ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 20 ноября 2020 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области к Пирожкову Юрию Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование своих требований административный истец указал, что Пирожков Ю.В. состоит на налоговом учете и является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, в соответствии со ст.ст. 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с отсутствием уплаты сформировалась задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 10280 руб. и пени 147 руб. 60 коп., земельный налог в размере 3758 руб. и пени 53 руб. 96 коп.
По правилам ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику направлено требование об уплате налога и пени от *** ***. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджет соответствующие задолженности.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 10280 руб. и пени 147 руб. 60 коп., земельный налог в размере 3758 руб. и пени 53 руб. 96 коп.
Определением от 17.09.2020 административное исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства, сторонам предложено в срок до *** представить в суд и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований, также разъяснено, что они вправе представить в суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок до ***.
Копия определения от 17.09.2020 административным ответчиком была получена *** (л.д. 21).
С учетом положений статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тесту – НК РФ).
В силу п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Кодекса.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по земельному налогу определяется на основании ст. 390 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании статьи 31 НК РФ, МИФНС № 29 по Свердловской области административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 10 280 рублей и земельный налог за 2017 г. в размере 3758 рублей, со сроком исполнения до *** (л.д. 16).
Обязанность по уплате указанных налогов Пирожковым Ю. В. не была исполнена, в связи с чем, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС № 29 по Свердловской области в его адрес направлено требование:
*** об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ***: налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в соответствии со ст. 409 НК РФ – 10280 руб., пени – 147 руб. 60 коп., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог 3758 руб., пени 53 руб. 96 коп. Срок уплаты до ***.
В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 этого же пункта).
Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и, соответственно, исчисления срока для обращения в суд является установление наличия/отсутствия превышения общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены, в связи с чем, на основании статей 45 и 48 НК РФ и статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец 20.06.2019 обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пирожкова Ю.С. налога на имущество физических лиц – 10 280 руб., пени – 147 руб. 60 коп., земельного налога – 3758 руб., пени 53 руб. 96 коп., всего 14239 руб. 56 коп.
Мировым судьей судебного участка № 8 Кировского судебного района 24 июня 2019 года вынесен судебный приказ.
Определением от 05.03.2020 в связи с поступлением возражений от Пирожкова Ю.С. отменен судебный приказ №2А-802/2019.
Суд исходит, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов – *** (срок уплаты до ***, окончание срока – ***).
Настоящее административное исковое заявление налоговый орган направил путем почтовой связи 09.09.2020, то есть с пропуском шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа – *** (окончание срока – ***).
Разрешая вопрос о восстановлении срока, суд учитывает следующее.
В обоснование уважительности причины пропуска указанного срока, доказательств налоговым органом не предоставлено.
При этом, судом учитывается, что Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области получена копия определения об отмене судебного приказа 27.03.2020.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Налоговый кодекс Российской Федерации течение срока обращения в суд связывает исключительно с датой исполнения требования и датой отменой судебного приказа. Суд учитывает, что в деятельности налоговой инспекции должно быть преобладающим абсолютное и неукоснительное соблюдение установленных сроков, восстановление которых не может быть исключено, но только в крайне редких ситуациях и с учетом совокупности всех обстоятельств дела. С учетом пропуска срока на обращение в суд со взысканием обязательных платежей и санкций, отсутствия каких-либо законных оснований для восстановления срока, установленного ст. 48 НК РФ, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований к Пирожкову Ю. В.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области к Пирожкову Юрию Владимировичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу – оставить без удовлетворения.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья Н. А. Маркова