судья Рубан В.В. |
№ 33а-2117/2020 № 2а-920/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
3 сентября 2020 г. |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Тихоновой Ж.В. |
судей |
Науменко Н.А. |
Камерзана А.Н. |
|
при секретаре |
Синициной М.В. |
с участием прокурора |
Павловой И.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Белокурова Александра Николаевича на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 19 августа 2020 г., которым ему отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 167/855 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пятимандатному избирательному округу № 2».
Заслушав доклад председательствующего судьи Тихоновой Ж.В., заключение прокурора прокуратуры Мурманской области Павловой И.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
установила:
решением Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района от 16 июня 2020 г. № 692 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва.
Решением Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 167/855 Белокурову А.Н., выдвинутому Региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России – Власть Народу» в Мурманской области, отказано в регистрации кандидатом в депутаты по пятимандатному избирательному округу № 2.
Белокуров А.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения территориальной избирательной комиссии, восстановлении возможности проведения мероприятий с избирателями и участия в выборах в качестве кандидата в депутаты по пятимандатному избирательному округу № 2.
В обоснование заявленных требований Белокуров А.Н. ссылался на незаконность оспариваемого решения, поскольку территориальной избирательной комиссией не был разъяснен порядок и сроки сбора подписей избирателей в его поддержку, необходимость представления подписных листов с протоколом об итогах сбора подписей, умышленно были созданы условия для непрохождения в кандидаты отдельных граждан, допущено предвзятое отношение к кандидатам в депутаты.
Решением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 19 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска Белокурова А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Белокуров А.Н., просит отменить решение суда, приводя доводы о несоответствии выводов суда требованиям закона, в том числе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Натаивает на том, что административным ответчиком не исполнена предусмотренная положениями статьи 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ обязанность по его информированию о предоставлении документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, а также по разъяснению порядка участия в избирательном процессе.
Полагает, что документы, представленные стороной административного ответчика, не отвечают требованиям допустимости, поскольку представлены лицом, не имеющим полномочия на представление интересов Кандалакшской избирательной комиссией.
Судом не были истребованы доказательства, необходимые для рассмотрения дела, в частности Устав муниципального образования городское поселение Кандалакша, закрепляющий гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории муниципального образования.
Указывает на нарушение судом норм процессуального права, поскольку суд фактически лишил его права лично участвовать в рассмотрении дела и высказать свою позицию в прениях сторон, в связи с продолжением судебного заседания за пределами режима работы суда.
Указывает на пристрастное отношение к нему со стороны суда, который заведомо действовал и рассмотрел административное исковое заявление в интересах ответчика.
Обращает внимание на незаконность участия помощника прокурора в судебном заседании без предоставления документов, подтверждающих полномочия.
Относительно апелляционной жалобы представителем административного ответчика Кандалакшской территориальной избирательной комиссии Кузнецовой А.А. и заместителем прокурора г. Кандалакши Ежовым С.В представлены возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны.
Представители Кандалакшской территориальной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Мурманской области, регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу» в Мурманской области извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – телефонограммой и посредством факсимильной связи.
Административный истец Белокуров А.Н. извещался телеграммой по месту жительства, указанному в административной исковом заявлении и апелляционной жалобе. Согласно сведениям почтового отделения телеграмма не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Мурманского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ), ходатайств от лиц, участвующих в деле об отложении судебного заседания не поступило, их явка не признана обязательной, в силу части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия по административным делам находит решение суда законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции правильно исходил из правомерности действий территориальной избирательной комиссии в рамках предоставленных ей законом полномочий и обязанности кандидата пользоваться своими правами добросовестно, проявлять должную осмотрительность и заинтересованность относительно полноты представленных им документов, пришел к верному выводу о законности обжалуемого решения об отказе в регистрации кандидата Белокурова А.Н. в связи с невыполнением требований закона о предоставлении в установленный законом срок подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокола об итогах сбора подписей избирателей, а также несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, достаточно исследовал их и к установленным правоотношениям, применил надлежащий закон – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), Закон Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее – Закон Мурманской области от 09 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО).
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а также для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Аналогичные основания содержатся в пункте 25 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее – Закон Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 12, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи) либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Пунктом 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ для соответствующей избирательной комиссии установлен срок для принятия решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации - в течение 10 дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, и в этот же срок комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, который не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Кандалакшской территориальной избирательной комиссии № 154/771 от 21 июня 2020 г. определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов депутаты Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, что составляет 10 подписей, а предельно возможное количество, представляемых для регистрации – 14.
Период приема избирательной комиссий документов, необходимых для выдвижения и регистрации в депутатов Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва определен с 4 июля 2020 г. по 3 августа 2020 г.
25 июля 2020 г. в Кандалакшской территориальной избирательной комиссии представлено извещение Регионального отделения политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» о проведении мероприятия (общего собрания) по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты.
При этом согласно официальному сайту Избирательной комиссии Мурманской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» отсутствует в списке политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями, иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов считаются поддержанными избирателями и не требует сбора подписей избирателей на выбора депутатов представительных органов муниципальных образований Мурманской области (Приложение № 2 к постановлению Избирательной комиссии Мурманской области от 20.09.2018 № 40/268).
01 августа 2020 г. Белокуров А.Н. уведомил Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию о выдвижении его региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу» в Мурманской области в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва по пят и мандатному избирательному округу № 2, представив в избирательную комиссию следующие документы: заявление о согласии баллотироваться; копию паспорта гражданина Российской Федерации; копию документа об образовании - аттестата от * года № *; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации; справку о членстве в региональном отделении политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть Народу» в Мурманской области; протоколы заседания общего собрания членов регионального отделения партии от 25 июля 2020 года, на котором было принято решение о выдвижении Белокурова А.Н. кандидатом в депутаты в Совет депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района по избирательному округу № 2; сведения о размере и об источниках его доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; фотографии 3x4 2 штуки.
Белокурову А.Н. выдано письменное подтверждение получения данных документов, в котором он подтвердил получение разрешения Кандалакшской территориальной избирательной комиссии на открытие специального избирательного счета.
03 августа 2020 г. Белокуровым А.Н. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлены документы об открытии специального избирательного счета кандидата в депутаты и первый финансовый отчет.
О получении данных документов Белокурову А.Н. выдано письменное подтверждение, в котором он одновременно уведомлен о времени проведения заседания Кандалакшской территориальной избирательной комиссии по вопросу его регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, назначенного на 10 августа 2020 г. в 17 часов 00 минут. При этом, письменное подтверждение содержало информацию, о том, что письменное уведомление Кандалакшской территориальной избирательной комиссии о наличии неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению представленных им документов, необходимых для выдвижения и (или) регистрации кандидата, кандидат сможет получить в избирательной комиссии 5 августа 2020 г. в 17 часов 00 минут.
5 августа 2020 г. Белокурову А.Н. выдано уведомление о выявлении в представленных им документах неполноты сведений о кандидате, а именно: в заявлении о выдвижении неверно указано наименование избирательного округа; в заявлении о выдвижении неверно указано наименование регионального отделения политической партии; в заявлении о выдвижении не указан уровень образования, год окончания учебного учреждения, реквизиты документа об образовании; в заявлении о выдвижении не указан субъект Российской Федерации, в котором находится место жительства кандидата; в заявлении о выдвижении неверно указано наименование представительного органа муниципального образования; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности представлены не по форме, установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ; в представленных сведениях о доходах отчество кандидата указано не полностью, не указан источник дохода, не указан ИНН, не указаны вид и модель транспортных средств, а также наименование и адрес банка, номер счета, сведения об остатках на счете.
Кроме того, Белокурову Л.Н. было указано на отсутствие документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата предусмотрено законодательством (копии трудовой книжки или справки с места работы, копии пенсионного удостоверения).
Согласно уведомлению, кандидат в депутаты Белокуров А.Н. вправе внести уточнения и дополнения в представленные документы, представить копии недостающих документов до 14 часов 00 минут 8 августа 2020 г.
8 августа 2020 г. Белокуровым А.Н. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлено заявление об уточнении сведений о кандидате, к которому были приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности по установленной форме, копия пенсионного удостоверения Белокурова А.Н., копия аттестата об окончании Технического училища № 7.
Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей Белокуровым А.Н. в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию представлены не были. Из объяснений административного истца установлено, что он не знал о необходимости сбора подписей избирателей в свою поддержку.
Решением Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. № 167/855 Белокурову А.Н. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша по пятимандатному избирательному округу № 2 на основании подпунктов «в», «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта 3 пункта 25 статьи 21, подпункта 1 пункта 25.1, статьи 21 Закона Мурманской области от 09 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО.
Из содержания решения, а также выписки из протокола заседания Кандалакшской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2020 г. следует, что поводом для отказа Белокурову А.Н. в регистрации послужило то, что по состоянию на 18 часов 00 минут 03 августа 2020 г. кандидатом в депутаты в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию не представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей, а также в нарушение подпункта «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» региональное отделение политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» в Мурманской области о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, известило Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию менее чем за один день до дня проведения мероприятия.
Суд первой инстанции на основании приведенных законоположений и фактических обстоятельствах, подтверждаемых материалами дела, пришел к верному выводу о непредставлении административным истцом документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты, правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска и отмены решения об отказе в регистрации кандидата.
Пунктом 1 статьи 35.1, пунктами 15, 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктами 12, 13 статьи 20 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО установлено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. После окончания сбора подписей подписные листы представляются в комиссию вместе с протоколом об итогах сбора подписей.
Пунктом 5 статьи 19.3 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО определено, что перечень политических партий, выдвижение которыми кандидатов, списков кандидатов не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, составляются избирательной комиссией Мурманской области, размещаются на ее официальном сайте в сети Интернет и обновляются по результатам выборов Мурманской областной Думы и выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, избрания депутатов представительных органов муниципальных районов из состава представительных органов поселений.
В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 16 ЗМО Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО выдвижение кандидата (списка кандидатов) начинается со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения о назначении выборов, но не ранее чем за 70 дней до дня голосования.
Период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, начинается не ранее чем за 70 дней до дня голосования и заканчивается не позднее, чем за 40 дней до дня голосования.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов начинается со дня, следующего за днем получения уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов в соответствии со статьями 19.1 и 19.2 настоящего Закона.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Из пункта 1 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО следует, что регистрация кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом документов, представляемых не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в том числе при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии ее регионального отделения или иного структурного подразделения, на которую распространяется действие пунктов 1 и 2 статьи 19.3 настоящего Закона, и первого финансового отчета либо уведомления кандидата, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 39 настоящего Закона.
С учетом приведенного правового регулирования, Белокурову А.Н., выдвинутому в кандидаты Региональным отделением политической партии «Народно-политическая партия России – Власть Народу», не включенной в перечень политических партий, выдвижение которыми кандидатов не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Мурманской области, для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было представить в Кандалакшскую территориальную избирательную комиссию до 18 часов 3 августа 2020 г. документы, предусмотренные статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Непредставление административным истцом для регистрации кандидатом в депутаты вышеуказанных документов свидетельствует о неисполнении Белокуровым А.Н. требований пунктов 2, 2.2 и 3 статьи 38 Федерального закона № 67—ФЗ, пункта 1 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО, что является основанием для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидаты в депутаты, поскольку нарушает требования избирательного законодательства, а также нарушает равенство всех кандидатов перед законом и ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями.
Кроме того, из материалов дела следует, и правомерно принято во внимание судом первой инстанции, что о проведении региональным отделением политической партии «Народно-патриотическая партия России - Власть народу» 25 июля 2020 г. общего собрания по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Кандалакшской территориальной избирательной комиссии стало известно из соответствующего письменного извещения, поступившего в избирательную комиссию 25 июля 2020 года, то есть в день проведения собрания, что свидетельствует о нарушении требований, установленных подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»,
Несоблюдение политической партией требований к выдвижению кандидатов в депутаты, в силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта 2 пункта 25 статьи 21 Закона Мурманской области от 9 марта 2007 г. № 841-01-ЗМО также является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
При указанных обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата Белокурова А.Н. в депутаты Совета депутатов муниципального образования городское поселение Кандалакша по пятимандатному избирательному округу № 2 соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Суд обоснованно не согласился с доводами административного истца, повторяемыми в апелляционной жалобе, о том, что территориальной избирательной комиссией в нарушении требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ не был разъяснен порядок и сроки сбора подписей избирателей в его поддержку, а также не сообщено о необходимости представления подписных листов с протоколом об итогах сбора подписей.
По своему смыслу пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 27 августа 2013 г. N 8-АПГ13-8, данная норма Федерального закона предоставляет кандидатам и избирательным объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов, то есть избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответственность за непредоставление необходимых для регистрации документов в соответствии с требованиями законодательства возлагается на кандидата – административного истца Белокурова А.Н.
Более того, доводы о предвзятости Кандалакшской территориальной избирательной комиссии к оформлению Белокуровым А.Н. документов для регистрации опровергаются материалами дела, поскольку анализ представленных административным истцом документов и уведомления комиссии от 5 августа 2020 г. о выявленных в них недостатках позволяет сделать вывод о существенности изложенных замечаний.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении территориальной избирательной комиссией права административного истца на информирование о предстоящих выборах, предусмотренного статьей 45 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, отклоняются судебной коллегией как противоречащие материалам дела.
Из представленных в материалы дела копий газеты «Нива» № 23 (2506) от 18 июня 2020 г., № 26 (2509) от 9 июля 2020 г., а также газеты «Информационный бюллетень администрации муниципального образования Кандалакшского района» № 24 от 9 июля 2020 г. следует, что административным ответчиком было современно размещено решение Совета депутатов городского поселения Кандалакша № 692 от 16 июня 2020 г. о назначении выборов в представительный орган местного самоуправления, а также информация о перечне документов, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Кандалакша Кандалакшского района пятого созыва, о наличии форм и образцов данных документов на странице избирательной комиссии на сайте администрации.
При таких данных суд пришел к верному выводу о том, что действия Кандалакшской избирательной комиссией в полной мере соответствуют требованиям избирательного законодательства.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Учитывая установленные судом обстоятельства, положения действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым решением, действиями избирательной комиссией нарушений требований законодательства, а также нарушения прав и свобод административного истца не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Также судебная коллегия полагает обоснованными доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем оформлении полномочий представителя Кандалакшской территориальной избирательной комиссии Кузнецовой А.А., о недопустимости в качестве до░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №105/636 ░░ 08 ░░░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 15 ░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 54 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17.01.1992 № 2202-1 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 31 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 174, 177, 308, 309, 310, 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: |
░░░░░: |