Решение по делу № 2а-219/2019 от 17.05.2019

Дело в„– 2Р°-219/2019                 УИД:66RS0060-01-20149-000258-72

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года п.г.т. Шаля Свердловская область

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при секретаре Беляевских П.Г.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

представителя административного ответчика - администрации Шалинского городского округа Свердловской области Сюкосева А.В.,

представителя административного ответчика - председателя Межведомственной комиссии Зайцева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа; Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об оспаривании решения и бездействия органов местного самоуправления

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома (далее по тексту – МКД) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа; Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об оспаривании решения и бездействия органов местного самоуправления, а именно: в мае 2019 года прокуратурой Шалинского района в ходе рассмотрения коллективного обращения жителей многоквартирного дома <адрес> выявлены нарушения жилищного законодательства, допущенные Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа, утвержденной постановлением администрации Шалинского городского округа N 357 от ДД.ММ.ГГГГ и администрацией Шалинского городского округа и подлежащие устранению.

Установлено, что в декабре 2018 года гр-ка Н. и другие жители данного МКД обратились в Администрацию с заявлениями о признании, расположенных в МКД жилых помещений (квартир №№, 3, 5 - 7, 11, 13, 15) непригодными для проживания.

Комиссией по результатам рассмотрения заявления принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения дополнительного обследования специализированной организацией перечисленных жилых помещений МКД, в связи с чем, предложить собственникам этих помещений представить заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. В связи с непредставлением собственниками жилых помещений названного заключения, заявление возвращено заявителю без рассмотрения со ссылкой на п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Не согласившись с принятым решением о проведении дополнительного обследования жилых помещений специализированной организацией, жители МКД 19.03.2019 обратились с заявлением в прокуратуру района о возложении на Администрацию обязанности провести указанное обследование.

В рамках указанного обращения прокуратурой организовано обследование МКД с привлечением специалистов Отдела контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области.

По результатам обследования МКД по вышеуказанному адресу Департаментом выявлен ряд значительных нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170).

11.04.2019 прокуратурой Шалинского района информация о выявленных нарушениях с актом обследования, в котором содержалось и заключение Департамента, направлена в Администрацию для принятия решения Комиссией о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

30.04.2019 по результатам рассмотрения указанной выше информации и акта обследования, в котором содержалось и заключение Департамента, Комиссией приято решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого дома и о проведении обследования МКД специализированной организацией, в связи с чем, собственникам жилых помещений МКД вновь предложено предоставить заключение специализированной организации при постановке вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как видно из протокольного решения от 30.04.2019, Комиссия пришла к выводу о проведении, как обследования специализированной организацией с предоставлением собственниками оцениваемых жилых помещений заключения, предусмотренного подп. «д» п. 45 Положения, так и дополнительного обследования, которое предусмотрено п. 46 Положения. Решение Комиссии в части проведения дополнительного обследования незаконно, в связи с тем, что обследование МКД специализированной организацией вообще не проводилось.

Также, по мнению прокурора, незаконно решение Комиссии в части возложения на собственников МКД обязанности по проведению его обследования специализированной организацией и предоставление в Комиссию заключения, предусмотренного подп. «д» п. 45 Положения, поскольку вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен. Изложенное в протоколе заседания Комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с п. 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения информации и акта надзорных органов. Фактически, Комиссия уклонилась от рассмотрения вопроса и вынесла формальное решение о предоставлении собственниками заключения специализированной организации.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных Комиссией документов, не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании МКД аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции Комиссии, поэтому административный истец просит:

1. признать незаконным решение Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа от 30.04.2019, принятое в протокольной форме по результатам рассмотрения информации прокуратуры Шалинского района и акта осмотра с Отделом контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирного дома по адресу: <адрес>

2. признать незаконным бездействие администрации Шалинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирного дома по указанному адресу специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа информации прокуратуры Шалинского района и акта осмотра с Отделом контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.

3. возложить на администрацию Шалинского городского округа обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать обследование элементов ограждающих и несущих конструкций жилых помещений данного многоквартирного дома и предоставить в Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа заключение, предусмотренное подп. «д» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

4. возложить на Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа обязанность не позднее одного месяца
со дня поступления в данный орган заключения, предусмотренного подп. «д» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в отношении этого многоквартирного дома, принять одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Вылегжанина А.В. заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме по вышеуказанным в административном иске основаниям, показав, что отказ Администрации в обследовании МКД со ссылкой на то, что в нем отсутствует муниципальная собственность, противоречит требованиям жилищного законодательства и существенно нарушает жилищные права проживающих там граждан.

Представитель административного ответчика - администрации Шалинского городского округа Свердловской области Сюкосев А.В. иск не признал, поддержав доводы, указанные им в отзыве на исковое заявление и пояснив, что администрация не является надлежащим административным ответчиком по делу, поскольку обязанность организовать обследование МКД и предоставить в комиссию заключение, возложена на межведомственную комиссию. Администрация с заявлением не обращалась, так как в муниципальной собственности помещений в данном МКД не имеется. В свою очередь, получение такого заключения связано с финансовыми расходами, которых в бюджет не заложено. Соответственно, используя средства на проведение обследования МКД, администрация района будет привлечена к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Представитель административного ответчика – председатель межведомственной комиссии Зайцев А.П. требования прокурора не признал и показал, что в Постановлении имеется пункт 44 - процедура проведения оценки соответствия помещения, установленным настоящим положением требования и включает в себя приём и рассмотрение заявлений, определения перечня документов, состава привлекаемых экспертов, работу комиссии по оценке пригодности жилых помещений, составление комиссией заключения, составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом, решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах заключения специализированной организации, проводящей обследование, что указано в пункте 45 - заявитель предоставляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения перечень документов, в который входит заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих, несущих конструкций жилого помещения в случае, если в соответствии с абзацем 3 пункта 44 настоящего положения, предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим установленным настоящим положением требований. Данная обязанность - предоставить указанные документы, возлагается на собственников этого МКД. Дом не простой, собственники довели его до предела, поэтому управляющая компания, которая была отобрана Администрацией Шалинского городского округа, им не нужна, так как жители считают её дорогой, и ничего не делают. При этом сами жильцы не занимаются обслуживанием дома, залили нечистотами подвальное помещение, никаких мер не принимают, платить ни за что не хотят. Они предлагают им управляющую компанию, но они опять отказываются. Не тратя ни каких средств, жители хотят иметь новое жильё и взять это с Администрации. Требования прокуратуры об обязании Администрации обследовать специализированной организацией многоквартирный дом, считает неправомерными, так как в доме нет ни одной квартиры, находящейся в муниципальной собственности, поэтому собственники в соответствии с ЖК РФ несут бремя содержания и ремонта общедомового имущества за свой счёт, в том числе заказать и принести заключение специализированной организации по обследованию МКД, чтобы комиссия могла вынести соответствующее решение, основываясь на документе в соответствии с Постановлением №.

Заслушав мнения участвующих в деле лиц, исследовав представленные в дело материалы, судом установлено следующее.

Из представленных документов видно, что проживающая в кв. 5 указанного в иске многоквартирного дома <адрес> Н. и другие жильцы обращались в декабре 2018 года в администрацию Шалинского городского округа с заявлением о признании, расположенных в МКД по указанному в административном иске жилых помещений (квартир №№, 3, 5 - 7, 11, 13, 15) непригодными для проживания. При этом, ей было отказано письмом зам. главы администрации Шалинского городского округа, где разъяснялось, что им необходимо предоставить заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (л.д. 35).

Не согласившись с принятым решением о проведении дополнительного обследования жилых помещений специализированной организацией, жители МКД ДД.ММ.ГГГГ обратились с заявлением в прокуратуру о возложении на Администрацию обязанности провести указанное обследование.

В рамках указанного обращения прокуратурой организовано обследование многоквартирного дома с привлечением специалистов Отдела контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск, ОНД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области.

По результатам обследования МКД по вышеуказанному адресу Департаментом выявлен ряд значительных нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170),

а именно:

- местами отслоение штукатурного, облицовочного слоя цоколя до оголения кирпичной кладки, местами сколы на кирпичные кладки цоколя;

- в подъезде № и 2 отслоение штукатурно-покрасочного слоя на стенах и потолке лестничных клеток с 1 по 2 этаж, на 2 этаже подъезда № и 2 на стенах и потолке лестничной клетки имеются следы от протечки с кровли, на полу местами отсутствует плитка;

- в подъезде № на 1 этаже над электрощитком имеются следы гари от неисправности электропроводки;

- в подвальном помещении подъезда № и 2 затопление водой и
хозфекальными остатками; в 1 подвальном помещении подъезда № течь с
инженерных сетей холодного водоснабжения;

- выпадение кирпичей на карнизе кровли (парапете);

- в <адрес> зальной комнате имеется сквозная трещина на стене;

- в <адрес> имеются следы от протечки с кровли на кухне, в зальной комнате и маленькой комнате, имеются темные пятна неустановленного срока давности и происхождения;

- в <адрес> на кухне имеются следы от протечки с кровли, в
маленькой комнате на оконных откосах и в углу на стене темные пятна неустановленного срока давности и происхождения (акт от ДД.ММ.ГГГГ).

Во втором подъезде с ОВД и ПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390):

- на лестничной площадке второго этажа на путях эвакуации допускается хранение горючих материалов (п. 36 (б));

- на первом этаже эксплуатируется электросветильник со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренный конструкцией светильника (п. 42 (в)) - справка № 284 от 08.04.2019.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Первоуральск Выявлены нарушение требований пунктов 1 и 3 ст.23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":

- помещения общественного назначения (лестничные площадки, подвалы)
жилого дома не обеспечены искусственным освещением (п. 5.4 СанПиН
2.1.2.2645-10);

- в жилом здании не предусмотрено горячее водоснабжение (п. 8.1.1
СанПиН 2.1.2.2645-10);

- установлено затопление подвальных помещений обоих подъездов жилого
многоквартирного дома (п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10);

- не принимаются своевременно меры по устранению неисправностей
инженерного оборудования, расположенного в жилом доме (система
канализации), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания. Не
проводятся мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и
распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным
состоянием жилого здания, уничтожению насекомых и грызунов (п. 9.2 СанПиН
2.1.2.2645-10) - экспертное заключение № 02-11-08/684 от 04.04.2019 (л.д.45-50).

11.04.2019 прокуратурой Шалинского района информация о выявленных нарушениях с актом обследования, в котором содержалось и заключение Департамента, направлена в Администрацию для принятия решения Комиссией о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.51).

30.04.2019 по результатам рассмотрения указанной выше информации и акта обследования, в котором содержалось и заключение Департамента, Комиссией приято решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого дома и о проведении обследования МКД специализированной организацией, в связи с чем, собственникам жилых помещений МКД вновь предложено предоставить заключение специализированной организации при постановке вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заявления всех проживающих в МКД по указанному адресу были оставлены администрацией Шалинского городского округа без рассмотрения (л.д.36-43).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения). Оценка и обследование в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой в этих целях (в том числе органом местного самоуправления) межведомственной комиссией (Комиссия), на основании заявления собственника помещения, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (пункты 7 и 42 Положения). Поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) Комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации, и принимает решение (в виде заключения):

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункты 46 и 47 Положения).

Следует отметить, что действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Комиссия, оценивает жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункты 2 и 7 Положения).

Как установлено, по поступившему заявлению жильцов МКД - о признании жилых помещений непригодными для проживания, Администрацией не организовано проведение межведомственной комиссией оценки и обследования жилого помещения и принятия решения в соответствии с Положением.

Межведомственная комиссия юридическим лицом не является, она создается органом местного самоуправления. Согласно первоначальной редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действовал пункт 8, который указывал на то, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям, и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В настоящее время данный пункт действует в редакции от 02.08.2016 N 746, действие редакции началось с 13.08.2016, в соответствии с которым орган местного самоуправления обязан обследовать и жилые помещения частного жилищного фонда, однако расширен и перечень документов, предоставляемых заявителем: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя. В этом случае орган местного самоуправления должен обследовать.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации - к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений прямо отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу пп. 7, 8 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Как видно из постановления № 357 от 29.05.2017 создана межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа и утверждено Положение о межведомственной комиссии; утвержден состав комиссии, где председателем назначен зам. главы Зайцев А.П. (л.д.20-27).

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Из приведенных норм Положения следует, что межведомственная комиссия должна по заявлению гражданина, независимо от того, является ли он собственником квартиры или нанимателем, провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания, поскольку никакой другой орган на территории Шалинского городского округа Свердловской области не наделен такими полномочиями.

На это, в частности указывает представленное ответчиком Положение о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа.

Как отмечено выше, судом установлено, что жильцы указанного МКД неоднократно обращались в администрацию Шалинского городского округа с заявлениями о проведении оценки соответствия помещений установленным в Положении требованиям и признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания. Ответчиком факт не проведения оценки жилого многоквартирного дома на соответствие требованиям, установленным Положением, не оспаривается.

Из п. 7 Положения следует, что создание и деятельность межведомственной комиссии организует и контролирует орган местного самоуправления, то есть Администрация Шалинского городского округа. Этот вывод, также вытекает из п. 49 Положения, в силу которому - на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Отсутствие решения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с п. 47 Положения нарушает права жильцов, поскольку они в отсутствие соответствующего решения не имеют возможности выбора способа защиты своих жилищных прав: не могут заявить требования о сносе дома как аварийного, либо принять решение о необходимости проведения капитального ремонта МКД.

Как установлено, прокуратурой Шалинского района в ходе рассмотрения коллективного обращения жителей данного МКД выявлены нарушения жилищного законодательства, допущенные Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа, утвержденной постановлением администрации Шалинского городского округа N 357 от 29.05.2017 и администрацией Шалинского городского округа и подлежащие устранению.

Поскольку установлено, что межведомственной комиссией и Администрацией Шалинского городского округа не предприняты действия, направленные на проведение оценки соответствия жилого многоквартирного дома установленным в Положении требованиям, признании данного МКД пригодным (непригодным) для проживания, суд находит возможным, возложить на ответчиков данную обязанность.

Доводы представителей администрации и межведомственной комиссии Шалинского городского округа о несоблюдении собственниками МКД требований п. 45 Положения - в части представления с заявлениями заключения специализированной организации основаны, по мнению суда, на субъективном толковании закона.

Действительно, подп. «д» п. 45 Положения предусматривает, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявителям необходимо представить в комиссию вместе с заявлением, в том числе, и заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома. В то же время, указанное положение не содержит норм, исключающих обязанность межведомственной комиссии провести обследование при отсутствии такого заключения. Напротив, из п. 46 Положения следует, что заключение, представленное собственником (нанимателем), не является для комиссии обязательным, поскольку межведомственная комиссия в любом случае вправе назначить дополнительные обследования и испытания.

Суд также отмечает, что формальное требование межведомственной комиссии администрации Шалинского городского округа к жильцам МКД о предварительном представлении заключения специализированной организации, по своей сути противоречит основному положению жилищного законодательства о необходимости обеспечения органами местного самоуправления безопасности жилища (ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 103-104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет бюджета Российской Федерации, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 39, 103-104, 175-177, 181, 297-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р» :

Административный иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа; Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об оспаривании решения и бездействия органов местного самоуправления, удовлетворить.

1. признать незаконным решение Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа от 30.04.2019, принятое в протокольной форме по результатам рассмотрения информации прокуратуры Шалинского района и акта осмотра с Отделом контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 09.09.2019 многоквартирного дома по адресу: <адрес>;

2. признать незаконным бездействие администрации Шалинского городского округа, выразившееся в непринятии мер по организации проведения обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес> специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа информации прокуратуры Шалинского района и акта осмотра с Отделом контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области;

3. возложить на администрацию Шалинского городского округа обязанность в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать обследование элементов ограждающих и несущих конструкций жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, и предоставить в Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа заключение, предусмотренное подп. «д» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4. возложить на Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории Шалинского городского округа обязанность не позднее одного месяца
со дня поступления в данный орган заключения, предусмотренного подп. «д» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, приняв одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15.06.2019.

Председательствующий судья В.Е. Ярославцев

2а-219/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
прокурор Шалинского района
Межведомственная комиссия по оценке и обследованию помещения на территории ШГО
Администрация Шалинского городского округа
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
shalinsky.svd.sudrf.ru
17.05.2019Регистрация административного искового заявления
17.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2019Судебное заседание
15.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Регистрация административного искового заявления
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
10.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее