дело 2а-692/2021
25RS0030-01-2021-000918-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года п. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
судьи Синенко И.С.,
при секретаре Халецкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шинкевич Елены Семеновны к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Шинкевич Е.С. обратилась с административным иском к названному ответчику, в обоснование заявленных требований, указала, что постановлением администрации Славянского городского поселения от 23.03.2021 № 169 она поставлена на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным пунктом 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 10 закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельный отношений в Приморском крае» (далее Закон Приморского края № 90-КЗ) по категории «ветеран труда» на территории Славянского городского поселения.
05.04.2021 истица обратилась с заявлением в администрацию Славянского городского поселения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в удовлетворении которого письмом от 28.04.2021 № 1575 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
Основанием для отказа послужи внесенные решениями Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края № 68 от 12.12.2020 «О внесении изменений в генеральный план Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края», № 80 от 07.04.2021 «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.120.2017 № 127-МПА «Правила застройки и землепользования Славянского городского поселения» изменения в соответствующие ПЗЗ. Согласно данным изменениям испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой не предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства».
Полагая, что решение муниципального комитета Славянского городского поселения от 07.04.2021 № 80 не распространяет свое действие на отношения сторон по предварительному согласованию предоставления земельного участка, поскольку заявление истицей подано до внесения указанных изменений в правила застройки и землепользования, Шинкевич Е.С. просит суд признать незаконным решение административного ответчика от 28.04.2021 № 1575 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1997 кв.м., местоположение: <адрес>, пгт. Славянка, примерно в 132 метрах по направлению на юг от <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, обязав административного ответчика предварительно согласовать предоставление Шинкевич Е.С. вышеуказанного земельного участка
В судебном заседании истица Шинкевич Е.С. и её представитель Шинкевич С.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, в том числе на то, что истице по <адрес> № 90-КЗ как ветерану труда мог быть предоставлен земельный участок помимо вида разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства», также для «садоводства», ведение которого предусмотрено в ПЗЗ Славянского городского поселения, как условно-разрешенный вид использования в территориальной зоне «Ж1», в которой и находится испрашиваемый земельный участок
При этом в силу пп.1 п. 10 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.
Таким образом, как полагает административная истица и е1ё представитель ответчик обязан был принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Представитель административного ответчика Чайковская М.Е. возражала против удовлетворения административного иска, указав на законность принятого решения, поскольку в связи с внесенными изменениями в ПЗЗ испрашиваемый земельный участок перестал относиться в зоне, относящейся к ведению личного подсобного хозяйства.
Выслушав участвующих лиц, проверив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным, не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность предусмотрены Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", пункт 2 части 1 статьи 10 которого предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и являющихся ветеранами труда, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан).
В соответствии с данным законом гражданин вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ. (ч. 3 ст. 12 Закона № 90-КЗ).
Согласно ч. 5. ст. 12 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка либо об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 05.02.2021 N 992-КЗ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учете, в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным частью 8 статьи 39.15, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований: гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона; гражданин не состоит на учете в соответствии со статьей 11 или статьей 11(1) настоящего Закона(в ред. Закона Приморского края от 06.03.2019 N 458-КЗ); гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 настоящего Закона.
Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ определена процедура получения заинтересованным лицом предварительного согласования предоставления земельного участка.
Пунктом 7 названной нормы предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ при отсутствии указанных выше оснований для отказа принимается положительное решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела постановлением администрации Славянского городского поселения от 23.03.2021 № Шинкевич Е.С. поставлена на учет граждан в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным пунктом 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 10 закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельный отношений в Приморском крае» по категории «ветеран труда» на территории Славянского городского поселения.
05.04.2021 Шинкевич Е.С. в порядке ст. 39.15 Земельного кодекса РФ обратилась в администрацию Славянского городского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1997 кв.м. (местоположение: <адрес>, пгт. Славянка, примерно в 132 метрах, по направлению на юг от <адрес>), выбрав целью его использование – ведение личного подсобного хозяйства.
По результатам рассмотрения данного заявления администрация Славянского городского поселения 28.04.2021 за № Шинкевич Е.С. направила ответ, в котором отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В своем отказе административный ответчик сослался на пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, при этом исходил из того, что образуемый земельный участок в соответствии со схемой его расположения на кадастровом плане территории, представленной к заявлению, согласно Правилам землепользования и застройки Славянского городского поселения находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой не предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства».
Так решением Муниципального комитета Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края от 07.04.2021 № 80 «О муниципальном правовом акте Славянского городского поселения «О внесении изменений в Муниципальный правовой акт Славянского городского поселения от 26.10.2017 № 127-МПА «Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения», в указанные Правила были внесены изменения, согласно которым образуемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой не предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства».
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в судебное заседание фрагментами карт территориального зонирования, из которых следует, что после внесенных в Правила землепользования и застройки Славянского городского поселения изменений испрашиваемый земельный участок стал находиться в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Как установлено судом Муниципальный правовой акт «О внесении изменений в Муниципальный правой акт Славянского городского поселения от 26.120.2017 № 127 МПА», который был принят решением Муниципального комитета Славянского городского поселения от 07.04.2021 № 80, был утвержден главой Славянского городского поселения 14.04.2021 № 44-МПА.
В соответствии с п. 4 указанного муниципального правового акта, он вступает в силу со дня его обнародования. При этом публикация указанного правового акта состоялась 19.04.2021 в Бюллетене № 10 муниципальных правовых актов поселения.
С учетом изложенного, административный ответчик, принимая оспариваемое решение, правомерно руководствовался действующими на момент принятия такого решения Правилами землепользования и застройки Славянского городского поселение, которые не предусматривали испрашиваемый заявителем Шинкевич Е.С. вид разрешенного использования как «ведение личного подсобного хозяйства».
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 1 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Суд учитывает, что Шинкевич Е.С., обратившись в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства, добровольно определила предусмотренную указанной нормой одну из целей разрешенного использования земельного участка.
При этом, в соответствии с п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ заявитель, изначально испрашивая земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, на момент принятия оспариваемого решения не являлся лицом, которому в соответствии с земельным законодательством предоставлено право на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку участок находился в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в которой не предусмотрен вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, поскольку в соответствии с указанными Правилами землепользования и застройки для территории, в пределы которой входит испрашиваемый административной истицей земельный участок, установлена функциональная зона (Ж1), в которой в качестве разрешенного вида использования «ведение личного подсобного хозяйства» не предусмотрено, оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.
Указание административной истицей и её представителем на то, что в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) условно-разрешенным видом использования земельного участка является ведение садоводства, не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку заявитель не просила предварительно согласовать предоставление в собственность земельный участок для ведения садоводства, вид использования которого не является основным видом использования.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Шинкевич Е.С. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
административное исковое заявление Шинкевич Елены Семеновны к администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края о признании решения незаконным, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Хасанский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Синенко
мотивированное решение суда
изготовлено 13.08.2021