп. 7 ч. 6.3 ст. 15 Закона РК № 124-IV-3, превышало более чем на 50 процентов общее число кандидатов в заверенном списке кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского РМО РК пятого созыва, выдвинутого по единому избирательному округу КРО ПП «КПРФ».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности решения избирательной комиссии Яшалтинского РМО РК об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия от КРО ПП «КПРФ», о законности и обоснованности решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, являющихся в силу ст. 310 КАС РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 13 августа 2020 года № 2а-131/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу первого секретаря Комитета Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Нурова Н.Э. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в г. Краснодаре.

Председательствующий В.В. Литовкин

Судьи Г.В. Панасенко

С.И. Говоров

33а-645/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
КРОПП "КПРФ"
Ответчики
Избирком Яшалтинского РМО РК
Другие
Избирательная комиссия РК
прокурор РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Говоров Сергей Иванович
Дело на странице суда
vs.kalm.sudrf.ru
24.08.2020Передача дела судье
26.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Передано в экспедицию
28.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее