Судья: Рудиш Г.В. № 33-5192/2021, А-2.209
24RS0048-01-2020-001288-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Крятова А.Н.
судей Славской Л.А., Полянской Е.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Полянской Е.Н.,
гражданское дело по иску Максимова Юрия Викторовича к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях,
по апелляционным жалобам представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Барага В.И.
на решение Советского районного суда г.Красноярска от 03 декабря 2020 г., которым постановлено:
«исковое заявление Максимова Юрия Викторовича к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» об оспаривании решения о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях – удовлетворить.
Признать решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации № от 20.01.2020 г. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына Максимова Юрия Викторовича – Максимова Игоря Юрьевича – незаконным.
Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына Максимова Юрия Викторовича – Максимова Игоря Юрьевича».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Максимов Ю.В. обратился в суд с к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности восстановить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына Максимова Ю.В. – Максимова И.Ю.
Требования мотивированы тем, что с 17.09.2009 г. полковник в запасе Максимов Ю.В. состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений в составе семьи два человека: Максимов Ю.В., Максимов И.Ю. по избранному месту жительства – г. Красноярск. 20.01.2020 г. ответчиком принято решение № о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении члена семьи исца – Максимова И.Ю., в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения, предоставляемого для постоянного проживания, ссылаясь на то, что сын Максимова Ю.В. – Максимов И.Ю., проходящий военную службу по контракту в воинской части, находящейся в г. Железногорск Красноярского края, совместно с гражданином, уволенным с военной службы, не проживает, в связи с чем утратил право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и подлежит снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях. С принятым решением истец не согласен, поскольку сын истца с 05.12.2006 г. состоит на регистрационном учете по месту жительства: <адрес> Максимов И.Ю. проходил военную службу по контракту с 06.09.2015 г. по 07.09.2020 г. в ЗАТО Железногорск Красноярского края и состоит на временном регистрационном учете по месту нахождения военной части. Регистрация по месту временного пребывания не является основанием для снятия Максимова И.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, Максимов Ю.В. просил признать незаконным и отменить решение ответчика № 09-06/01 от 20.01.2020 г. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложить обязанность на ответчика восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына Максимова Ю.В. – Максимова И.Ю.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционных жалобах представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Барага В.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Максимов И.Ю. самостоятельного права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не приобрел. Указывает на то, что сын истца– Максимов И.Ю. мог реализовать право на обеспечение жилым помещением через Министерство обороны РФ только в составе семьи отца Максимова Ю.В. при условии совместного проживания с истцом. Вместе с тем, Максимов И.Ю. с 2012 года проходил военную службу в г.Железногорске Красноярского края, находящемся на расстоянии более 300 км. от места жительства истца, что исключает его постоянное проживание в ЗАТО п.Солнечный Красноярского края. По состоянию на дату рассмотрения дела Министерством обороны РФ истец был обеспечен жилищной субсидией и снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Таким образом, суд необоснованно возложил на ответчика обязанность по обеспечению жильем сына истца, не имеющего самостоятельного права на обеспечение жильем по линии Министерства обороны РФ. Так же указывает на неверное определение круга ответчиков, необоснованное рассмотрение дела судом в порядке гражданского судопроизводства.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу представитель Максимова И.Ю. – Харитонова О.В. выражает несогласие с ее доводами.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 21.04.2021 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Центррегионжилье»), на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс»).
Максимов Ю.В., Максимов И.Ю., представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела.
Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФГАУ «Росжилкомплекс» - Бараги В.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Максимова Ю.В., Максимова И.Ю. – Харитоновой О.В., согласной с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Частью 1 ст.56 ЖК РФ установлен перечень оснований, при которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Как следует из материалов дела, Максимов Ю.В. в период с 05.08.1976 по 16.02.2004 проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, Вооруженных силах Российской Федерации. Приказами командира войсковой части от 20.10.2003 истец уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков войсковой части с 16.02.2004.
В связи с прохождением военной службы Министерством обороны РФ Максимову Ю.В. и членам его семьи предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>. В последующем указанное жилое помещение было передано в муниципальную собственность ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.
01.10.2012 между закрытым административно-территориальным образованием п. Солнечный Красноярского края и Максимовым Ю.В был заключен договор социального найма указанного жилого помещения муниципального жилищного фонда общей площадью 64,3 кв.м., жилой -39,6 кв.м. по адресу: <адрес>
В соответствии с выпиской из домовой книги на регистрационном учете по указанному адресу состоят: Максимов Ю.В., Марченко Л.П. (бывшая супруга)- с 17.04.1996, Максимов И.Ю. 16.03.1986 года рождения (сын)-с 05.12.2000.
Решением Ужурского районного суда Красноярского края от 19.08.2015 за Максимовым Ю.В. и членами его признано право на включение в общую очередь (реестр) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы), нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание на перемену места жительства после увольнения с военной службы, с 17 января 2009 года. На ФГКУ Министерства обороны Российской Федерации «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (Департамент Жилищного обеспечения МО РФ) после получения от войсковой части № документов, определенных приказом Министерства обороны РФ № от 30 сентября 2010 года, возложена обязанность включить Максимова Ю.В. и членов его семьи в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учет – 17.01.2009.
Решением отделения (территориального, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» от 08.06.2016 №, Максимов Ю.В. с составом семьи 3 человека (Максимов Ю.В., сын - Максимов И.Ю., дочь Мисюренко А.Ю.) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, по избранному месту жительства - город Красноярск, с датой постановки на учет – 17.06.2009.
16.05.2018 Максимов Ю.В. обратился к ответчику с заявлением об изменении формы обеспечения жильем: вместо предоставления жилого помещения по договору социального найма предоставить жилищную субсидию. Так же просил при обеспечении жилым помещением не учитывать в качестве члена его семьи дочь Мисюренко А.Ю.
Решением отделения (территориальное, г.Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» № от 06.06.2018 дочь Максимова Ю.В. - Мисюренко (Максимова) Анна Юрьевна, 27.11.1984 г.р., снята с учёта на основании пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российский Федерации.
31.10.2019 Максимов Ю.В. обратился в ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии на состав семьи 2 человека (Максимов Ю.В. и сын Максимов И.Ю.)
Решением отделения ФГКУ «Центррегионжилье» (территориальное, г. Красноярск) от 20.01.2020 г. № № был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сын Максимова Ю.В. – Максимов И.Ю., в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с утратой им оснований, дающих прав на получение жилого помещения, предоставляемого для постоянного проживания. В обоснование принятого решения указано, что сын Максимова Ю.В. – Максимов И.Ю., проходящий военную службу по контракту в воинской части, находящейся в г. Железногорск Красноярского края, совместно с гражданином, уволенным с военной службы, не проживает, в связи с чем утратил право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих».
06.03.2020 ФГКУ «Центррегионжилье» принято решение № № о предоставлении Максимову Ю.В. жилищной субсидии на одного человека исходя из норматива общей площади жилого помещении 33 кв.м. с применением коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы 2,750, в размере 4 175 679, 75 руб.
В соответствии с уведомлением ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», сумма субсидии перечислена на указанный истцом расчетный счет 12.03.2020.
Решением отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» № от <дата>. Максимов Ю.В. был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что сын истца- Максимов И.Ю. имеет постоянное место жительство по адресу: <дата> Отсутствие Максимова И.Ю. в указанном жилом помещении носило временный характер, в связи с чем он сохранил право на жилое помещение, занимаемое им до поступления на военную службу и, следовательно, как член семьи истца имеет право состоять на учете на получение субсидии.
В этой связи, суд признал незаконным решение ФГКУ «Центррегионжилье» от 20.01.2020 г. №, которым Максимов И.Ю. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, и возложил на ответчика обязанность восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына Максимова Ю.В. – Максимова И.Ю.
Судебная коллегия находит, что указанные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, сын истца Максимов И.Ю. с 06.09.2012 проходил военную службу по контракту в войсковой части 3377, дислоцированной в г. Железногорск Красноярского края. Уволен с военной службы по окончанию срока контракта 06.09.2020. Выслуга лет в календарном исчислении на 07.09.2020 составляет 9 лет 00 месяцев 00 дней.
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания, на период с 18.10.2018 по 06.09.2020 Максимов И.Ю. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу <адрес>.
В соответствии со справками, выданными командиром войсковой части 3377, Максимов И.Ю. в период службы в войсковой части с 19.12.2013 состоял на жилищном учете (протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 3377 от 19.12.2013), от войсковой части 3377 жилым помещением специализированного жилого фонда не обеспечивался, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в г. Железногорске не выплачивалась. Является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Целевой жилищный заем не реализовал. По имеющимся данным, в г. Железногорск проживал в съемной квартире по ул. Свердлова д.37 кв.50.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.
Из ст. 239 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 N 1495 следует, что порядок выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяется командиром воинской части.
Статьей 245.1 Устава установлено, что порядок убытия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за территорию закрытых военных городков определяется командиром воинской части исходя из необходимости поддержания боевой готовности и обеспечения своевременности прибытия указанных военнослужащих к месту службы, а также с учетом особенностей дислокации воинской части.
В соответствии с абзацем одиннадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу, что сын истца- Максимов И.Ю., перестал являться членом семьи Максимова Ю.В. в понимании Жилищного кодекса РФ и Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку в связи с прохождением военной службы в ЗАТО г. Железногорск с 2012 года постоянно проживал в указанном населенном пункте. Факт совместного проживания Максимова И.Ю. с истцом по месту своей регистрации материалами дела не подтвержден. Учитывая, что г. Железногорск расположен на расстоянии более 300 км. от ЗАТО п. Солнечный Красноярского края, а так же особенности прохождения военной службы, исключающие возможность произвольного передвижения и проживания на большом удалении от места службы, постоянное проживание Максимова И.Ю. с истцом не было возможно. Материалы дела не содержат доказательств, достоверно подтверждающих, что сын истца, зарегистрированный вместе с истцом в жилом помещении, вел с ним общее хозяйство, имел совместный бюджет, общие расходы на приобретение продуктов питания, имущество для совместного пользования.
Само по себе наличие близких родственных отношений между ними, так же как и наличие регистрации Максимова И.Ю. по месту жительства истца, не является основанием для признания его членом семьи Максимова Ю.В., применительно к положениям ч.1 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации, по общему правилу которой обязательным условием отнесения детей нанимателя жилого помещения к членам его семьи является их совместное проживание.
Кроме того, и в силу пункта 3 части 1 ст.56 ЖК РФ выезд на место жительства в другое муниципальное образование является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в обеспечении жильем.
В силу приведенных положений абзаца одиннадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", за военнослужащими сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебное заведение, лишь на первые пять лет военной службы, в то время как Максимов И.Ю. на момент принятия оспариваемого решения проходил военную службу по контракту в ином населенном пункте более 8 лет.
То обстоятельство, что Максимов И.Ю. был уволен с военной службы в сентябре 2020 года, правового значения не имеет, так как основания для признания его членом семьи истца на момент принятия ФГКУ «Центррегионжилье» оспариваемого решения отсутствовали.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу, что ФГКУ «Центррегионжилье» было обоснованно принято решение о снятии Максимова И.Ю. с учета нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи Максимова Ю.В., и основания для возложения на ответчика обязанности восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях у суда отсутствовали.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым указать, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", мера по обеспечению жильем предоставляется один раз, истец Максимов Ю.В. обеспечен жилищной субсидией, в связи с чем снят с жилищного учета, и указанное решение не оспаривалось и не было отменено. Права членов семьи военнослужащего производны от права самого военнослужащего на получение жилья, поэтому при утрате истцом статуса состоящего на учете по обеспечению жильем по линии Министерства обороны РФ, его сын не обладает самостоятельным правом состоять на жилищной учете и быть обеспеченным жильем за счет средств военного ведомства.
В этой связи, решение Советского районного суда от 03.112.2020 подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 03 декабря 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Максимова Юрия Викторовича к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания сына Максимова Юрия Викторовича- Максимова Игоря Юрьевича- отказать.
Председательствующий
Судьи