Иволгинского района Республики Бурятия
Ефремова Е.В.
Дело № 11-13/24
УИД 04MS0011-01-2023-003136-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2024 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Харимаевой Н.Б., при секретаре судебного заседания Кустовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Николаевой М.В. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 13 сентября 2023 г. по иску ООО «ЭкоАльянс» к Николаеву Эдуарду Цыреновичу, Николаевой Марине Викторовне, Николаевой Дарье Эдуардовне, Николаевой Марии Эдуардовне в лице законных представителей Николаевой М.В., Николаева Э.Ц. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ЭкоАльянс» обратилось в суд с иском к Николаеву Э.Ц., Николаевой Д.Э., Николаевой М.В. о взыскании в солидарном порядке, задолженности за фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2019г. по 30.09.2022г., в размере 11713,50 руб., расходов по оплате госпошлины в размере468,54 руб.
Определениями мирового судьи от 03.07.2023г., 16.08.2023г., к участию в деле в качестве соответчиков привлечены собственники жилого помещения Николаева Е.Э., несовершеннолетняя Николаева М.Э. в лице законных представителей Николаева Э.Ц., Николаевой М.В.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 13 сентября 2023 г. исковые требования ООО «ЭкоАльянс» удовлетворены в полном объеме.
Дополнительным решением мирового судьи судебного участка № 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 8.11.2023г.взыскана солидарно задолженностьза оказанные услуги по обращению по ТКО с ответчиков, в том числе и с Николаевой Евгении Эдуардовны.
Не согласившись с указанным решением, Николаева М.В. обратилась в Иволгинский районный суд Республики Бурятия с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному ч. 3 ст. 328 ГПК РФ. В обоснование жалобы указано, что исковое заявление подано мировому судье, не уполномоченным на то лицом, поскольку копия доверенности не содержит право представления интересов ООО «ЭкоАльянс» в судах общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, в связи с чем, судье надлежало согласно требованиям ст. 135 ГПК РФ, возвратить заявление. Считает, что после отмены судебных приказов о взыскании с ответчиков задолженности за услуги по обращению с ТКО, истец не имел права обращаться к мировому судье в порядке искового производства, следовательно, судья должен был отказать в принятии иска. Кроме того, с ответчиком договор об оказании услуг не заключался, полагает, что каждый факт хозяйственной жизни полежит оформлению первичным документом, ответчиком не подписано ни одного акта о выполненных работах, также полагает, что затраты, связанные с вывозом ТКО заложены в цену производимого товара и не должны взыскиваться с граждан.
В судебном заседании ответчик Николаева М.В., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, суду пояснила, что услугами ООО «ЭкоАльянс» ее семья не пользуется, свой мусор выносит на специально оборудованные площадки, возле ее дома нет ящика для складирования мусора, в связи с чем региональный оператор не забирает ТКО с ее дома.
Ответчики: Николаев Э.Ц., Николаева Е.Э., Николаева Д.Э., несовершеннолетняя Николаева М.Э., в лице законных представителей Николаевой М.В., Николаева Э.Ц., в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, надлежаще.
Суд, руководствуясь ст.167, 327 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истца ООО «ЭкоАльянс» М.П. Федорова, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила возражение на апелляционную жалобу, из которого следует, что региональный оператор оказал услугу по обращению с ТКО ответчикам в полном объеме, поскольку, услуги по обращению с ТКО заключаются не только в их собирании, но и в последующем специализированном транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, захоронении, следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, а обязан осуществлять обращение с ними не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечениисрокаапелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п. 1), у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса (п. 5).
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно п. 2 ст. 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Положениями пунктов 8(17) и 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14 мая 2018 г. и от 20 июня 2018 г., заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", последнему присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
ООО "ЭкоАльянс" приступил к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия с 1 апреля 2019 г.
Ответчики Николаев Э.Ц., Николаева М.В., Николаева Е.Э., Николаева Д.Э., Николаева М.Э., зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: Иволгинский район РБ, с. Иволгинск, ул. Новая, д. 1А, кв. 2, относящегося к частному сектору, и являются собственниками, а также пользователями коммунальных услуг, оказываемых по данному адресу.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 25 марта 2019 года N 3/22"О единых тарифах на услугу регионального оператора ООО "ЭкоАльянс" по обращению с твердыми коммунальными отходами в 1 зоне Республики Бурятия на регулируемый период 2019-2022 годы" составляет 67,76 руб. на одного человека.
Истцом начислена ответчикам плата за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.11.2019г. по 30.09.2022г. в размере 11713,50 руб., согласно расчетной ведомости по лицевому счету №210149, открытого на Николаеву М.В.
Расчет за коммунальную услугу произведен в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался ст.ст. 30,153,154 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из тех обстоятельств, что истец правомерно производил ответчикам начисления за коммунальные услуги, ответчики обязательства по оплате услуг по вывозу ТКО в заявленный период не исполнили, расчет образовавшейся задолженности признан судом правильным, в связи с чем, суд признал обоснованными требования о взыскании задолженности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования мировой судья исходили из того, что факт осуществления региональным оператором ООО "ЭкоАльянс", являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в спорный период нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги по вывозу бытовых отходов, либо обращались в ООО "ЭкоАльянс" с претензиями по факту неоказания или некачественного оказания услуги и данная претензия была удовлетворена, в связи с чем, правоотношения между сторонами признаются договорными, действующими, доказательств обратному не представлено, поэтому оснований признать услугу не оказанной, не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм и положений закона суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исковое заявление подано мировому судье, не уполномоченным на то лицом, копия доверенности не содержит право представления интересов истца в судах общей юрисдикции, к которым относятся мировые судьи, суд считает необоснованными, поскольку мировой суд также как и районный относится к судам общей юрисдикции.
Довод ответчика о том, что после отмены судебных приказов о взыскании с ответчиков задолженности за услуги по обращению с ТКО, истец не имел права на обращение к мировому судье в порядке искового производства, является несостоятельным, поскольку в случае отмены судебного приказа статья 129 ГПК РФ предоставляет взыскателю право предъявить заявленные требования в порядке искового производства.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии договорных отношений с ООО "ЭкоАльянс" и не потреблении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку сложившиеся между сторонами отношения признаются договорными в силу ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора. Следовательно, отсутствие письменного договоране может свидетельствовать об отсутствии договорных отношений между региональным оператором, оказывающим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, и лицом, получающим подобные услуги.
Довод ответчика о том, что услугами ООО «ЭкоАльянс» они не пользуются, мусор выносят на специально оборудованные площадки, суд считает несостоятельным, поскольку единственным региональным оператором по обращению с ТКО по сбору, вывозу, транспортировке, размещению, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на основании соглашений от 14.05.2018 и от 20.06.2018 является ООО «ЭкоАльянс».
Вопреки доводамапелляционной жалобы учитывая, что региональным оператором в Республики Бурятия по обращению с твердыми коммунальными отходами является ООО "ЭкоАльянс", мировой судья пришел к верному выводу о наличии между сторонами договорных правоотношений и заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги истца по вывозу мусора, материалы дела не содержат.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, мировой судья правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными районным судом не установлено.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы и прекращению производства по делу по основанию, предусмотренному ч. 3 ст. 328 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 1 Иволгинского района Республики Бурятия от 13 сентября 2023 г. и дополнительное решение от 08.11.2023 г. по иску ООО «ЭкоАльянс» к Николаеву Эдуарду Цыреновичу, Николаевой Марине Викторовне, Николаевой Дарье Эдуардовне, Николаевой Евгении Эдуардовне, Николаевой Марии Эдуардовне в лице законных представителей Николаевой М.В., Николаева Э.Ц. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья: Н.Б. Харимаева
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 марта 2023 г.