Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 11 декабря 2017 года
Московский городской суд
в составе судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
при секретаре Цветкове Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-2609/2017 по административному исковому заявлению Воробьевой З* В*, Гусейнова З* А*, Ермолова А* В*, Золотаревой О* Ю*, Бурмакова Л* Ю*, Поповой В* В*, Соловьевой Е* А*, Банцерова А* А*, Рыбушкина Г* Н*, Рудаковой Л* И*, Новикова О* С*, Арацкой А* М*, Мазной Е* В*, Плеханова В* В*, Плехановой Т* В*, Плеханова В* П*, Сигалова Л* В*, Хоркиной И* В*, Швецовой К* А*, Пузырева А* Н*, Кульбацкого А* А*, Золотаревой М* М*, Мазного Е* В*, Терещенко М* М*, Сапожникова Я* М*, Серых Е* П*, Кожевникова А* Д*, Качалина А* О*, Митриковой О* М*, Рузаевой Л* В*, Блишуна П* И*, Корнелюк Л* А*, Урумова И* О* о признании недействующими пункта 7052 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», пункта 19725 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП»,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1) (далее также Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы» в пункте 1 постановления Правительства Москвы № 700-ПП исключены слова «на 2015 год и последующие налоговые периоды». Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее также Перечень на 2016 год). Постановление № 786-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы по адресу: http://www.mos.ru, 27 ноября 2015 года, в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 67, 1 декабря 2015 года.
Пунктом 7052 названного Перечня на 2016 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:09:0001012:1009, общей площадью 13820,1 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, *.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года №789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП» внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость». В результате внесённых изменений Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на налоговый период 2017 года (далее также Перечень на 2017 год). Постановление № 789-ПП опубликовано 30 декабря 2016 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 72, а также размещён 29 ноября 2016 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктом 19725 также включено указанное выше здание.
В настоящее время в названное постановление внесены изменения постановлениями Правительства Москвы от 31 марта 2015 года № 153-ПП, от 29 апреля 2015 года № 254-ПП, от 30 июня 2015 года № 387-ПП, от 29 июля 2015 года № 466-ПП, от 27 октября 2015 года № 705-ПП, от 26 ноября 2015 года № 786-ПП, от 15 декабря 2015 года № 874-ПП, от 17 мая 2016 года № 252-ПП, от 26 июля 2016 года № 456-ПП, от 29 ноября 2016 года № 789-ПП, от 6 декабря 2016 года № 828-ПП, от 28 марта 2017 года №132-ПП, от 25 июля 2017 года № 486-ПП, от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, от 19 декабря 2017 года № 1046-ПП.
Воробьева З.В., Гусейнов З.А., Ермолов А.В., Золотарева О.Ю., Бурмаков Л.Ю., Попова В.В., Соловьева Е.А., Банцеров А.А., Рыбушкин Г.Н., Рудакова Л.И., Новиков О.С., Арацкая А.М., Мазная Е. В., Плеханов В.В., Плеханова Т.В., Плеханов В.П., Сигалов Л.В., Хоркина И.В., Швецова К.А., Пузырев А.Н., Кульбацкий А.А., Золотарева М.М., Мазной Е.В., Терещенко М.М., Сапожников Я.М., Серых Е.П., Кожевников А.Д. Качалин А.О., Митрикова О.М., Рузаева Л.В., Блишун П.И., Корнелюк Л.А., Урумов И.О., являясь собственниками гаражных боксов и иных нежилых помещений, расположенных в названном здании, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими пункт 7052 Перечня на 2016 год, пункт 19725 Перечня на 2017 год.
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что здание с кадастровым номером 77:09:0001012:1009, общей площадью 13820,1 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, *, и включенное в Перечни на 2016, 2017 годы, не обладает признаками объектов налогообложения, определёнными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанный объект недвижимости не является административно-деловым центром и/или торговым центром. В 2016 году были заключены договоры аренды в отношении гаражных боксов, общая площадь которых составила 1996,1 кв.м или 14, 44 % от общей площади здания. Актом обследования фактического использования спорного здания № 9090767/ОФИ от 14 февраля 2017 года, составленным Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, установлено, что в здании для целей размещения офисов и объектов бытового обслуживания используется 17,06 % помещений от общей площади здания. Включение здания в Перечни на 2016, 2017 годы нарушает права и законные интересы административных истцов, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, так как незаконно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Административный истец Воробьева З.В., представитель административных истцов Тетерятников А.Ф. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Вовк А.С. в судебное заседание явился, требования административных истцов не признал, указав, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административных истцов.
Выслушав объяснения административного истца Воробьевой З.В., представителей административных истцов, административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административные истцы Воробьева З.В., Гусейнов З.А., Ермолов А.В., Золотарева О.Ю., Бурмаков Л.Ю., Попова В.В., Соловьева Е.А., Банцеров А.А., Рыбушкин Г.Н., Рудакова Л.И., Новиков О.С., Арацкая А.М., Мазная Е. В., Плеханов В.В., Плеханова Т.В., Плеханов В.П., Сигалов Л.В., Хоркина И.В., Швецова К.А., Пузырев А.Н., Кульбацкий А.А., Золотарева М.М., Мазной Е.В., Терещенко М.М., Сапожников Я.М., Серых Е.П., Кожевников А.Д. Качалин А.О., Митрикова О.М., Рузаева Л.В., Блишун П.И., Корнелюк Л.А., Урумов И.О. являются собственниками гаражных боксов и нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером 77:09:0001012:1009 по адресу: г. Москва, *, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежащие административным истцам нежилые помещения являются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19 ноября 2014 года № 51 «О налоге на имущество физических лиц» с 01 января 2015 года на территории г. Москвы введен новый порядок исчисления налоговыми органами налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости.
Вместе с тем, в силу положений пунктов 2, 5 статьи 1 Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года № 51 «О налоге на имущество физических лиц» ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются, в том числе в отношении гаражей и машино-мест - в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения, прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в размере 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2016 году; 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2017 году.
В отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, ставка налога на имущество физических лиц устанавливается в размере 2,0 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения (пункт 4.1 части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 19 ноября 2014 года № 51 «О налоге на имущество физических лиц»).
Таким образом, включение спорного здания с кадастровым номером 77:09:0001012:1009 в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016, 2017 годы, затрагивает права административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц.
На территории города Москвы с 01 января 2015 года действуют положения статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» в редакции Законов города Москвы от 20 ноября 2013 года № 63, от 07 мая 2014 года №25, от 26 ноября 2014 года № 56, которые устанавливают особенности определения налоговой базы недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости.
Данной нормой предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП.
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Госинспекция).
Как следует из материалов дела, нежилое 8-этажное здание, с кадастровым номером 77:09:0001012:1009, общей площадью 13820,1 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, *, включено в оспариваемые Перечни на 2016, 2017 годы исходя из критерия его фактического использования.
Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида его фактического использования, по результатам которых составлен акт от 11 ноября 2014 года № 9099935.
Согласно названному акту здание фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из содержания данного акта следует, что представителем собственника доступ в помещения здания сотрудникам Госинспекции не предоставлен. Вывод о фактическом использовании здания сделан на иных признаках - на основе документов технического учета и результатов визуального осмотра фасада здания.
Согласно пункту 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (в редакции постановления Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП, действовавшей на момент проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания), в случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
Вместе с тем в нарушение пункта 3.6 Порядка в акте от 11 ноября 2014 года № 9099935 отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое использование здания, не указаны какие-либо выявленные признаки размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, приложенные фотографии фасада здания не подтверждают фактическое использование более 20% помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не приведены обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в обследуемое здание.
При таких обстоятельствах, заключение в акте обследования Госинспекции по недвижимости от 11 ноября 2014 года № 9099935 о фактическом использовании спорного нежилого здания и помещений в нем для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания основано на формальных основаниях, по причине отсутствия у инспекторов доступа в данное здание.
В ходе рассмотрения дела по существу административный истец Воробьева З.В., представитель административных истцов не оспаривали того факта, что часть гаражных боксов и нежилых помещений действительно используется в целях размещения офисов и объектов бытового обслуживания. Однако общая площадь таких помещений в 2016 году составляла не более 14,44 % от общей площади здания, а в 2017 году – не более 17, 06 % от общей площади здания.
Так, в расчёте арендуемых площадей на 01 января 2016 года административные истцы указали, что помещение «шиномонтаж» площадью 744 кв.м сдавалось в аренду ООО «Флотский»; помещение «мойка» площадью 395, 4 кв.м было арендовано индивидуальным предпринимателем «Исхаков»; помещение XIII бокс 325, площадью 108,7 кв.м, а также помещение XIII комн. 31-37 площадью 140,3 кв.м сдавались в аренду ООО «Новатекс»; помещение XIV комн. 32-38 площадью 122, 4 кв.м сдавалось в аренду ООО «ВЭГ ТРАНС», ООО «Интерактив»; помещение XVI комн. 32-38 площадью 141,1 кв.м сдавалось в аренду ООО «Роуминг», ООО «Тревелком», ООО «Сантехсистема», ООО «Амадеин»; помещение XVI бокс 626 площадью 110,1 кв.м сдавалось в аренду ООО «Си.О.Менеджмент», ООО «Рокаут»; помещение XVIII бокс -831 площадью 110,3 кв.м сдавалось в аренду ООО «Спектр-Авиа».
В расчёте арендуемых площадей на 01 января 2017 года административные истцы указали, что помещение «шиномонтаж» площадью 744 кв.м сдавалось в аренду ООО «Флотский»; помещение «мойка» площадью 395, 4 кв.м было арендовано индивидуальным предпринимателем «Исхаков»; помещение XIII бокс 325, площадью 108,7 кв.м, а также помещение XIII комн. 31-37 площадью 140,3 кв.м сдавались в аренду ООО «Новатекс», ООО «Комакс Групп»; помещение XIV комн. 32-38 площадью 122, 4 кв.м, а также помещение XIV бокс 426 площадью 108,4 кв.м сдавалось в аренду ООО «ВЭГ ТРАНС», ООО «Интерактив»; помещение XV бокс 536 площадью 108 кв.м сдавалось в аренду, помещение XV бокс 535 площадью 145, 9 кв.м сдавалось в аренду; помещение XVI комн. 32-38 площадью 141,1 кв.м сдавалось в аренду ООО «Продукты XXII века» ООО «Роуминг», ООО «Тревелком», ООО «Сантехсистема», ООО «Амадеин»; помещение XVI бокс 626 площадью 110,1 кв.м сдавалось в аренду ООО «Си.О.Менеджмент», ООО «Рокаут»; помещение XVIII бокс -831 площадью 110,3 кв.м сдавалось в аренду ООО «Спектр-Авиа».
На основании приведённых выше данных истцами был произведён расчёт площадей в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённой постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года №257-ПП, согласно которому суммарная доля всех площадей, используемых под размещение объектов бытового обслуживания и офисов, с учётом размера площади помещений общего пользования, используемых для осуществления каждого вида деятельности, на 01 января 2016 года составляла 1996, 1 кв. м, то есть 14,44% общей площади спорного здания, а на 01 января 2017 года – 2358,4 кв.м, то есть 17, 06 % общей площади спорного здания (13820,1 кв.м).
Указанное обстоятельство подтверждается договорами аренды нежилых помещений, представленными в материалы дела, а также справкой № 18 от 27 ноября 2017 года ООО «Управление гаражным комплексом», являющегося эксплуатирующей организацией в здании многоэтажного гаража-стоянки по адресу: г.Москва, *, из которой следует, что иным лицам, не указанным в расчетах административных истцов, пропуска на проход в здание не выдавались в юридически значимый период.
Доказательств того, что расчет долей помещений спорного здания, используемых под размещение офисов и объектов бытового обслуживания, произведён с нарушением Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (приложение № 1 к Порядку) в материалы дела не представлено и представитель Правительства Москвы на них не ссылался.
Таким образом, в здании используется менее 20% помещений под офисы и объекты бытового обслуживания.
Кроме того, по инициативе Правительства Москвы Госинспекцией были проведены повторные мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания.
По результатам повторного обследования здания Госинспекцией составлен акт обследования от 14 февраля 2017 года № 9090767/ОФИ, в котором опровергнуты выводы первоначального акта о фактическом использовании здания, а также установлено, что нежилое здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, так как под офисы и бытовое обслуживание занято менее 20% площади здания, а именно 17,06%.
Сведения, отраженные в акте обследования от 14 февраля 2017 года № 9090767/ОФИ, подтверждаются приложенными к акту фотоматериалами, экспликацией и поэтажным планом указанного здания.
Размещение в здании офисов и объектов бытового обслуживания, а также процентное соотношение площадей здания, используемых под их размещение (менее 20% общей площади здания), установленное в акте обследования от 14 февраля 2017 года № 9090767/ОФИ, ни представителем административных истцов, ни представителем административного ответчика не оспаривалось.
Доказательств того, что на дату утверждения Перечней на 2016, 2017 годы, равно как и на начало налоговых периодов 2016, 2017 годов (1 января 2016 года, 01 января 2017 года), под размещение офисов, объектов бытового обслуживания использовалось 20 и более % общей площади спорного здания, не представлено.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств относительно включения здания в Перечни на 2016, 2017 годы не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что здание, включённое в Перечень на 2016 год (пункт 7052) и Перечень на 2017 год (пункт 19725), не отвечает признакам, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Оспариваемое положение пункта 7052 Перечня на 2016 год затрагивает права административных истцов, срок его действия ограничен 2016 годом, то есть оно распространяется на истекший налоговый период, при этом срок исковой давности по взысканию недоимки по названному налогу на имущество составляет три года и на момент рассмотрения настоящего дела этот срок не истёк. Оспариваемым пунктом 19725 Перечня на 2017 год также затрагиваются права административных истцов и урегулированы правоотношения по уплате налога на имущество за 2017 год, срок уплаты по которому на момент рассмотрения судом настоящего дела не наступил. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года №789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года №700-ПП», которым Перечень на 2017 год изложен в новой редакции, включивший оспариваемый пункт 19725, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов пункт 7052 Перечня на 2016 год подлежит признанию недействующим с 1 января 2016 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП, а пункт 19725 Перечня на 2017 года – с 01 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП.
В связи с удовлетворением требований административных истцов, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесённых сторонами судебных расходов взыскать с Правительства Москвы в пользу Воробьевой З.В. 300 рублей в счёт возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Воробьевой З* В*, Гусейнова З* А*, Ермолова А* В*, Золотаревой О* Ю*, Бурмакова Л* Ю*, Поповой В* В*, Соловьевой Е* А*, Банцерова А* А*, Рыбушкина Г* Н*, Рудаковой Л* И*, Новикова О* С*, Арацкой А* М*, Мазной Е* В*, Плеханова В* В*, Плехановой Т* В*, Плеханова В* П*, Сигалова Л* В*, Хоркиной И* В*, Швецовой К* А*, Пузырева А* Н*, Кульбацкого А* А*, Золотаревой М* М*, Мазного Е* В*, Терещенко М* М*, Сапожникова Я* М*, Серых Е* П*, Кожевникова А* Д*, Качалина А* О*, Митриковой О* М*, Рузаевой Л* В*, Блишуна П* И*, Корнелюк Л* А*, Урумова И* О* о признании недействующими пункта 7052 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы», пункта 19725 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП» удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2016 года пункт 7052 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы».
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт 19725 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года № 789-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП».
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Воробьевой З* В* в счёт возврата государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда А.С. Лопаткина