Решение по делу № 33-465/2021 от 18.06.2021

Судья Боброва И.А.

Дело № 2-385/2021

Дело № 33-465/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 июля 2021 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 17.02.2021, которым постановлено:

Исковые требования Бобровой З. Ф. к управлению сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии – удовлетворить.

Признать за Бобровой З. Ф. право на получение субсидии из бюджета Еврейской автономной области за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

Обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Бобровой З. Ф. выплату меры поддержки в виде компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей, прошедших в июле-сентябре 2019 года из областного бюджета за счет средств федерального бюджета.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    

Боброва З.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО о признании права на получение мер государственной поддержки. Указала, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2019 года, подвергся затоплению земельный участок по адресу: <...>, который она со 02.04.2019 использует по договору безвозмездного пользования для ведения личного подсобного хозяйства. В результате наводнения был утрачен находящийся на участке урожай картофеля на площади 0,04 га.

16.12.2019 и 16.12.2020 она обращалась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлениями о выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур. Выплата субсидии ей не была осуществлена.

Просила признать за ней право на получение субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО; обязать управление сельского хозяйства правительства ЕАО произвести выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации. Решение обратить к немедленному исполнению.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство сельского хозяйства РФ, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрация муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, Шашкова О.А., Шашков А.С.

Истица Боброва З.Ф., представители ответчика Министерства сельского хозяйства РФ, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, третьи лица Шашкова О.А., Шашков А.С. в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ в письменных возражениях исковые требования не признал.

Представитель ответчика управления сельского хозяйства правительства ЕАО Жебрак Ю.Л. не возражала относительно удовлетворения иска, однако, указала на отсутствие оснований для обращения решения к немедленному исполнению. Пояснила, что управлением сельского хозяйства было принято положительное решение о выплате Бобровой З.Ф. субсидии, денежные средства из федерального бюджета для этих целей поступили, однако, по причине неверного указания банковских реквизитов счёта истицы субсидия ей выплачена не была, впоследствии денежные средства возвращены в федеральный бюджет.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства РФ просило решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований к нему и исключить из резолютивной части решения слова «за счёт средств федерального бюджета».

Мотивируя жалобу, указало, что Министерство сельского хозяйства РФ во исполнение требований законодательства произвело оценку ущерба пострадавших сельхозтоваропроизводителей ЕАО. Предусмотренные для осуществления компенсации ущерба пострадавшим сельхозтоваропроизводителям, в том числе Бобровой З.Ф., денежные средства, направлены Министерством сельского хозяйства РФ из резервного фонда в полном объёме в бюджет ЕАО. Дальнейшее доведение денежных средств до непосредственных получателей являлось обязательством субъекта РФ, которое им исполнено не было. Министерство не несёт ответственности за неправомерные действия органа государственной власти субъекта РФ.

Дополнительных денежных средств, кроме выделенных на вышеназванные цели в 2019 году, Министерство сельского хозяйства РФ не имеет. Право самостоятельно выплачивать средства из резервного фонда пострадавшим сельхозтоваропроизводителям у него также отсутствует. Поскольку Министерство сельского хозяйства РФ возложенные на него законом обязательства исполнило в полном объёме, прав истицы не нарушало, оно является ненадлежащим ответчиком по делу.

Полагает, что органы государственной власти ЕАО правомочны самостоятельно принять решение о выделении из областного бюджета денежных средств на компенсацию истице ущерба в связи с утратой на её земельном участке урожая.

Указало, что Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на осуществление компенсации сельскохозяйственным производителям от 15.11.2019, предусматривали предоставление субсидий исключительно в 2019 году, поэтому они не подлежат применению при разрешении вопроса о выделении из резервного фонда Правительства РФ средств для осуществления выплаты истице субсидии в 2021 году.

С 03.03.2021 управление сельского хозяйства правительства ЕАО переименовано в департамент.

В суд апелляционной инстанции истица Боброва З.Ф., представители ответчиков Министерства сельского хозяйства РФ, департамента сельского хозяйства правительства ЕАО, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрации муниципального образования «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО, третьи лица Шашкова О.А., Шашков А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с пунктом 5 постановления правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп «О Порядке предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области» (далее – Порядок) право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 2 августа 2019 года владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.

Пунктом 6 Порядка установлено, что размер ущерба, причиненного сельхозтоваропроизводителю в результате чрезвычайной ситуации, определен Министерством сельского хозяйства РФ в соответствии с актами анализа материалов по гибели объектов растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации «Паводок» в летний период 2019 года, Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр», в том числе от 16.10.2019 № 022ЛПХд2/1.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, принадлежит на праве собственности Шашковой О.А. (вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства).Истица Боброва З.Ф. на основании договора от 02.04.2019, заключенного с Шашковой О.А., имеет право безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером <...>, расположенным по адресу: ЕАО, <...>, для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно выписке из похозяйственной книги № 8 администрации Бабстовского сельского поселения членами личного подсобного хозяйства по адресу: ЕАО, <...>, являются: Боброва З.Ф., П. (внучка), Шашкова О.А. (дочь), Ш. (внук), Ш. (внучка), Шашков А.С. (зять).

Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг в связи со сложной гидрометеорологической обстановкой на территории Еврейской автономной области с 02.08.2019 введён режим чрезвычайной ситуации, обусловленной сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года.

Как следует из распоряжения губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером попал в зону подтопления.

08.09.2019 комиссией составлен акт № 754 обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, из которого следует, что в результате высокого уровня воды рек и сильного переувлажнения почвы на вышеуказанном земельном участке погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель (овощи), общей площадью 0,04 га. В качестве пострадавшего сельхозтоваропроизводителя указана Боброва З.Ф.

Из имеющегося в материалах дела акта анализа материалов гибели объектов растениеводства от 16.10.2019 № 022ЛПХд2/1, составленного ФГБУ «Россельхозцентр», следует, что по результатам экспертной оценки ущерб Бобровой З.Ф. в связи с гибелью урожая площадью 0,04 га составил 4,44 тыс. рублей.

16.12.2019 Боброва З.Ф. обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО с заявлением о предоставлении субсидии, которая не была ей выплачена в связи с неверным указанием управлением банковских реквизитов счёта истицы, что подтверждается материалами дела и в суде первой инстанции не отрицалось представителем ответчика Жебрак Ю.Л. Денежные средства возращены в федеральный бюджет.

На основании повторного заявления от 16.12.2020 Бобровой З.Ф. было отказано в выплате субсидии по мотиву отсутствия финансирования в 2020 году.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришёл к выводу о том, что Боброва З.Ф. имеет право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, за счёт средств федерального бюджета.

Судебная коллегия согласилась с данным выводом суда, поскольку истица по состоянию на 02.08.2019 на законных основаниях владела земельным участком, подвергшимся затоплению, вследствие которого погибли находящиеся на участке сельскохозяйственные культуры, использовала его для ведения личного подсобного хозяйства, соответственно, у неё возникло право на получение субсидии в связи с утратой урожая в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за сложной гидрометеорологической обстановки на территории ЕАО в 2019 году.

Чрезвычайная ситуация, возникшая в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, выделены Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 году бюджетные ассигнования в размере 434537,5 тыс. рублей для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Еврейской автономной области на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1424 личным подсобным хозяйствам.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455 утверждены Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, в силу пункта 2 которых иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, включая ущерб от утраты урожая.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, и лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил (пункт 3 Правил). Компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется, кроме того и вследствие паводка (пункт 5 Правил).

Таким образом, из приведённого правового регулирования следует, что финансирование исполнения обязательств, связанных с компенсацией пострадавшим ущерба от утраты урожая в связи с паводком в 2019 году, осуществляется за счёт средств федерального бюджета. При этом иного источника финансирования компенсации ущерба законодателем не предусмотрено.

Учитывая, что вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого чрезвычайной ситуацией в 2019 году, выплачивается за счёт средств федерального бюджета, решение суда в части указания на источник финансирования субсидии является правомерным, а утверждение в апелляционной жалобе о том, что органы государственной власти Еврейской автономной области могут самостоятельно принять решение о выделении из областного бюджета дополнительных средств для выплаты субсидии, несостоятельным.

Исходя из установленных обстоятельств, а также принимая во внимание, что в силу вышеназванных норм иные межбюджетные трансферты, выделяемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций, доводятся до Министерства сельского хозяйства РФ как получателя средств федерального бюджета, доводы апелляционной жалобы о том, что Минсельхоз России не является надлежащим ответчиком по настоящему делу нельзя признать обоснованными.

Ограниченный период финансирования рассматриваемой меры государственной поддержки, вопреки доводам жалобы, также не может препятствовать истице реализовать её право на гарантированные государством меры поддержки, учитывая, что размер ущерба, причинённого Бобровой З.Ф. утратой урожая, определён Министерством сельского хозяйства России на основании вышеназванного акта ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» и учтён при выделении денежных средств областному бюджету из резервного фонда Правительства РФ. Неиспользованные денежные средства, подлежащие выплате, в том числе Бобровой З.Ф., по причине неверного указания реквизитов её счета, возвращены управлением сельского хозяйства в федеральный бюджет.

Довод апелляционной жалобы о том, что Правила № 1455 предусматривали предоставление субсидий исключительно в 2019 году, поэтому они не могут применяться при решении вопроса о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства РФ в 2021 году, является несостоятельным, поскольку указанные Правила не признаны утратившими силу, следовательно, подлежат применению к спорным отношениям.

При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 17.02.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий                         Н.С. Серга                        

Судьи                                 Ю.Г. Золотарева

О.А. Конева

                

                                                                            

                                        

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.07.2021

33-465/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Боброва Зинаида Федоровна
Ответчики
Департамент сельского хозяйства Правительства ЕАО
Министерство сельского хозяйства РФ
Другие
Шашкова Ольга Алекасндровна
Администрация МО «Бабстовское сельское поселение» Ленинского муниципального района ЕАО
Шашков Андрей Сергеевич
Администрация МО "Ленинский муниципальный район" ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Золотарева Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
21.06.2021Передача дела судье
14.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Передано в экспедицию
14.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее