Решение по делу № 33-10046/2017 от 20.07.2017

Судья Куликова А.С.                         дело № 33-10046/2017

А- 2.119

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2017 года                         г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Макурина В.М.

судей Абрамовича В.В., Лоншаковой Е.О.

при секретаре Полынкиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,

гражданское дело по иску Зборомирской Г.В. к администрации Свердловского района г. Красноярска о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, признать право на внеочередное предоставление жилого помещения, пригодного для проживания инвалида-колясочника,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Свердловского района г. Красноярска – Моисеевой Э.А.,

на решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 апреля 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Зборомирской Г.В. к администрации Свердловского района г. Красноярска о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, признать право на внеочередное предоставление жилого помещения пригодным для проживания инвалида-колясочника - удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Свердловского района г. Красноярска принять Зборомирскую Г.В. на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Признать за Зборомирской Г.В. право на предоставление жилого помещения, пригодного для проживания инвалида-колясочника, по условиям договора социального найма».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Зборомирская Г.В. обратилась в суд с настоящим иском. Требования мотивированы тем, что Зборомирская Г.В. является собственником квартиры <адрес> Истец признана инвалидом <данные изъяты> группы. Распоряжением администрации г. Красноярска от 10.07.2015 года № 64-гх указанная квартира объявлена непригодной для проживания инвалида <данные изъяты> Зборомирской Г.В. На основании выданного распоряжения администрации г. Красноярска Зборомирская Г.В. обратилась к администрации Свердловского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. 11.08.2015 года администрация Свердловского района г. Красноярска отказала в удовлетворении заявления, поскольку Зборомирской Г.В. не было предоставлено решение органа местного самоуправления о признании ее малоимущей. В связи с изложенным, Зборомирская Г.В. считает свои права нарушенными, просила суд возложить обязанность на администрацию Свердловского района г. Красноярска поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. В процессе рассмотрения дела, уточнив исковые требования, просила возложить обязанность на администрацию Свердловского района г. Красноярска поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, признать право на внеочередное предоставление жилого помещения пригодным для проживания инвалида-<данные изъяты>

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Свердловского района г. Красноярска – Моисеева Э.А. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает на то, что наличие у Зборомирской Г.В. права на дополнительную жилую площадь не может является основанием для отнесения ее к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении. Полагает, что одним из возможных вариантов разрешения жилищного вопроса Зборомирской Г.В. может быть заключение договора мены.

В возражениях на апелляционную жалобу Зборомирская Г.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Зборомирская Г.В. является инвалидом <данные изъяты> группы, используя при передвижении инвалидное кресло-коляску, что подтверждается справкой МСЭ (л.д.11).

Зборомирская Г.В. имеет на праве собственности квартиру № <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права (л.д 35.)

Распоряжением № 64-гх от 10.07.2015г. «О признании домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, жилых помещений непригодных для проживания» на основании решения межведомственной комиссии, квартира № <адрес> признана не пригодной для проживания инвалида колясочника Зборомирской Г.В. (л.д. 6).

12.12.2015г. Зборомирская Г.В. обратилась к администрации Свердловского района г. Красноярска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемого по договорам социального найма.

28.12.2015 года администрацией Свердловского района г. Красноярска отказано истцу в удовлетворении заявления, поскольку не представлено решение управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска о признании ее малоимущей (л.д. 12-13).

Письмом от 25.08.2015 года №143728 администрации Свердловского района г. Красноярска подтверждён факт обращения Зборомирской Г.В с заявлением о признании её малоимущей. В связи с отсутствием необходимых документов заявление Зборомирской Г.В. оставлено без рассмотрения.

Удовлетворяя исковые требования Зборомирской Г.В. о признании недействительным решения и возложении обязанности по постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалида, суд первой инстанции исходил из того, что Зборомирская Г.В. как инвалид <данные изъяты> группы, подлежит постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, поскольку проживает в квартире, непригодной для проживания инвалида, в связи с чем признание ее малоимущей не требуется.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем документы, подтверждающие право Зборомирской Г.В. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, малоимущей она в установленном законом порядке не признана, в связи с чем вывод суда первой инстанции о наличии оснований для принятия Зборомирской Г.В. на соответствующий жилищный учет сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.

При изложенном, доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания судебной коллегии, а решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильном применении судом норм материального права (п.п. 3, 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Принимая во внимание, что по делу не требуется установления новых юридически значимых обстоятельств, собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены полно, судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым отказать в иске Зборомирской Г.В. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 апреля 2017 года – отменить. Принять новое решение, которым:

В удовлетворении исковых требований Зборомирской Г.В. к администрации Свердловского района г. Красноярска о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, признать право на внеочередное предоставление жилого помещения, пригодного для проживания инвалида-колясочника, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-10046/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Зборомирская Галина Викторовна
Ответчики
администрация Свердловского района г. Красноярска
Другие
Управление социальной защиты населения администрации Свердловского района г.Красноярска
Администрация г.Красноярска
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Абрамович Василий Валерьевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.08.2020Судебное заседание
02.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
31.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее