№ 2-289/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п.г.т. Анна «4» апреля 2016 г. Воронежской области
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Аннинского районного суда Воронежской Борзакова Ю.И.,
с участием истца Самофаловой В.В.,
представителя администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Черновой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самофаловой Веры Васильевны к администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л:
С обратилась в суд с иском к администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом и земельный участок. Истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. между ней – Г, и К был заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ К умер. Право собственности К на указанные объекты недвижимого имущества подтверждается выпиской из похозяйственной книги, хранящейся в администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области. ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был поставлени на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. С момента покупки дома и земельного участка и до настоящего времени она проживает в этом доме, производит в нем ремонт за счет собственных среедств, пользуется земельным участком. Зарегистрировать свое право собственности на недвижимое имущество не представляется возможным из-за отсутствия правоустанавливающих документов. После смерти К, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственнное дело не открывалось. Просит признать за ней, С, право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым нмером №, и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес> (л.д. 2-3).
В судебном заседании истец С поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. При этом пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ года она купила у К жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. К проживал в этом доме один, имел преклонный возраст, нуждался в уходе. Его сыновья посоветовали ему продать дом и перехать для проживания к ним. Узнав об этом, она договорилась с К о купле-продаже дома. К назвал стоимость дома и земельного участка семьдесят тысяч рублей. Она согласилась с такой ценой. ДД.ММ.ГГГГ они совершили сделку по купле-продаже дома. Они заключили договор купли-продажи жилого дома с земельным участок. В соответствии с договором она заплатила К <данные изъяты> рублей за дом и <данные изъяты> рублей за земельный участок. После этого К попросил на некоторое время остаться проживать в доме, пока он не подготовится к переезду. Однако через два месяца после этого, в ДД.ММ.ГГГГ года, К умер. После похорон К, в ДД.ММ.ГГГГ года, она со своей семьей переехала в дом, который купила у него, и стала проживать. До настоящего времени она продолжает открыто и добросовестно пользоваться этим домом, проживать в нем, производит необходимый ремонт, обрабатывает земельный участок. Близкие родственники К, - его сыновья, знают, что она купила указанные дом и земельный участок, никто из них своих прав на указанное имущество не заявлял, наследственнное дело по имуществу К не открывалось. Вместе с тем оформить в установленном порядке свое право собственности на указанные жилой дом и земельный участок она не может по причине отсутствия у продавца правоустанавливающих документов. Сделка между ней и К является состоявшейся, все условия договора сторонами были выполнены, она уплатила породацу полную стоимость дома и земельного участка, а ей в собственность были переданы указанные объекты недвижимости. Просит признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>
Представитель администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области Кузнецов А.А., действующий на основании доверенности (л.д. 45), в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Самофаловой В.В.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд находит исковые требования Самофаловой В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о заключении брака <данные изъяты> №, выданному Старотойденской сельской администрацией Аннинского района Воронежской области, С и Самофалова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. До регистрации брака С имела фамилию Г (л.д. 11).
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> №, выданному администрацией Верхнетойденского сельского совета Аннинского района Воронежской области К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 12).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между продавцом К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и покупателем Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был заключен в письменной форме договор купли-продажи жилого дома с земельным участком. Согласно договору К продал, а Г купила жилой дом полезной площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок размером <данные изъяты> кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>. Цена жилого дома, согласно договору, составляет <данные изъяты> рублей, цена земельного участка – <данные изъяты> рублей (л.д. 6).
По условиям п. 2 договора покупатель уплачивает деньги полностью при подписании договора. Договор купли-продажи жилого дома и земельного участка подписан сторонами: продавцом К, покупателем Г (л.д. 6).
Как пояснила в судебном заседании истец Самофалова В.В., она сразу же после составления договора купли-продажи уплатила продавцу К деньги в полной сумме - семьдесят тысяч рублей, после чего договор был подписан продавцом и ею.
У суда нет оснований сомневаться в правдивости сведений, сообщенных истцом, поскольку факт уплаты денег за приобретаемый жилой дом и земельный участок, подтверждается собственноручной подписью продавца К (л.д 6).
Как установлено судом, в течение двух месяцев после сделки продавец К продолжал проживать в указанном доме, подготавливаясь к переезду на другое место жительства, а в январе 2002 года, после смерти и похорон К, Самофалова В.В. со своей семьей вселилась в указанный жилой дом и до настоящего времени проживает в нем.
Указанные факты не оспариваются представителем администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, а также подтверждаются показаниями свидетелей.
Так, допрошенные в судебном заседании свидетели К и М показали, что в <адрес>, проживал К В силу своего преклонного возраста он часто болел, нуждался в уходе. У К были два сына. В ДД.ММ.ГГГГ году сыновья сказали К продавать дом и переезжать к ним. Дом у К купила Самофалова В.В.. Однако, вскоре после купли-продажи дома К умер, не успев уехать к сыновьям. В ДД.ММ.ГГГГ года приезжали сыновья, похоронили К После этого в дом, в котором проживал К, переехала Самофалова В.В. со своей семьей, и до настоящего времени в этом доме проживает.
Согласно п. 8 договора купли-продажи жилого дома с земельным участком покупатель Г приобретает право собственности на жилой дом и земельный участок после регистрации перехода права собственности в ГУЮ «ВОЦГРПН» в Аннинском филиале Воронежской области.
Вместе с тем в связи с отсутствием у продавца К надлежаще оформленных документов на земельный участок и жилой дом, и в связи с его смертью, истица до настоящего времени лишена возможности в установленном законом порядке зарегистрировать свои права на приобретенные по договору купли-продажи объекты недвижимостьи.
Судом установлено, что истец полностью оплатил стоимость объектов недвижимости, и с ДД.ММ.ГГГГ года стал проживать в жилом доме, пользоваться земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, несет бремя содержания указанного имущества за счет своих личных средств.
Согласно выписке из похозяйственной книги № администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, заложенной в 2007 году, лицевой счет №, за К значится жилое домовладение, находящееся по адресу: <адрес>. Дом расположен на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности К (л.д. 13).
Согласно справке администрации Верхнетойденского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности К, умершему ДД.ММ.ГГГГ, никто не зарегистрирован (л.д. 14).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, площадь <данные изъяты> кв.м., его правообладателем является К (л.д. 17).
Согласно сообщению нотариуса нотариального округа Аннинского района Воронежской области Л № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело по имуществу К, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не открывалось (л.д. 21).
Как установлено судом, договор купли-продажи жилого дома с земельным участком, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между К и Г, полностью соответствует требованиям, предусмотренным ст. 429 ГК РФ, а именно заключен в письменной форме, содержит все существенные условия, позволяющие установить предмет, цену и другие существенные условия.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что фактически между сторонами было достигнуто соглашение о заключении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка.
Указанный договор соответствует требованиям, предъявляемым к договору, полностью исполнен сторонами, расчет произведен между покупателем и продавцом полностью, фактическая передача дома и земельного участка произведена, то есть имеются основания для признания указанного договора состоявшимся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
С учетом изложенного исковые требования Самофаловой В.В. признаются судом обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Самофаловой Веры Васильевны удовлетворить.
Признать за Самофаловой Верой Васильевной право собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Признать за Самофаловой Верой Васильевной право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: _____________ Ю.И. Борзаков
(подпись)
Решение суда принято в окончательной форме 8 апреля 2016 года.