Решение по делу № 2-1114/2022 от 09.09.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Братск                                     09 ноября 2022 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                        Громовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания                    Векшиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1114/2022 по заявлению Администрации Муниципального образования «Братский район», заинтересованное лицо Администрация Зябинского сельского поселения, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Муниципального образования «Братский район» (далее - Администрация МО «Братский район») обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности муниципального образования «Братский район» на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:

- сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 18 645 м., кадастровый номер 38:02:031401:2174;

- сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 1 446 м., кадастровый номер 38:02:031401:2175;

В обоснование заявления представитель Администрации МО «Братский район» указал, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о принятии на учет следующих бесхозяйных объектов: сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 18 645 м., кадастровый номер 38:02:031401:2174, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.09.2022 № КУВИ-001/2022-15174852; сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 1 446 м., кадастровый номер 38:02:031401:2175, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.09.2022 № КУВИ-001/2022-151748333.

Указанные автомобильные дороги расположены территориально в границах Зябинского муниципального образования, стоят в качестве бесхозяйного недвижимого имущества более одного года.

На вышеуказанные объекты никто своих прав не заявлял, притязания иных лиц на спорное имущество отсутствуют.

Согласно ст. 37 Устава МО «Братский район» Администрация МО «Братский район» обладает правами юридического лица. К полномочиям Администрации МО «Братский район» относятся реализуемые в установленном законодательством и Уставом порядке, в том числе: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Братского района; управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Братского района, в порядке, определенном Думой Братского района.

Представитель заявителя Администрации МО «Братский район» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель заявителя Тлумач А.С., действующий на основании доверенности, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации МО «Братский район», также указал, что требования поддерживает.

Представитель заинтересованного лица Администрации Зябинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Глава Администрации Зябинского сельского поселения Доманов С.В., действующий на основании прав по должности, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, также указал, что возражений по заявленным требованиям не имеет.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 2-5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют орган регистрации прав.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Закона (пункты 5,6,9 Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931).

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В судебном заседании установлено, что сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местного значения, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 18 645 м., кадастровый номер 38:02:031401:2174, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости 02.07.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 02.09.2022 № КУВИ-001/2022-151747852 и сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местного значения, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 1 446 м., кадастровый номер 38:02:031401:2175, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости 02.07.2021, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 02.09.2022 № КУВИ-001/2022-151748333.

При этом, сооружения дорожного транспорта относятся к недвижимому имуществу, поэтому право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации.

Таким образом, с момента принятия на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, объекта недвижимого имущества как бесхозяйного прошло более года.

Из информационного письма Территориального управления Росимущества в Иркутской области № 38-сс/10571 от 23.08.2022 следует, что объекты недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта, кадастровой номер 38:02:031401:2175, протяженностью 1446 м. и сооружение дорожного транспорта, кадастровой номер 38:02:031401:2174, протяженностью 18645 м. по состоянию на 22.08.2022 в реестре федерального имущества не значатся.

Таким образом, судом достоверно установлено, что сооружения дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местного значения, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 18645 м., кадастровый номер 38:02:031401:2174 и автомобильная дорога общего пользования местного значения, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 1446 м., кадастровый номер 38:02:031401:2175, приняты на учет в установленном порядке как бесхозяйные объекты недвижимого имущества. При этом, данные объекты сооружения дорожного транспорта, не имеют собственника, не находятся в муниципальной собственности, о правах на них не заявлено.

В силу п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку в течение года со дня принятия сооружения дорожного транспорта на учет как бесхозяйной ее собственник не объявился, не заявил о своих правах и не предпринял никаких мер, которые свидетельствовали бы о наличии собственника у недвижимого имущества, а другие лица не заявляют о своих правах, то в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ, требования Администрации МО «Братский район» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества: сооружения дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 18 645 м., кадастровый номер 38:02:031401:2174 и автомобильная дорога общего пользования местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 1 446 м., кадастровый номер 38:02:031401:2175 законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Администрации Муниципального образования «Братский район» удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Братский район» на бесхозяйный объект недвижимого имущества:

- сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местного значения, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 18 645 м., кадастровый номер 38:02:031401:2174;

- сооружение дорожного транспорта - автомобильная дорога общего пользования местного значения, местоположение: Иркутская область, Братский район, протяженностью 1 446 м., кадастровый номер 38:02:031401:2175.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                        Е.Н. Громова

Дата изготовления мотивированного решения суда – 16.11.2022.

2-1114/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Братский район"
Другие
Администрация Зябинского сельского поселения
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Громова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
bratski.irk.sudrf.ru
09.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
16.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Дело оформлено
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее