37RS0010-01-2023-000842-13
Дело № 2-1091/2023 27 сентября 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.,
при секретаре Баранове Д.В.,
с участием представителя истца Колесовой Ж.Н., действующего на основании доверенности, Колесова В.П.,
представителей ответчика ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН», действующих на основании доверенностей, Карика О.П., Карповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2023 года в г. Иваново гражданское дело по иску Колесовой Жанны Николаевны к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о взыскании невыплаченного пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Колесова Ж.Н. обратилась в суд с иском к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о взыскании невыплаченного пособия по безработице.
Иск мотивирован тем, что истец стояла на учете в ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» в качестве безработной с 23.06.2022. В период с 01.06.2015 по 18.06.2022 истец работала в ООО «Краудсистемс». Приказом ответчика от 01.07.2022 установлен период выплаты пособия по безработице 6 месяцев с 21.09.2022 по 20.03.2023. Выплата пособия по безработице за период с 19.12.2022 по 19.01.2023 произведена лишь 21.02.2023. Истец считает, что задержка в выплате пособия связана с неисполнением либо ненадлежащим исполнением сотрудниками ответчика своих должностных обязанностей. В досудебном порядке истец решить вопрос с выплатой пособия возможности не имеет.
На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с ответчика в вою пользу пособие по безработице за период задержки с 19.12.2022 по 21.02.2023, пособие по безработице за период с 20.02.2023 по 20.03.2023.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, от ее имени в деле участвует представитель.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и пояснил, что на момент подачи иска в суд пособие за период с 19.12.2022 по 21.02.2023 ответчиком истцу не было выплачено. Определенные выплаты истцу произведены, однако за какой период времени и в каком размере, представитель истца пояснить не может. Представленный ответчиком расчет выплаченного истцу пособия не доказывает факт его получения истцом в установленные законом сроки и размере. 20.03.2023 истец приходила к ответчику на очередную перерегистрацию, в которой ей по надуманным причинам было отказано. Что касается перерегистрации, которая должна была состояться 18.04.2023, то в указанную дату истец прибыть физически возможности не имела. Надлежащего уведомления истца о перерегистрации, назначенной ответчиком на 18.04.2023, не имелось, лично истец никаких уведомлений о перерегистрации от ответчика не получала. Адрес электронной почты, указанной истцом при обращении к ответчику, ей не принадлежит. Телефонных звонков, из которых бы четко следовало о необходимости явки на перерегистрацию 18.04.2023, истцу не поступало. Поскольку истец незаконно ранее срока была снята с учета и надлежащим образом о явке на перерегистрацию 18.04.2023 к ответчику извещена не была, то истцу за период с 20.02.2023 по 20.03.2023 пособие по безработице до настоящего времени не выплачено. С учетом изложенного, представитель истца просит заявленные требования удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление от 10.05.2023, от 09.08.2023, и пояснили, что за период времени с 19.12.2022 по 21.02.2023 истцу пособие по безработице выплачено в установленный законом срок и размере, что подтверждается материалами дела. Изначально пособие истец получала на банковскую карту, а потом на основании ее же заявления способ выплаты пособия был изменен, а именно, выплаты пособия по волеизъявлению истца стали переводиться ей почтовыми переводами, поэтому увеличилось время их получения, что от ответчика не зависит. Пособие по безработице за период с 20.02.2023 по 20.03.2023 истцу изначально не выплачено в связи с тем, что первоначально она была снята с учета 20.03.2023 в связи с предоставлением ОСФР по Ивановской области недостоверных сведений относительно трудоустройства истца, а впоследствии, когда ответчик получил иные сведения из ОСФР по Ивановской области об отсутствии факта трудоустройства, истец 17.04.2023 была сразу же восстановлена на учете в качестве безработной, однако в назначенное время 18.04.2023, будучи извещенной надлежащим образом, на перерегистрацию к ответчику не явилась. В связи с этим с 19.04.2023 выплата пособия по безработице истцу была приостановлена, а с 20.04.2023 она снята с регистрационного учета в качестве безработного. При этом о необходимости явки на перерегистрацию истец извещалась ответчиком всеми возможными и доступными способами-посредством электронной почты, телефонограммами с использованием адреса электронной почты и номера телефона, которые указывались самим истцом при постановке на учет и в последующем, как средства связи с ней. Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, определенными в ст. 7 ч. 1, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ст. 7 ч. 2; ст. 37 ч. 3; ст. 39 ч. 2). В силу указанных положений Конституции РФ правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ" определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, закрепленного в ст. 37 ч. 3 Конституции РФ.
В названном Законе определены порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 занятость-это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
В ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся, в том числе граждане, работающие по трудовому договору.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1.
В силу ст. 3 п. 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Из п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане: не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 3.1 ст. 15 настоящего Закона); перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
Статья 33 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 закрепляет нормы о размерах пособий по безработице, а также положения об условиях и сроках их выплаты.
Сведения о последнем месте работы являются существенными, обязательными для органов занятости населения, и предоставление недостоверной информации о нем, свидетельствует о незаконном получении денежных средств, с момента их назначения.
Согласно п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона; длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Судом установлено, что 20.06.2022 трудовой договор с истцом расторгнут по инициативе работодателя ООО «Краудсистемс» в связи с ликвидацией (закрытием) обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, на основании п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 81 ТК РФ.
23.06.2022 истец обратилась с заявлением о предоставлении услуги содействия в поиске подходящей работы через общероссийский сайт базы вакансий "Работа в России".
Приказом ответчика от 01.07.2022 истец признана безработной, ей назначено пособие по безработице, установлен период выплаты пособия 6 месяцев с 21.09.2022 по 20.03.2023: в размере 75% средней зарплаты гражданина (16092 рубля) 12069 рублей с 21.09.2022 по 20.12.2022; в размере 60% средней зарплаты гражданина (16092 рубля) 9655,20 рублей, но не выше 5000 рублей с 21.12.2022 по 20.03.2023.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 21.09.2022 по 20.03.2023 истцу ежемесячно ответчиком выплачивалось пособие по безработице посредством безналичных банковских переводов, а впоследствии (с 19.12.2022) посредством почтовых переводов в связи с изменением по инициативе истца способа получения пособия. В общей сложности за указанный период времени истцу выплачено пособие в сумме 46293,07 рублей. Факт получения истцом указанной суммы пособия по безработице подтверждается материалами дела и у суда сомнений не вызывает.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2-6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные п. 8 настоящей статьи,-в налоговые органы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909 утверждены Правила регистрации безработных граждан.
Согласно п. 15 Правил перерегистрация безработных граждан осуществляется на основании сведений и информации, указанных в пунктах 19-21 Правил регистрации граждан, полученных центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также представленных гражданами по собственной инициативе.
21.02.2023 в очередной раз по системе межведомственного взаимодействия из Пенсионного фонда РФ ответчиком получены сведения о факте осуществления трудовой деятельности и информация о периодах, за которые работодатель уплачивал страховые взносы за январь, февраль 2023 года.
Приказом ответчика от 20.03.2023 истец снята с регистрационного учета с 31.12.2022 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, о чем истец узнала при явке на перерегистрацию к ответчику 20.03.2023.
В связи с этим за период с 21.02.2023 по 20.03.2023 пособие по безработице истцу не выплачивалось, что сторонами по делу не оспаривается.
При этом действия ответчика по принятию решения о прекращении выплаты пособия по безработице истцу при указанных обстоятельствах соответствуют требованиям п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 и не противоречат положениям постановления Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909, поскольку сведения о факте осуществления безработным гражданином трудовой деятельности, полученные центром занятости в установленном законом порядке, влекут за собой снятие с регистрационного учета в качестве безработного лица и прекращение выплаты пособия.
Впоследствии по системе межведомственного взаимодействия из Пенсионного фонда РФ ответчиком получены сведения о предоставлении пенсионным органом недостоверных сведений о факте осуществления истцом трудовой деятельности.
17.04.2023 приказом ответчика ранее принятое в отношении истца решение от 20.03.2023 отменено, и истцу направлены уведомления о явке на перерегистрацию, назначенную на 18.04.2023 в 14.00 часов. Однако истец на перерегистрацию в качестве безработного не явилась.
Согласно ст. 35 п. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц в случаях нарушения безработным (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Истцу приостановлена выплата пособия по безработице в связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации, по причине неявки на назначенное посещение 18.04.2023, что подтверждается приказом ответчика от 19.04.2023.
Приказом ответчика от 20.04.2023 истец снята с регистрационного учета, ей прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина.
В ходе рассмотрения дела представитель истца отрицал факт получения истцом какого-либо уведомления о перерегистрации на 18.04.2023 в связи с чем, бездействие ответчика по невыплате истцу пособия за период с 21.02.2023 по 20.03.2023 полагал незаконными.
С данными доводами стороны истца представители ответчиков не согласились, указав на то, что истец надлежащим образом была уведомлена о дне и времени перерегистрации, на которую без уважительных причин не явилась в связи с чем, для нее наступили неблагоприятные последствия; в случае явки на перерегистрацию истцу пособие по безработице за период с 21.02.2023 по 20.03.2023 было бы выплачено.
Согласно п. 14 вышеуказанных Правил центры занятости населения устанавливают безработным гражданам (за исключением граждан, осуществляющих профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению центров занятости населения, и граждан, принимающих участие в оплачиваемых общественных работах) сроки явки (не более 2 раз в месяц) для перерегистрации в качестве безработных граждан. Центры занятости населения направляют безработным гражданам уведомление с указанием даты явки на перерегистрацию. Дата первой явки для перерегистрации устанавливается в день постановки безработного гражданина на регистрационный учет безработных граждан, дата каждой следующей явки-в день соответствующей перерегистрации безработного гражданина.
Безработные граждане, не явившиеся в установленные центрами занятости населения сроки посещения для перерегистрации в качестве безработных граждан, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки (п. 16 Правил).
Приказом Минтруда России от 26.04.2022 N 257н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, в соответствии с которым уважительность причин неявки можно подтвердить следующими документами: 1. справка, выданная в установленном порядке медицинской организацией в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями гражданина, связанными с временной нетрудоспособностью, лечением в санаторно-курортных организациях, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях, осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении, а также необходимостью соблюдения режима ограничительных мероприятий (карантина) гражданами, в отношении которых приняты меры по изоляции, и содержащая сведения о периоде временной нетрудоспособности; 2. документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе; 3. документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при выборе гражданином профессии (специальности), требующей обязательного медицинского освидетельствования; 4. документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя; 5. документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого; 6. документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления, чрезвычайных непредотвратимых обстоятельств (в том числе наводнение, паводок, ураган, землетрясение, дорожно-транспортное происшествие), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; 7. документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения; 8. документы, подтверждающие смерть близких родственников (документы о смерти и документы, подтверждающие родство); 9. документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очно-заочной и заочной формам обучения; 10. решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.
В силу п. 13 Правил зарегистрированный гражданин вправе представить в центр занятости населения документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки для признания его безработным не позднее 7 дней со дня окончания события, послужившего причиной неявки, за исключением случая неявки по причине временной нетрудоспособности. В случае неявки зарегистрированного гражданина по причине временной нетрудоспособности такой гражданин представляет документ, подтверждающий временную нетрудоспособность, в первый рабочий день, следующий за днем окончания периода временной нетрудоспособности. Указанные документы представляются зарегистрированным гражданином лично. Центр занятости населения вносит в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведения о наличии уважительных причин, позволяющих пересмотреть принятое ранее решение об отказе в признании зарегистрированного гражданина безработным. Центр занятости населения принимает решение об отмене решения об отказе в признании зарегистрированного гражданина безработным и о постановке его на регистрационный учет безработных граждан в день представления зарегистрированным гражданином документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки для признания его безработным. Зарегистрированный гражданин признается безработным с первого дня подачи им заявления.
Таким образом, ежемесячная выплата пособия по безработице обусловлена прохождением безработным перерегистрации в сроки, установленные органами службы занятости, и несоблюдение безработным без уважительных причин условий прохождения перерегистрации дает службе занятости право приостановить выплату на срок до трех месяцев со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию, а затем снять гражданина с учета.
Из материалов дела следует, что истец уведомлялась о дне и времени перерегистрации на 18.04.2023 путем направления в ее адрес сотрудниками ответчика уведомления по электронной почте и посредством телефонограммы, которую истец приняла. Извещение истца о перерегистрации направлено посредством известных ответчику средств и способов связи, которые истец самостоятельно указала при регистрации в качестве безработной.
В связи с этим доводы представителя истца о том, что телефонный номер и адрес электронной почты, посредством которых ответчиком направлялись уведомления истцу не принадлежат, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку в силу п. 5 Правил гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы в форме электронного документа. Одним из оснований для отказа центром занятости населения в принятии заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, является представление гражданином недостоверных данных для регистрации в целях поиска подходящей работы (п. 14 Правил).
Поскольку с момента регистрации истца в качестве безработной до момента уведомления ее о перерегистрации прошел длительный период времени, в свои данные истец своевременно изменения не внесла и не сообщила ответчику о недостоверности указанных ею личных данных о себе, то оснований полагать, что уведомления направлялись ответчиком посредством способов связи, не принадлежащих истцу, у суда не имеется.
Таким образом, суд приходит к вводу о том, что истец о явке на перерегистрацию в качестве безработной была извещена ответчиком надлежащим образом, однако на перерегистрацию в установленную дату без уважительных причин не явилась. Доказательств уважительности причин неявки истца на перерегистрацию 18.04.2023 в государственное учреждение службы занятости населения стороной истца не представлено.
С учетом изложенного, действия ответчика по приостановке истцу выплаты пособия и затем по снятию истца с учета в качестве безработной, являлись обоснованными.
В связи с этим законных оснований для взыскания с ответчика в пользу истца пособия по безработице за период с 21.02.2023 по 20.03.2023, не имеется.
Вместе с тем, представитель истца настаивал на том, что истцу за период времени с 19.12.2022 по 21.02.2023 пособие не выплачивалось, а, если и перечислялись какие-то суммы, то с нарушением срока, проверить правильность начисленного пособия не представляется возможным.
Ответчиком в обоснование размера выплаченного истцу пособия по безработице за период с 19.12.2022 по 21.02.2023 представлен подробный расчет, который судом проверен и признается арифметически верным, поскольку он произведен в соответствии с требованиями закона, размер ежемесячного пособия рассчитан ответчиком, исходя из периодов перерегистрации истца в центре занятости населения, с учетом среднего заработка истца по последнему месту работы, процентного соотношения к заработку, фактического количества дней безработицы, включая день последней перерегистрации истца в качестве безработной, т.е. с учетом положений ст. 33 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, приказа Минтруда России от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам".
Суммы, начисленные ответчиком к выплате истцу в качестве пособия по безработице, соответствуют суммам, полученным истцом посредством банковских и почтовых переводов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком пособие по безработице за период с 19.12.2022 по 21.02.2023 выплачено истцу своевременно и в полном объеме. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права истца ответчиком не нарушены, в результате чего оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колесовой Жанне Николаевне к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о взыскании невыплаченного пособия по безработице отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ерчева А.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023.
37RS0010-01-2023-000842-13
Дело № 2-1091/2023 27 сентября 2023 года
Резолютивная часть
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Ерчевой А.Ю.,
при секретаре Баранове Д.В.,
с участием представителя истца Колесовой Ж.Н., действующего на основании доверенности, Колесова В.П.,
представителей ответчика ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН», действующих на основании доверенностей, Карика О.П., Карповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2023 года в г. Иваново гражданское дело по иску Колесовой Жанны Николаевны к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о взыскании невыплаченного пособия по безработице,
руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Колесовой Жанне Николаевне к ОГКУ «Ивановский межрайонный ЦЗН» о взыскании невыплаченного пособия по безработице отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ерчева А.Ю.