Решение по делу № 33а-739/2020 от 30.01.2020

Судья Дмитриев А.В.

№ 33а-739/2020

10RS0004-01-2019-000873-73

2а-1176/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27.02.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судейСоляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретареСафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19.11.2019 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Кондопога» к ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» о признании незаконными акта проверки от 28.02.2019 и предписания (.....) об устранении нарушений лесного законодательства от 28.02.2019.

Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Кондопога» (далее – административный истец, общество) обратилось в суд с административным иском по тем основаниям, что в период с 01.02.2019 по 28.02.2019 ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» (далее – административный ответчик, административный орган) была проведена плановая проверка выполнения ОАО «Кондопога» лесного законодательства Российской Федерации и Республики К.., а также условий договоров аренды при использовании лесов на территории ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество», в результате составлен акт проверки от 28.02.2019 (.....), вынесено предписание от 28.02.2019 (.....).

Считая, что проверкапроведена с грубыми нарушениями, поскольку обществом была осуществлена уступка по договорам аренды лесных участков в пользу АО «Северный лес», что подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества от 01.09.2018 с отметкой о регистрации перехода права, сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, ОАО «Кондопога» просило признать недействительными акт проверки от 28.02.2019 (.....) и предписание от 28.02.2019 (.....).

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе представительОАО «Кондопога»Карнишев А.В., действующий на основании доверенности, просит его отменить, принять по делу новое решение.В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Карнишев А.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 14.11.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (в настоящее время – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия) и ОАО «Кондопога» заключен договор аренды лесного участка (.....), согласно которому с учетом дополнительного соглашения от 18.12.2012 арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в квартале (...), в целях разработки глиняного карьера на месторождении «Вороновское» в Кондопожском районе Республики Карелия в соответствии с лицензией на добычу глин (серия ПТЗ (.....), вид ТЭ, срок окончания действия лицензии 31.12.2032) на срок действия лицензии до 31.12.2032.

Кроме того 10.04.2014 между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время – Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия) и ОАО «Кондопога» заключен договор аренды лесного участка (.....), согласно которому арендатор принял в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в части кварталов124(...), для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на участке недр «Кончезеро-2» в Кондопожском муниципальном районе Республики Карелия в соответствии с лицензией на пользование недрами (серия ПТЗ (.....) ТР, срок окончания действия лицензии 30.12.2028) на срок действия лицензии до 30.12.2028.

01.09.2018 актом приема-передачи недвижимого имущества ОАО «Кондопога», вносимого для оплаты доли ОАО «Кондопога» в уставном капитале АО «Северный лес», учредитель (ОАО «Кондопога») передал в числе прочего недвижимого имущества права по договорам аренды лесных участков от 14.11.2008 (.....) и от 10.04.2014 (.....) ((...)). В ЕГРН внесены сведения об АО «Северный лес» как об арендаторе указанных земельных участков.

29.12.2018 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия издано распоряжение (.....)-рн о проведении плановой документарной и выездной проверки в отношении ОАО «Кондопога» по адресу: Республика Карелия, г.Кондопога, ул. Комсомольская, д. 18а, а также на территории лесного участка в кварталах: (...).

Письмами от 15.01.2019 (.....), от 21.01.2019 (.....), от 15.02.2019 (.....) административный истец был уведомлен о необходимости обеспечить участие представителя ОАО «Кондопога» при проведении проверочных мероприятий, однако при проведении осмотра представитель общества не участвовал, доступ не предоставлялся.

В период с 01.02.2019 по 28.02.2019 ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» проведена плановая выездная документарная проверка в отношении ОАО «Кондопога», по результатам которой выявлены нарушения, оформленные актом проверки от 28.02.2019 (.....).

В этот же день в адрес административного истца вынесенооспариваемое предписание(.....), административному истцу предписано в соответствии с договором аренды от 14.11.2008 (.....), проектом освоения лесов к договору аренды от 14.11.2008 (.....), договором аренды от 10.04.2014 (.....), проектом освоения лесов к договору аренды от 10.04.2014 (.....), приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 №161 (в редакции приказа от 15.07.2015 №321), актом проверки соблюдения требований лесного законодательства от 28.02.2019 (.....) в срок до 01.04.2019:

1) создать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на вспомогательной площадке предприятия, договор аренды лесного участка от 14.11.2008 (.....);

2) создать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря на территории карьера (...) договор аренды лесного участка от 10.04.2014 (.....).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые акт и предписание от 28.02.2019 вынесены в соответствии с нормами действующего законодательства, возложение на ОАО «Кондопога» как на арендатора лесных участков обязанности по созданию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на их территории является законным и права административного истца не нарушает.

В соответствии с ч.1 ст.9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частями 3,4 ст.71 ЛК РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом.К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.

Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и Лесным кодексом (ч.1 ст.74.1 ЛК РФ).

В силу п.1 ч.1 ст.83 ЛК РФ Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.

В соответствии со ст.392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.

Перевод должником своего долга на другое лицо допускается с согласия кредитора и при отсутствии такого согласия является ничтожным (п.2 ст.391 ГК РФ).

В п.73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относится соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно ч.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (ч.3 ст.25.1 ЗаконаРоссийской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»).

Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 28.05.2012 №795 утвержден Порядок выдачи арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами.

Учитывая изложенное, заключение договора аренды лесного участка в соответствии со ст.ст.43, 73.1 ЛК РФ возможно при наличии у организации соответствующей лицензии, а передача прав по договору аренды возможна лишь после получения согласия арендодателя.

Поскольку административный истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о получении согласия на передачу прав и обязанностей по договорам аренды от 14.11.2008 (.....), от 10.04.2014 (.....), а лицензии (.....), (.....) не переоформлялись на АО «Северный лес», постольку на момент проведения проверки ОАО «Кондопога» являлосьнадлежащим лицом, в отношении которого была проведена проверка.

В соответствии с ч.1, п.4 ч.2 ст.53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

Согласно пп.«в» п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

При использовании лесов в соответствии со ст.ст.36, 43 - 46ЛК РФ пункты сосредоточения противопожарного инвентаря организуются с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара. Пункты сосредоточения противопожарного инвентаря линий электропередачи могут создаваться на ближайших подстанциях таких линий (п.8 приложения №3 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов»).

Проектами освоения лесов предусмотрено наличие пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на вспомогательной площадке предприятия (по договору аренды лесного участка от 14.11.2008 (.....)), пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на территории карьера в (...) (по договору аренды лесного участка от 10.04.2014 (.....)).

Согласно акту осмотра от 26.02.2019 (...) в квартале (...) доступ в пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря не предоставлен, на территории карьера расположены деревянные строения и бетонный гараж, которые находятся в бесхозном состоянии; в квартале (...) доступ в пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря не предоставлен, на территории карьера расположены деревянные строения, которые находятся в бесхозном состоянии (закрытые на замок).

Учитывая, что на момент проведения проверки ОАО «Кондопога» являлось лицом, обязанным к соблюдению требований действующего противопожарного законодательства, а также условий договоров аренды при использовании лесов на территории ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество», но не обеспечило создание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на арендуемых лесных участках, при этом доказательств обратного обществом в судебные инстанции не представлено, судебная коллегия приходит к выводу оналичии у административного органа правовых оснований для вынесения в отношении административного истца оспариваемых акта и предписания.

Грубых нарушений законодательства при осуществлении контроля (надзора) при проведении проверки не выявлено.Срок, установленный для исполнения предписания, нельзя полагать неразумным, в том числе исходя из времени, прошедшего после заключения договоров аренды и утверждения проектов освоения лесов.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основанием для отмены судебного постановления не являются, основаны на неверном толковании норм материального права.

Поскольку нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19.11.2019 по настоящему делуоставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-739/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО Кондопога
Ответчики
ГКУ РК Кондопожское центральное лесничество
Другие
Карнишев Андрей Владимирович
Министрество природных ресурсов и экологии РК
Министерство имущественных и земельных отношений РК
АО Северный лес
ООО Северный лес
Управление Росреестра по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Сильченко Римма Петровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
31.01.2020Передача дела судье
27.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020Передано в экспедицию
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее