Решение по делу № 33-2704/2024 от 28.02.2024

Судья Монина О.И. Дело № 33-2704/2024

№ 2-3426/2023

64RS0047-01-2023-003703-46

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 марта 2024 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Совкича А.П.,

при ведении протокола помощником судьи Грибановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области, действующего в интересах А., к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 29 ноября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично,

заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика Гришиной Ю.М., поддержавшей доводы жалобы, представителя процессуального истца Новопольцевой Ж.Б., возражавшей по доводам жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений,

установила:

прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области, действуя в интересах А., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу обеспечения А. техническими средствами реабилитации. В процессе проверки установлено, что А. является инвалидом группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> ему рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе костыли подмышечные с устройством противоскольжения, ортопедические брюки. 31 мая 2023 года А. в подано заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, на основании которого он поставлен на учет. Вместе с тем, до настоящего времени в нарушение требований законодательства А. средствами реабилитации не обеспечен.

Считая права А. нарушенными, прокурор города Базарно-Карабулакского района Саратовской области просил обязать ОСФР по Саратовской области обеспечить инвалида вышеуказанными техническими средствами реабилитации и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 29 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить А. техническими средствами реабилитации – костылями подмышечными с устройством противоскольжения, ортопедическими брюками, и взыскал в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказал.

Ответчик, не согласившись с постановленным решением, подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что ОСФР по Саратовской области действовало в рамках законодательства и предприняло все возможные меры для обеспечения инвалида средствами реабилитации.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Базарно-Карабулакского района Саратовской области выражает согласие с постановленным судебным актом, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание явились представитель ответчика Гришина Ю.М., поддержавшая доводы жалобы, представитель процессуального истца прокурор Новопольцева Ж.Б., возражавшая по доводам жалобы.

Материальный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что А. является инвалидом группы, инвалидность установлена сроком до <дата>
(л.д. 14).

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от <дата> ему рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе костыли подмышечные с устройством противоскольжения, ортопедические брюки (л.д. 19-25).

31 мая 2023 года А. подал заявление в ОСФР по Саратовской области о предоставлении государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.

В целях обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации ответчиком проведены запросы цен: по обеспечению костылями подмышечными с устройством противоскольжения 25 августа 2023 года, 10 октября 2023 года; ортопедическими брюками – 14 июня 2023 года, 14 июля 2023 года, 30 октября 2023 года, 10 ноября 2023 года.

Вместе с тем, А. на момент рассмотрения дела не обеспечен необходимыми ему средствами реабилитации.

Доказательств, свидетельствующих об обеспечении А. техническими средствами реабилитации ОСФР по Саратовской области не предоставлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240, а также ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, исходил из того, что А., являясь инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации, входящих в Федеральный перечень, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации, предоставление которых производится за счет средств федерального бюджета, и несоблюдение уполномоченным органом требований федерального законодательства по предоставлению таких средств нарушает права и законные интересы инвалида, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Установив факт нарушения ответчиком прав А. на обеспечение техническими средствами реабилитации, необходимыми ему по жизненным показателям и состоянию здоровья, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, поскольку длительное не исполнение ответчиком обязанности по обеспечению истца средствами реабилитации нарушает права А. как инвалида, чем ему причинены моральные и нравственные страдания.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их основанными на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям, при этом исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1
ст. 41 Конституции РФ).

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Федеральный закон
«О социальной защите инвалидов в РФ»), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» (социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).

В п. 2 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу положений ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования РФ.

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – Правила от 07 апреля 2008 года № 240).

Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно п.п. 2, 3, 6 Правил от 07 апреля 2008 года № 240, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ, путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в установленном порядке.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что предоставление средств реабилитации, абилитации направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В соответствии с п. 7 Правил от 07 апреля 2008 года № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил,
в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), либо самостоятельно осуществляет доставку и (или) выдачу технического средства (изделия), приобретенного уполномоченным органом для предоставления инвалиду (ветерану). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2018 года № 86 внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с 09 февраля 2018 года (начало действия постановления Правительства РФ от 30 января 2018 года № 86) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

Вместе с тем на инвалида не может быть возложена обязанность по приобретению технических средств реабилитации за собственный счет. Указанная обязанность в силу законодательства возложена на территориальный орган ОСФР по месту жительства инвалида (ветерана) либо орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ соглашением полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

В п.п. 6, 12 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, поименованы костыли и специальная одежда.

Согласно Приказу Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р», к костылям, в том числе, относятся костыли подмышечными с устройством противоскольжения (6-04-05), к специальной одежде – ортопедические брюки (12-01-02).

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что А. имел право на бесплатное получение технических средств реабилитации, нуждаемость в которых установлена индивидуальной программой реабилитации.

При рассмотрении дела установлено нарушение ответчиком действующего законодательства по обеспечению А. техническими средствами реабилитации. Ответчик не оспаривал тот факт, что с 11 мая 2023 года по день вынесения решения суда истец указанными средствами не обеспечен.

Заявление подано 31 мая 2023 года, однако направления на получение средств реабилитации, предусмотренных индивидуальной программой, А. не выдавались.

Доводы ответчика о надлежащем исполнении обязанности по предоставлению истцу средств реабилитации являются несостоятельными, поскольку установлено, что рекомендованные инвалиду технические средства реабилитации не были предоставлены в течение нескольких месяцев, что нельзя признать надлежащим исполнением.

Ответчик также ссылается на осуществление мероприятий, направленных на обеспечение А. техническими средствами реабилитации, однако доказательств, подтверждающих исполнение обязательств по выдаче технических средств реабилитации в полном объеме, суду не представлено.

Поскольку сам факт нуждаемости истца в указанных средствах реабилитации ответчиком не оспаривается, установив факт несвоевременного обеспечения инвалида, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований о возложении обязанности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить А. костылями подмышечными с устройством противоскольжения и ортопедическими брюками.

Судебной коллегией, с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ и п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в качестве новых доказательств принят акт приема-передачи от 01 ноября 2023 года, из которого следует, что А. получены костыли подмышечные с устройством противоскольжения в количестве 2 шт.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым указать, что решение суда в части возложения обязанности на ОСФР по Саратовской области обеспечить А. техническими средствами реабилитации - костылями подмышечными с устройством противоскольжения не подлежит исполнению в связи с фактическим исполнением.

В соответствии с п. 1 ст. 151 ГК РФ Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

При решении вопроса о моральном вреде, суд обоснованно исходил из требований ст. 151 ГК РФ, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 3 ст. 1099 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ определены случаи, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

В ст. 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Право инвалидов на такую гарантированную меру социальной защиты, как проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, в связи с чем судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Разрешая требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу о наличие оснований для его удовлетворения в виду несвоевременного заключения ОСФР по Саратовской области государственных контрактов на поставку технических средств, не предоставления технических средств реабилитации А.

При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд принял во внимание фактические обстоятельства дела, допущенные со стороны ответчика нарушения прав истца, выраженные в длительном необеспечении техническими средствами реабилитации, состояние здоровья А., степень нравственных страданий истца, вызванных нарушением прав инвалида в сфере социальной защиты, учитывая требования разумности и справедливости, взыскал с ответчика 10 000 руб.

Поскольку размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, оснований для освобождения ответчика от взыскания компенсации у судебной коллегии не имеется.

В апелляционной жалобе ответчиком не приведены обстоятельства, которые могли бы повлиять на определение размера компенсации морального вреда.

Учитывая, что решение истцом не оспаривалось, оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере судебная коллегия не усматривает,

Отклоняя довод ответчика о том, что в материалы дела не представлены доказательства вины ответчика, судебная коллегия исходит из того, что сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Несмотря на наличие у истца права на получение денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения необходимых технических средств реабилитации, данное обстоятельство не освобождает ОСФР по Саратовской области от возложенных на него в силу закона обязанностей. Компенсация морального вреда, причиненного несвоевременным обеспечением инвалида необходимыми техническими средствами, фактически является восстановлением нарушенного права.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ,

определила:

решение Октябрьского районного суда города Саратова от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Решение суда в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обеспечить А. техническими средствами реабилитации - костылями подмышечными с устройством противоскольжения не подлежит исполнению в связи с фактическим исполнением.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 марта 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-2704/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Базарно-Карабулакского района В.А. Бисеров
Агарев Сергей Александрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Бартенев Ю.И.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
29.02.2024Передача дела судье
21.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2024Передано в экспедицию
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее