Дело № 5-82/2020
УИД: 66RS0010-01-2020-000583-17
Резолютивная часть постановления объявлена 11.06.2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
Адрес суда: Свердловская область, г. Н. Тагил, ул. Металлургов, д. 40
15 июня 2020 года судья Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области Гусева Ю.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая Жилищная Компания СтройСервис», юридический адрес: (место расположения обезличено) (...), ранее привлекавшегося к административной ответственности по главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Жилищная Компания СтройСервис» (далее - ООО «УЖК СтройСервис») виновно в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
03.02.2020 в результате проведенного в период с 21.01.2020 по 03.02.2020 административного расследования установлено, что ООО «УЖК СтройСервис», являясь управляющей компанией жилых домов №№ 3 и 13 по ул. Булата Окуджавы в городе Нижний Тагил Свердловской области, допускает нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, а именно:
- горячая вода в точке отбора - водопроводный кран в жилой квартире (место расположения обезличено) не соответствует гигиеническим требованиям по показателям: цветность при норме не более 20 градусов, показатель составил 30,9 градусов, массовая концентрация марганца/Марганец (Mn, суммарно) при норме не более 0,1 мг/дм3 показатель составил 0,17 мг/дм3; массовая концентрация железа/Железо (Fe, суммарно) при норме не более 0,3 мг/дм3 показатель составил 0,66 мг/дм3;
- горячая вода в точке отбора - водопроводный кран в жилой квартире (место расположения обезличено) не соответствует гигиеническим требованиям по показателям цветность при норме не более 20 градусов показатель составил 32,8 градусов; массовая концентрация марганца/Марганец (Mn, суммарно) при норме не более 0,1мг/дм3 показатель 0,16 мг/дм3; массовая концентрация железа/Железо (Fe, суммарно) 0,76 мг/дм3, при норме не более 0,3 мг/дм3;
- горячая вода в точке отбора - водопроводный кран в (место расположения обезличено) не соответствует гигиеническим требованиям по показателям: мутность - 2,2 мг/дм3, при норме не более 1,5 мг/дм3, цветность - 32,2 градуса, при норме не более 20 градусов; массовая концентрация марганца/Марганец (Mn, суммарно) - 0,19 мг/дм3, при норме не более 0,1мг/дм3; массовая концентрация железа/Железо (Fe, суммарно) - 0,73 мг/дм3, при норме не более 0,3 мг/дм3, что является нарушениями п. 3.4.1. и п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
05.02.2020 по факту выявленных нарушений ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления «Роспотребнадзора» по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе К. в отношении ООО «УЖК СтройСервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Об отложении рассмотрения дела не заявлял.
В судебном заседании защитник М вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что согласно экспертным заключениям от 30.01.2020, которые легли в основу протокола от 05.02.2020, холодная вода по всем показателям соответствует требованиям. Требованиям не соответствует горячая вода. Однако, при экспертизе холодной воды эксперты руководствовались письмом Территориального Управления Роспотребнадзора № 66-09-15/37-02-11288-2019 от 25.11.2019 «Временные отклонения качества питьевой воды из Черноисточинского гидроузла», согласно которому в отношении холодной воды с 26.11.2020 были введены отклонения в сторону увеличения по показателям: цветность - до 35°С, мутность - до 2,0 мг/дмЗ, железо - до 1,0 мг/дм3, марганец - до 0,5 мг/дм3. В связи с этим, качество холодной воды, поступающей в многоквартирный дом с 26.11.2019, допускается более низкого качества. Дома (место расположения обезличено) находятся на закрытой системе ГВС - холодная вода, поступая в систему дома, нагревается посредством теплообменного аппарата до соответствующих температур и затем по сетям поступает в квартиры собственников как горячая вода. В отношении горячей воды Территориальным Управлением Роспотребнадзора отклонения, аналогичные тем, что действуют в отношении холодной воды, не приняты, в связи с чем, складывается противоречивая ситуация, когда холодная воды, поступающая в дома более низкого качества, должна пройти специальную систему очистки и фильтрации, чтобы улучшить свое качество, что в рамках МКД невозможно. Фильтры, установленные в домах для доочистки воды, не справляются с таким качеством и не должны, поскольку не рассчитаны на такой ресурс. Полагает, что при рассмотрении вопроса о том, соответствует ли горячая вода в МКД (место расположения обезличено) санитарным требованиям, также необходимо руководствоваться нормативами, указанными в письме Территориального Управления Роспотребнадзора № 66-09-15/37-02-11288-2019 от 25.11.2019 «Временные отклонения качества питьевой воды из Черноисточинского гидроузла», поскольку горячая вода в этих домах также является питьевой.
Обратила внимание суда на то обстоятельство, что 25.11.2019 Роспотребнадзором ООО «УЖК СтройСервис» было выдано предписание для принятия мер, направленных на улучшение качества воды в (место расположения обезличено), сроком исполнения по 01.06.2020, поэтому при проведении проверки в январе 2020 года сотрудники Роспотребнадзора не могли не знать о данном факте, и понимали, что возможно некоторые критерии качества будут не соответствовать норме.
Управляющая компания до окончания отопительного сезона провела комплекс мероприятий, направленных на очистку системы водоснабжения от имеющихся примесей: проведена замена отдельных участков магистрали ХВС И ГВС, пришедших в негодность в связи с поступлением некачественного ресурса, проведены работы по очистке фильтров, промывка и очистка теплообменного аппарата. В июне запланирована промывка всей системы ГВС и ХВС домов. Для того, чтобы привести изначально негодную холодную воду к нормативным показателям СанПин необходимо установление дорогостоящих фильтров и замена внутридомовых сетей ГВС и ХВС, что просто невозможно.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, специалист-эксперт Территориального отдела Роспотребнадзора Коровина А.А. суду пояснила, что основанием для проведения в отношении ООО «УЖК СтройСервис» явились жалобы жителей домов (место расположения обезличено) на качество воды. В нескольких квартирах этих домов были отобраны пробы холодной и горячей воды. По результатам лабораторных исследований было установлено несоответствие холодной воды нормативам по ряду показателей. Осенью 2019 года, организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, - ООО «Водоканал-НТ» в Роспотребнадзор был представлен план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п. 2.6.1 «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» согласно отклонение нормативов питьевой (холодной) воды по показателям цветность, мутность, марганец и железо. ООО «УЖК СтройСервис», являющаяся ресурсоснабжающей организацией, поскольку именно она осуществляет нагрев и поставку горячей воды в (место расположения обезличено), должна контролировать качество воды до теплообменника, после него и непосредственно у потребителя. При плохом качестве воды ООО «УЖК СтройСервис», также как и ООО «Водоканал-НТ» могло разработать программу по улучшению качества воды, утвердить план и направить его для согласования отклонения нормативов на период реализации этого плана. Нормативы, отклонение которых было согласовано, применяются только к холодной воде.
Заслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы, судья приходит к следующему.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Закон № 52-ФЗ от 30.03.1999) предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 19 указанного Закона, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. п. 2.2, 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность; качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
В силу п. п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В п. 3.4.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» указаны нормативы, которым должна соответствовать вода.
В п. 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» сказано, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2), а в п. п. 3.5 названных СанПиН указано, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
В п. 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» сказано, что качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемых к питьевой воде.
Как видно из материалов дела, в связи с поступившими в адрес Роспотребнадзора жалобами жителей домов (место расположения обезличено) - М1., М2., Г., Л. на несоответствие качества водопроводной воды гигиеническим нормативам, уполномоченными лицами Роспотребнадзора в период с 21.01.2020 по 03.02.2020 проведено административное расследование, в ходе которого при отборе 24.01.2020 проб воды из водопроводных кранов в квартирах (место расположения обезличено) и в (место расположения обезличено), выявлено несоответствие качества горячей воды пунктам 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателям цветности, марганца и железа, что отражено в протоколах лабораторных испытаний.
Факт нарушения ООО «УЖК СтройСервис» санитарно-эпидемиологических требований подтвержден совокупностью собранных должностным лицом доказательств:
- протоколом об административном правонарушении от 05.02.2020, соответствующим по форме и содержанию требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражены выявленные в ходе административного расследования нарушения санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.01.2020;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.01.2020, проведенного в присутствии представителя юридического лица с ведением видеозаписи, в котором зафиксирован факт отбора проб воды;
- определением о назначении экспертизы № 66-09-15/03-381-2020 от 21.01.2020 с программой лабораторных исследований (испытаний);
- протоколами лабораторных испытаний №№ 9.982, 9.983, 9.984 от 30.01.2020, в которых отражены результаты лабораторных испытаний горячей воды, пробы которой были отобраны, соответственно, в (место расположения обезличено);
- экспертными заключениями от №№ 9.982, 9.983, 9.984 от 30.01.2020, из которых следует, что пробы горячей воды, отобранные в (место расположения обезличено) и (место расположения обезличено) не соответствуют требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения» по показателям железо (Fe, суммарно) и марганец (Mn, суммарно), и п. 3.5 этого же СанПин по показателю цветность.
- договорами управления многоквартирным домом ((место расположения обезличено)), согласно которым ООО «УЖК СтройСервис» обязано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «УК СтройСервис», копией устава организации;
- копиями жалоб жителей (место расположения обезличено) в Роспотребнадзор на качество подаваемой в квартиры водопроводной воды.
С учетом установленных обстоятельств, судья считает доказанной вину ООО «УЖК СтройСервис» в совершении административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Доводы защитника ООО «УЖК СтройСервис» о том, что управляющая компания не должна отвечать за некачественную горячую воду, которая получается в результате нагрева некачественной холодной воды, а также о том, что в рассматриваемой ситуации подлежат применению нормативы, указанные в письме Территориального Управления Роспотребнадзора № 66-09-15/37-02-11288-2019 от 25.11.2019 «Временные отклонения качества питьевой воды из Черноисточинского гидроузла», являются несостоятельными и не влияют на выводы о виновности управляющей компании, поскольку именно на управляющей компании лежит обязанность, как на исполнителе коммунальных услуг, предоставление потребителю этих услуг надлежащего качества.
ООО «УЖК СтройСервис» является в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 № 354 исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений.
Так, в силу п. 31 указанных Правил, Управляющая компания обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, факт предоставления ООО «УЖК СтройСервис» потребителю коммунальных услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества свидетельствует о неисполнении юридическим лицом своих обязанностей.
Из материалов дела следует, что управляющей компанией каких-либо достаточных мер, направленных на контроль и улучшение качественных показателей воды, не принято. Регулярная очистка фильтров грубой очистки, установленных в подвале дома, не свидетельствует о том, что компанией приняты исчерпывающие меры. Таковыми по указанию защитника юридического лица могут служить установка современных систем очистки и фильтрации, а также замена общедомовых систем ГВС и ХВС, что является дорогостоящим проектом и требует значительного финансирования.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Защитником суду не представлены сведения о том, что управляющая организация обращалась с претензией к поставщику холодной воды ООО «Водоканал-НТ» по поводу качества последней, а также за возмещением убытков. Также не представлено и сведений о том, что жителям домов в связи с подачей не соответствующей нормативам горячей воды был произведен перерасчет за этот ресурс, из чего судья приходит к выводу, что потребители оплачивают коммунальный ресурс исходя из его надлежащего качества, то есть свою обязанность выполняют.
Доказательств принятия ООО «УЖК СтройСервис» своевременных, а главное действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у организации объективной возможности для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, представлено не было.
Оснований для признать совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется ввиду характера совершенного правонарушения и степени его общественной опасности.
При назначении наказания суд учитывает общественную опасность совершенного правонарушения и учитывает, что допущенные нарушения представляют непосредственную угрозу для здоровья людей.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «УЖК СтройСервис», судья не усматривает.
С учетом приведенных доводов, а также того обстоятельства, что юридическим лицом принимаются меры к соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, судья считает возможным назначить последнему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, который по убеждению суда будет в полной мере отвечать целям наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Жилищная Компания СтройСервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Разъяснить законному представителю общества с ограниченной ответственностью «УЖК СтройСервис», что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УИН: 14104660015600038452, наименование получателя платежа - УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), ИНН 6670083677, КПП 667001001, ОКТМО 65751000, наименование банка - Уральское ГУ Банка России г.Екатеринбург, счет № 40101810500000010010, БИК 046577001, КБК 14111601061010003140 (назначение платеже: административный штраф согласно определению № 05-10-02/46 от 06.02.2020).
В случае неуплаты штрафа в срок, предусмотренный законом, лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть опротестовано прокурором, обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области.
Судья - Ю.В. Гусева