УИД 11RS0001-01-2021-014763-85 Дело № 2а-7875/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
с участием прокурора Бондарева Г.И.,
представителя административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми Антонова Р.А., административного ответчика Карманова Валерия Александровича,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 22 сентября 2021 года с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении в отношении Карманова Валерия Александровича административного надзора,
установил:
ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Карманову В.А. об установлении административного надзора до погашения судимости за совершение особо тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений, а именно на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытии наказания по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2005, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания в определенных местах, а именно барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив, запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При разрешении дела по существу в судебном заседании представитель ФКУ ИК - 1 УФСИН России по Республике Коми Антонов Р.А. на удовлетворении заявленных требований об установлении в отношении Карманова В.А. административного надзора настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Карманов В.А., участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, с заявленными требованиями не согласился. Ссылаясь на то, что отбыл наказание по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми, настаивал на том, что установление в отношении него административного надзора будет свидетельствовать о повторном привлечении его к ответственности, указал, что дважды не готов нести наказание.
Прокурор в своем заключении просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме с установлением в отношении поднадзорного лица выбранных ограничений.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
В соответствии с требованиями статей 1, 3 Федерального надзора от 06.04.2011 №64-ФЗ административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 указанного Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Согласно требованиям названной статьи в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Судом установлено, что Карманов В.Ю. ранее судим, 08.12.2005 приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми с учетом постановления Удорского районного суда Республики Коми от 16.08.2012 по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса РФ, части 1 статьи 105 Уголовного кодекса РФ, части 3 статьи 69, статей 70, 79 Уголовного кодекса РФ к 13 годам 10 месяцам лишения свободы. Освобожден по отбытию срока наказания.
28.07.2020 приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми Карманов В.Ю. осужден по части 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса РФ к 6 месяцам лишения свободы. Освобожден 25.01.2021 по отбытию срока наказания.
24.12.2020 решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми в отношении Карманова В.А. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах, а именно барах, ресторанах, иных питейных заведениях, где реализуется спиртное на розлив, запрещения выезжать за пределы территории Республики Коми.
В настоящее время отбывает наказание по приговору мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми по части 2 статьи 139, части 5 статьи 69 Уголовного кодекса РФ, к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока 11.08.2021, конец срока 05.11.2021.
Согласно представленным доказательствам, за время отбывания наказания административный ответчик характеризуется следующим образом.
Прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми 07.06.2021, режима содержание не допускал и не поощрялся.
В ФКУ ИК – 1 УФСИН России по Республике Коми прибыл 19.08.2021.
За весь период отбывания наказания нарушений не допускал, не поощрялся. К вопросу трудоустройства относится положительно, к выполнению работ по благоустройству территории исправительного учреждения – удовлетворительно. Мероприятия воспитательного характера посещает неохотно, реагирует на них не всегда правильно. Проводимую индивидуально-воспитательную работу воспринимает сдержанно, на проводимые беседы индивидуально-воспитательного и профилактического характера реагирует не всегда правильно. На профилактическом учете не состоит. По складу характера уравновешен, общителен. В среде уживчив, конфликтных ситуаций не допускает, отношения поддерживает с осужденными отрицательной направленности. Положительным авторитетом среди осужденных не пользуется. Не обучается, повысить свой профессиональный уровень и получить востребованные специальности на производстве не стремиться. Связь с родственниками поддерживает путем переписки, социально-полезные связи в период отбывания наказания не утратил.
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пункте 32 постановления от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Оценив фактические обстоятельства по делу применительно к установленных законом требованиям и руководствуясь тем, что административный ответчик совершил особо тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, суд на основании положений Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для установления в отношении административного ответчика административного надзора с учетом предусмотренных законом ограничений.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений пункта «д» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2005.
В соответствии со статьей 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе от 06.04.2011 № 64-ФЗ, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
По материалам дела, на основании представленной копии паспорта поднадзорного лица, установлено, что Карманов В.А. на регистрационном учете по месту жительства не стоит, соответствующая запись в паспорте поднадзорного лица отсутствует.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, подлежит установлению судом и является обязательным административное ограничение в виде запрещения выезжать за установленные судом пределы территории.
Руководствуясь тем, что административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел, равно как и ограничение в виде запрещения выезжать за установленные судом пределы территории с учетом фактических обстоятельств является обязательным, суд с учетом личности административного ответчика, устанавливает ему обязательную явку 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; также считает необходимым установить Карманову В.А. ограничение в виде запрещения выехать за пределы территории муниципального образования, избранного поднадзорным лицом в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.
По результатам оценки доказательств суд также считает необходимым установить в отношении Карманова В.А. административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, а именно барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив.
Устанавливая административное ограничение в виде запрета на пребывание в определенных местах, а именно барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив, суд исходит из того, что преступление, за совершение которого на основании приговора Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2005 в отношении Карманова В.А. устанавливается административный надзор, совершено административным ответчиком в состоянии алкогольного опьянения.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, его совершение в состоянии алкогольного опьянения, суд, наряду с иными доказательствами по делу, в целях обеспечения индивидуального профилактического воздействия на лицо, в отношении которого устанавливается административный надзор, приходит к выводу о безусловной необходимости установления данного ограничения.
Вопреки доводам административного ответчика административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
Административные ограничения, включая запрещение пребывания в определенных местах, согласуется с нормой статьи 55 части 3 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 597-О-О, от 24.09.2012 № 1741-О, от 22.11.2012 № 2064-О).
Срок административного надзора в отношении административного ответчика следует исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 272, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Карманова Валерия Александровича удовлетворить.
Установить в отношении Карманова Валерия Александровича административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2005, со следующими административными ограничениями:
- обязательная явка 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания в определенных местах, а именно барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив;
- запрещение выезда за пределы территории муниципального образования, избранного Кармановым Валерием Александровичем в качестве места жительства, пребывания или фактического нахождения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Карманова В.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На решение может быть подана апелляционные жалоба, принесен протест в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Л.А. Печинина
<данные изъяты>