72RS0013-01-2020-002690-80
Номер дела в суде первой инстанции 2а-3067/2020
Дело № 33а-3275/2020
Апелляционное определение
г. Тюмень | 13 июля 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | Колосковой С.Е., |
судей | Левиной Н.В., Пикс Л.С., |
при секретаре | Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Калининского административного округа г. Тюмени на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 15 мая 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области Б.Е.А. удовлетворить.
Установить в отношении Г.Ю.Н., <.......> года рождения, административный надзор сроком на 3 года.
Срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Г.Ю.Н. следующие ограничения:
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций) и участие в указанных мероприятиях;
- запретить выезд за пределы территории муниципального образования субъекта РФ – Тазовский район, ЯНАО - избранного в качестве места жительства либо пребывания, без разрешения органов внутренних дел (если это не связано с выполнением трудовых обязанностей);
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут (если это не связано с выполнением трудовых обязанностей);
- обязать являться 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения Г.Ю.Н., участвующего в деле посредством системы видеоконференцсвязи, согласившегося с доводами апелляционного представления, заключение прокурора П.В.Н., поддержавшего апелляционное представление частично, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тюменской области» (далее также - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, исправительное учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Г.Ю.Н., освобождаемого из мест лишения свободы. Требования мотивированы тем, что приговором мирового судьи судебного участка № 6 Калининского судебного района г. Тюмени от 28 мая 2019 года Г.Ю.Н. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом присоединенного наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 апреля 2019 года ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 5 месяцев. Осужденный Г.Ю.Н. освобождается из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области 22 сентября 2020 года. За период отбывания наказания характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, имеет 1 взыскание. Ссылаясь на часть 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поскольку Г.Ю.Н. совершено преступление, за которое он осужден к лишению свободы, в период нахождения под административным надзором, просило установить Г.Ю.Н. административный надзор сроком на 3 года с ограничениями в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы территории Тазовского района Ямало-ненецкого автономного округа; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области Е.И.А., действующий на основании доверенности от 15 января 2020 года (л.д.47), в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Г.Ю.Н., принимавший участие в судебном заседании с применением системы видеоконференцсвязи, против удовлетворения административного иска возражал.
В заключении участвующий в деле прокурор Ч.Н.А. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен прокурор Калининского административного округа г. Тюмени. В апелляционном представлении, полагая решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что основанием для установления административного надзора является факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. Вместе с тем, с 18 мая 2018 года Г.Ю.Н. состоял на учете в МО МВД России «Омутинский» как лицо, в отношении которого установлен административный надзор на основании решения Ишимского городского суда Тюменской области от 29 сентября 2015 года; 05 декабря 2018 года временно исполняющим обязанности начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Омутинский» вынесено решение о прекращении административного надзора в отношении Г.Ю.Н. в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы на основании приговора мирового судьи. Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2018 года в отношении Г.Ю.Н. вновь установлен административный надзор на 3 года, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, однако доказательства постановки на учет в органе внутренних дел в материалах дела отсутствуют. Полагает, что оснований для установления административного надзора в отношении Г.Ю.Н. не имелось.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционного представления он извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представление в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи.
Как следует из материалов дела, 23 сентября 2011 года Г.Ю.Н. осужден приговором Омутинского районного суда Тюменской области за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 111, частью 1 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 1 месяцу лишения свободы. В его действиях установлен опасный рецидив преступлений. На основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации присоединен не отбытый срок по приговору Омутинского районного суда Тюменской области от 17 ноября 2005 года по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года 6 месяцев. На основании постановления Ишимского городского суда Тюменской области изменен срок к отбытию наказания на 4 года 4 месяца. Г.Ю.Н. освобожден по отбытию наказания 12 ноября 2015 года.
Решением Ишимского городского муда Тюменской области от 24 сентября 2015 года в отношении Г.Ю.Н. установлен административный надзор сроком на 8 лет.
Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 сентября 2018 года (в редакции апелляционного постановления Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2018 года) Г.Ю.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, в его действиях установлен рецидив преступлений, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
По указанному приговору Г.Ю.Н. освобожден по отбытию наказания из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тюменской области 03 января 2019 года.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2018 года Г.Ю.Н. установлен административный надзор сроком на 3 года.
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 апреля 2019 года Г.Ю.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлен рецидив преступлений и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено наказание, назначенное по приговору Омутинского районного суда Тюменской области от 25 июня 2018 года, и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором мирового судьи судебного участка № 6 Калининского судебного района г. Тюмени от 28 мая 2019 года Г.Ю.Н. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, установлен рецидив преступлений, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 месяцев. В соответствии со статьей 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединено наказание, назначенное по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 апреля 2019 года, и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешая заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Г.Ю.Н. по приговору мирового судьи судебного участка № 6 Калининского судебного района г. Тюмени от 28 мая 2019 года, поскольку Г.Ю.Н. совершено указанное преступление в период нахождения под административным надзором, установленным решением Ишимского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2018 года.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда необоснованным в связи с неправильными применением и толкованием норм материального права, регулирующих возникшие отношения, определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2018 года Г.Ю.Н. установлен административный надзор сроком на 3 года в связи с совершением преступления, за которое он осужден к лишению свободы, в период нахождения под административным надзором. Между тем, данное решение вступило в законную силу 11 марта 2019 года.
Преступление, в связи с совершением которого Г.Ю.Н. осужден приговором мирового судьи судебного участка № 6 Калининского судебного района г. Тюмени от 28 мая 2019 года, совершено им 23 января 2019 года; преступление, за которое Г.Ю.Н. осужден по приговору мирового судьи судебного участка № 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 апреля 2019 года, что повлекло назначение наказания по совокупности приговоров, совершено административным ответчиком 15 февраля 2019 года, то есть до вступления в законную силу решения Ишимского городского суда Тюменской области от 21 декабря 2018 года об установлении административного надзора.
При данных обстоятельствах оснований для установления административного надзора по приговору мирового судьи судебного участка № 6 Калининского судебного района г. Тюмени от 28 мая 2019 года у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что в отношении Г.Ю.Н. подлежит установлению административный надзор в связи с наличием неснятой и непогашенной судимости за преступление, совершенное в период установления надзора, по иному приговору.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Положениями части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что установление административного надзора за указанными в ней лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ).
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным (пункт 32).
Находясь под административным надзором, установленным решением Ишимского городского суда Тюменской области от 24 сентября 2015 года, Г.Ю.Н. осужден к лишению свободы за совершение преступления и отправлен к месту отбывания наказания, в связи с чем указанный надзор прекращен. При этом надзор ему подлежал установлению на основании приговора Омутинского районного суда от 23 сентября 2011 года ввиду совершения тяжкого преступления при опасном редидиве. Г.Ю.Н. освободился из мест лишения свободы по данному приговору 12 ноября 2015 года.
Как разъяснено в пункте 26 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
У Г.Ю.Н. имеется непогашенная и неснятая судимость по приговору Омутинского районного суда от 23 сентября 2011 года, которым он осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, в связи с чем в отношении него подлежит установлению административный надзор, срок которого, с учетом пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающего 6-летний срок погашения судимости, истекает 12 ноября 2021 года.
Кроме того, административный надзор в отношении Г.Ю.Н. подлежит установлению вновь с учетом непогашенной и неснятой судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, предусмотренного частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, по приговору мирового судьи судебного участка № 3 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 сентября 2018 года (в редакции апелляционного постановления Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2018 года) на срок, установленный для погашения данной судимости, который в соответствии с пунктом «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет три года со дня отбытия наказания. Срок административного надзора истекает 03 января 2022 года.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. ст. 2 и 3) согласуется с нормой ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению. Срок административного надзора в отношении Г.Ю.Н. следует установить на 3 года по приговору мирового судьи судебного участка № 3 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 сентября 2018 года (в редакции апелляционного постановления Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2018 года) за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В части определенных судом ограничений решение суда отмене либо изменению не подлежит.
Установленные Г.Ю.Н. административные ограничения не носят произвольного характера, соответствуют закону, тяжести, степени общественной опасности совершенного им преступления, определены с учетом личности Г.Ю.Н. и других заслуживающих внимания обстоятельств. Указанные ограничения являются необходимыми и обоснованными в целях предупреждения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 15 мая 2020 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.
«Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Тюменской области удовлетворить.
Установить в отношении Г.Ю.Н., <.......> года рождения, административный надзор на срок погашения судимости за совершение преступления небольшой тяжести по приговору мирового судьи судебного участка № 3 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 сентября 2018 года (в редакции апелляционного постановления Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2018 года), то есть на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Установить в отношении Г.Ю.Н. следующие ограничения:
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий (собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций) и участие в указанных мероприятиях;
- запретить выезд за пределы территории Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа - избранной в качестве места жительства либо пребывания, без разрешения органов внутренних дел (если это не связано с выполнением трудовых обязанностей);
- запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут (если это не связано с выполнением трудовых обязанностей);
- обязать являться 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации».
Председательствующий
Судьи коллегии