Дело об административном
правонарушении № 12-13/2015
РЕШЕНИЕ
23 июля 2015 года р.п. Москаленки
Москаленский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Кобзарь О.В.,
при секретаре Искаковой Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока и жалобу ФИО1 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора ФИО3 ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении должностного лица ФИО1 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО2,
установил:
ФИО1 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО8 обратилась в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования и с жалобой о признании незаконным и отмене постановления заместителя начальника отдела земельного надзора ФИО3 по ФИО15 ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ г., которым ФИО8 была признана виновной по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почвы) и привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании заявленного требования ФИО1 указала, что срок обжалования истек в связи с тем, что было подано заявление об оспаривании постановления в Арбитражный суд Омской области, по рассмотрению которого вынесено определение о прекращении производства по делу от ДД.ММ.ГГГГ №. Ссылаясь на ст. 42 ЗК РФ указывает, что земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № в <адрес>, и площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № в <адрес> предоставлены ФИО5 сельскому поселению Москаленского муниципального района Омской области в лице ФИО1 на праве собственности для организации общественных свалок. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ данные земельные участки имеют категорию «земли сельскохозяйственного назначения - для размещения свалки бытовых отходов».
В судебном заседании ФИО4 сельского поселения ФИО8 не участвовала, ее интересы представляла ФИО9, которая поддержала заявленные требования. Просила ФИО4 пропущенный срок обжалования постановления, т.к. изначально в пределах установленного срока была подана жалоба в Арбитражный суд <адрес>, который прекратил ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в связи с неподведомственностью поданной жалобы. Причины пропуска срока считает уважительными. Суду пояснила, что земельные участка в <адрес> и <адрес>, в отношении которых выявлены нарушения, были переданы в собственность в ДД.ММ.ГГГГ году Министерством имущественных отношений с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения. При этом было указано целевое использование данных земельных участков, а именно, для размещения свалок бытовых отходов. По сегодняшний день земельные участки используются в соответствии с их целевым назначением. Распоряжение Министерства имущественных отношений не отменялось. Свидетельства на право собственности являются действующими, также не оспорены. Свалки существуют на этих участках примерно с 80-х годов.
ФИО3 по ФИО18 ФИО10 в судебном заседании не возражал против восстановления процессуального срока обжалования постановления. Суду пояснил, что ФИО4 ФИО8 привлечена к административному штрафу по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Данную часть статьи он ошибочно не указал в постановлении, но содержание данной нормы в постановлении изложены. Основное нарушение в том, что земельные участки сельхозназначения используются под свалки, что нарушает законодательство по использованию земель данной категории. В связи с тем, что на них свалки бытовых отходов, существующие уже много лет, на них не проводятся мероприятия по улучшению земель, по их охране и рекультивации. Земли не переведены из сельхозкатегории в промышленную категорию. Знает, что пытались ранее решить вопрос о переводе земель, но был получен отказ, так как не соблюдены санитарные нормы о размещении свалок. Нужно ликвидировать свалки с этих земель. Данные земельные участки используются не для сельхозпроизводств, на них не проводятся агротехнические мероприятия из-за того, что на них свалки. Использование земель должно соответствовать их категории. Должностное лицо наказано за то, что не применяются агротехнические мероприятия, никаких документов о принятии действий по целевому использованию земель не представлено. Эти мероприятия на свалках невозможны. Считает постановление по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ законным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из вынесенного постановления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно направлено по почте ДД.ММ.ГГГГ Сведений о получении обжалуемого постановления ФИО2 в материалах дела не имеется. Из определения Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ г№ следует, что жалоба на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ была принята к производству, которое было прекращено, поскольку рассмотрение жалобы неподведомственно арбитражному суду. В Москаленский районный суд Омской области жалоба ФИО2 поступила ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из изложенных обстоятельств, принимая во внимание мнение ФИО10, не возражавшего против восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу, что ФИО4 сельского поселения ФИО2 в связи с обращением с аналогичной жалобой в Арбитражный суд Омской области пропущен процессуальный срок подачи жалобы в Москаленский районный суд Омской области по уважительной причине, который подлежит восстановлению.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Рассмотрев материалы, суд установил следующие обстоятельства.
Суду представлена копия дела № в отношении ФИО1 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
На основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 по Омской области проведена плановая выездная проверка ФИО1 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ Административным органом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ, в отношении ФИО1 сельского поселения ФИО2
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО4 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО8 не выполнила установленные требования, обязательные мероприятия по улучшению, защите, охране земель, окружающей среду от негативного воздействия, предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства: - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО5 сельское поселение, примерно в <данные изъяты> м. от <адрес> по направлению на юго-восток, площадью <данные изъяты> кв.м.; - земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, ФИО5 сельское поселение, примерно в <данные изъяты> м. от д. Инсарка по направлению на северо-запад, площадью <данные изъяты> кв.м. На данных земельных участках расположены свалки твердых бытовых отходов. Кроме того, ФИО2 не выполняются агротехнические мероприятия (посев, культивация, убор урожая и др.), направленные для производства сельскохозяйственной продукции, из-за размещения на земельных участках бытовых отходов. ФИО4 сельского поселения ФИО8 привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей
Часть 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом названного правонарушения являются общественные отношения в области рационального землепользования.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом и неосторожностью.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В рассматриваемом случае в вину должностного лица ФИО4 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО2 вменяется использование земельных участков сельскохозяйственного назначения для размещения свалок бытовых отходов.
Из материалов дела следует, что распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области «О разграничении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Москаленским муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 сельскому поселению Москаленского района Омской области в собственность были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами №, о чем представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности Шевченковского сельского поселения Москаленского района Омской области на указанные земельные участки серии № от ДД.ММ.ГГГГ и серии № № от ДД.ММ.ГГГГ В свидетельствах указаны категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для размещения свалки бытовых отходов.
Таким образом, спорные земельные участки, хотя и относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, были переданы ФИО5 сельскому поселению для целевого использования для размещения свалок бытовых отходов.
Доказательства размещения свалки за пределами выделенных участков в материалах дела отсутствуют.
Как следует из обстоятельств дела, именно в соответствии с данным видом разрешенного использования ФИО5 сельское поселение осуществляет использование спорных земельных участков.
При этом, данное использование основывалось на не оспоренном и не признанном недействительном документе, исходящем от Министерства имущественных отношений <адрес>.
В силу требований ст. 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, не само должностное лицо – ФИО4 сельского поселения ФИО8 должна представлять доказательства своей невиновности, а должностное лицо ФИО3 обязано представить доказательства выявленных нарушений и виновности в их допущении должностным лицом ФИО2
Так, в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела доказательствами не был установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения ФИО4 ФИО2 своих должностных обязанностей. Суд полагает, что использование земельных участков, пусть даже отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, как настаивает административный орган, не могло позволить ФИО4 сельского поселения провести мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращении других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду. Обратного административным органом суду не доказано. Кроме того, как пояснил ФИО3 ФИО3 ФИО10, в связи с тем, что на земельных участках расположены свалки бытовых отходов, существующие уже много лет, на них не проводятся мероприятия по улучшению земель, по их охране и рекультивации. На данных земельных участках не проводятся агротехнические мероприятия из-за того, что на них свалки. При рассмотрении дела должностное лицо ФИО3 не указало на те меры, которые должностное лицо ФИО8 могла предпринять, но не предприняла в целях устранения нарушений земельного законодательства.
Исходя из положений ст. 1.5 ч. 1, ст. 2.2. ч. 1 и ст. 2.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела не установлено неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностным лицом – ФИО4 ФИО2, что исключает в ее действиях наличие вины. Кроме того, суд считает, что поскольку размещение свалок было произведено в соответствии с не оспоренным и не признанным незаконным видом разрешенного использования, в действиях должностного лица ФИО2 отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения.
Согласно ст. 30.7. п. 3 ч. 1 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Суд приходит к выводу, что виновность должностного лица ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, не установлена допустимыми и достоверными доказательствами, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, следовательно, в ее действиях отсутствует состав данного административного правонарушения, что влечет прекращение начатого производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
ФИО4 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО2 процессуальный срок на подачу жалобы.
Отменить постановление заместителя начальника отдела земельного надзора ФИО3 по Омской области ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должностного лица ФИО1 сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области ФИО2 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение 10 суток.
Судья О.В. Кобзарь