Решение по делу № 12-533/2022 от 24.03.2022

Дело №12-533/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Якутск                                                                                                  22 апреля 2022 года

Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Ефимова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Степанова А.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Спиридоновой А.А. от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Степанова Алексея Витальевича – начальника отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Спиридоновой А.А. от ____ года должностное лицо Степанов А.В. - начальник отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз», привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Степанов А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, постановление подлежит отмене.

В судебном заседании представитель Степанова А.В. Неустроева В.А. доводы жалобы поддержала, пояснила, что в действиях привлекаемого к ответственности юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, просила постановление отменить.

В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по РС(Я), надлежащим образом извещенный, не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по РС(Я) проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Сахатранснефтегаз» (далее АО «СТНГ»), по итогам которой составлен акт проверки от ____

____ в рамках плановой выездной проверки в присутствии представителя АО «СТНГ» Степанова А.В. отобраны пробы промышленных выбросов в атмосферный воздух, составлен протоколы отбора проб и образов ____ от ____.

По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по РС(Я) составлены протоколы испытаний от ____ которыми установлено наличие выбросов от стационарных источников загрязняющих веществ – азота оксид. Протоколом испытаний подтверждается осуществление хозяйственной деятельности на объекте и наличие негативного воздействия от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников.

В соответствии со служебной запиской отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по РС(Я) от ____ установлено, что у АО «СТНГ» по объекту НВОС 98-0114-000930-П «Якутский газоперерабатывающий завод» истек срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ____.

____ в отношении Степанова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

____ по делу вынесено постановление о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме.

Из диспозиции ст. 8.21 ч.2 КоАП РФ следует, что основанием для привлечения к административной ответственности является установление в действиях лица факта нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Как установлено судом в ходе судебного заседания, по результатам выездной проверки, проведенной на основании решения от ____ в период с ____ по ____ Управлением Росприроднадзора по РС(Я) в отношении АО «Сахатранснефтегаз» составлен акт проверки от ____ , выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, в отношении Степанова А.В. составлены 8 протоколов об административных правонарушениях и вынесены 8 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.4, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.50 КоАП РФ.

Таким образом, установлено, что в ходе осуществления государственного контроля (надзора), выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, а также двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 4.4 КоАП РФ, дополнена ч. 1 указанной статьи, а также введены ч.ч. 5 и 6.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Согласно ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Таким образом, Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", с изменениями, вступившими в силу 26 марта 2022 года, содержит положения, улучшающие положение лица, совершившего административное правонарушение.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П, императивное по своему характеру правило части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Спиридоновой А.А. от 15 ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степанова А.В. подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении административному органу следует учесть положения ч.ч. 5, 6 ст. 4.4 КоАП РФ и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) Спиридоновой А.А. от ____ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Степанова Алексея Витальевича – начальника отдела охраны окружающей среды АО «Сахатранснефтегаз» - отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья                                              Л.А. Ефимова

12-533/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Степанов Алексей Витальевич
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Ефимова Любовь Алексеевна
Статьи

8.21

Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
25.03.2022Материалы переданы в производство судье
25.03.2022Истребованы материалы
01.04.2022Поступили истребованные материалы
22.04.2022Судебное заседание
22.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее