Дело № 2-4251/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2018 года город Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Деминой А.А.,
с участием истца Субботина В.С.,
представителя истца – Троегубова А.Н., действующего на основании устного ходатайства истца,
представителя ответчиков – Гетц А.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Субботина Вадима Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании незаконными решения комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, признании несоответствующими закону действий,
у с т а н о в и л:
Субботин В.С. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять Субботина В.С. на учет в составе семьи из четырех человек для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ; признании несоответствующим закону действий ответчиков в части нарушения сроков направления заявления с пакетом документов и рассмотрения заявления истца (л.д.3-5).
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Пермскому краю о постановке его и его семьи в составе четырех человек (истец, его жена – ФИО16, сын – ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын – ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещении (ЕСВ). В соответствии с выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальниками территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИИ России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) истцу отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, в частности отсутствует информация о регистрации сына ФИО19 за 5-летний период. Также указано, что истец не представил выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях. Считает, что принятое решение комиссии ФСИН России препятствует осуществлению его права на получение ЕСВ, предусмотренной Федеральным Законом от 30.12.2012 №283 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменения в отдельные законодательные акты РФ». Все необходимые документы, с учетом предусмотренных п.5 Правил взаимодополняемости и заменяемости сведений, представлены. В соответствии с Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496 (действовавшего на тот момент времени) была создана территориальная подкомиссия ГУФСИН России по Пермскому краю, которая в силу пп.10.l, 10.2 уполномочена осуществлять проверку наличия всех необходимых документов к заявлению, проверку сведений, содержащихся в документах, подготовку пакета документов для направления в ФСИН России, в случае выявления недостатков территориальная подкомиссия могла вернуть документы на доработку. Замечаний по представленному истцом пакету документов у территориальной подкомиссии ГУФСИН России не было. Секретарем комиссии Субботину В.А. выдана справка о том, что приняты все документы, необходимые для получения ЕСВ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В нарушении законодательства, истцу не сообщалось, когда именно его заявление с пакетом документов рассматривалось на заседании территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю и направлялось в комиссию ФСИН России. Также ГУФСИН России по Пермскому краю своевременно не уведомил истца о принятом решении - отказе по его заявлению о постановке на учет для получения ЕСВ. Вывод комиссии ФСИН России об отказе в постановке на получение ЕСВ, в связи с отсутствием информации о регистрации сына истца – ФИО20., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является необоснованным. В направленной истцу спустя один год после рассмотрения, то есть ДД.ММ.ГГГГ, выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО21 зарегистрирован по адресу <Адрес>. На основании ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 возраста, признается место жительства их законных представителей - родителей. Какие-либо альтернативы не допускаются. Информация о регистрации родителей ФИО22 – отца и матери, представлена. Родители несовершеннолетнего – истец с 1997 года, а его жена с 2005 года по 2013 год были зарегистрированы и проживали (в том числе и с Иваном, когда он родился ДД.ММ.ГГГГ) в одном месте по адресу: <Адрес> Также на протяжении трех лет не было замечаний по поводу представленных выписок из ЕГРП, органы государственной власти вправе самостоятельно запрашивать информацию из Росреестра. Выписки из ЕГРП представлены. О наличии прав истца на недвижимое имущество - квартиру по адресу: <Адрес> площадь объекта <данные изъяты> кв.м., земельного участка в выписке из ЕГРП указано. В соответствии с Федеральным Законом №283 ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее 10 лет в календарном исчислении, а также, если сотрудник является собственником жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м. на одного члена семьи, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на себя и членом своей семьи один раз за весь период государственной службы. Выслуга истца на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ составила более 13 лет. Иных оснований, препятствующих постановке на учет для получения ЕСВ на истца и членов его семьи в количестве 4-х человек в решении комиссии ФСИН России, оформленного выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Данная выписка доведена до истца ГУФСИН России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приказу Минюста РФ, ФСИН России от 16.10.2014 №550 «Об утверждении порядка формирования комиссий учреждений и органов уголовноисполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» полномочия о постановке на учет возложены на территориальные органы ФСИН России, т.е. на ГУФСИН России по Пермскому краю. На основании изложенного, просит удовлетворить исковые требования.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали доводы и основания исковых требований.
Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д.16-18, 19-22).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Субботина Ю.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.117)., в судебное заседание не явилась.
Заслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, материалы учетного дела Субботина В.С., суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Субботин В.С. обратился во ФСИН России с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.
Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ истцу выдана справка о принятии документов, необходимых для рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д.8-9).
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России Субботину В.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, в частности указано, что не представлена информация о регистрации сына за пятилетний период, а также в связи с нарушением п.12 Правил – отсутствием выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях (л.д.6-7).
Как следует из материалов учетного дела Субботина В.С., истец являлся прапорщиком внутренней службы, водителем пожарной машины пожарной части ведомственной пожарной охраны ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 15 лет 08 месяцев 17 дней.
Согласно справке, выданной Управлением городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его жена – ФИО23 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его сын ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сын – ФИО25 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства по адресу: г<Адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит ФИО26. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке администрации Плехановского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, истец и члены его семьи (жена и двое несовершеннолетних сыновей) с ДД.ММ.ГГГГ состоят на регистрационном учете по адресу: <Адрес> Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края Субботин В.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пол зарегистрирован по адресу: <Адрес>, совместно с ним были зарегистрированы ФИО27. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО28 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), ФИО29 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Плехановского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края подтверждается, что Субботин В.С. зарегистрирован по адресу: <Адрес> совместно с ним проживают: ФИО30 ФИО31 ФИО32 ФИО33 что также подтверждается копией домовой книги. Указанное жилое помещение принадлежит истцу на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕРИП.
ДД.ММ.ГГГГ Субботин В.С. обратился в адрес директора ФСИН с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369 (л.д.1-2 материалы учетного дела).
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ФСИН России Субботину В.С. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил - не предоставлена информация о регистрации сына ФИО34 за пятилетний период, а также в рамках рассмотрения п. 12 Правил в соответствии с п. 5 Правил заявитель не предоставил выписки из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, таким образом, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства и представленные сторонами доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты соответствует требованиям закона, поскольку истцом не представлено обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369, и не предоставлено доказательств не возможности предоставления данных документов – не представлены сведения о регистрации несовершеннолетнего ФИО35 ДД.ММ.ГГГГ г.р. за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ либо доказательства (иные документы), подтверждающие невозможность предоставления таких документов.
На момент подачи рапорта, то есть на ДД.ММ.ГГГГ., и на момент принятия комиссией ФСИН России решения ДД.ММ.ГГГГ таких документов в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Пермскому краю и в комиссию ФСИН России Субботиным В.С. представлено не было, в материалах учетного дела такие документы также отсутствуют.
При этом суд находит несостоятельными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела доводы истца о том, что им предоставлен полный пакет документов, предусмотренный п.5 Правил, поскольку, как следует из материалов учетного дела, в нем отсутствуют сведения о регистрации несовершеннолетнего ФИО36 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., при этом законом на законных представителей (родителей) несовершеннолетнего возложена обязанность осуществить регистрацию ребенка по месту жительства (пребывании).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Между тем несоблюдение Субботиным В.С. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Истцу необходимо было подтвердить соответствие условиям изложенными в перечне документами на дату обращения с заявлением (рапортом). Непредставление же истцом требуемых документов в соответствии с установленным п.5 Правил перечнем исключало возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является значимым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
С учетом изложенного, суд полагает правомерным решение ответчика об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований истца о признании решения комиссии ФСИН России незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять Субботина В.С. на учет в составе семьи из четырех человек для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает также, что отсутствуют основания для признания незаконным действий подкомиссии ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России в части нарушения сроков направления заявления (рапорта) и рассмотрения заявления (рапорта) Субботина В.С.
Доводы истца по несвоевременному рассмотрению и уведомлению о принятом решении не свидетельствуют о незаконности принятого ФСИН России решения, само по себе нарушение срока рассмотрения заявления истца не является безусловным основанием для признания незаконными действий ответчиков при рассмотрении его заявления и не нарушает его права. При этом суд учитывает, что увольнение истца ДД.ММ.ГГГГ по п.«в» части 1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1, (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), явилось волеизъявлением самого истца, увольнение по указанному основанию не связано с объективными причинами, препятствующими продолжению службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Субботина Вадима Сергеевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности принять Субботина Вадима Сергеевича с составом семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, признании несоответствующими закону действий в части нарушения сроков – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий – подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>